Из цикла «Пути мира и добра», темы: Хесед, Гостеприимство, Благодарность, Ицхак Сильвер, Любовь к ближнему
1. Гостеприимство в иудаизме считается очень важной заповедью. Это связано не только с понятиями добра и взаимопомощи. Прием гостей сравнивается со встречей Шехины, что вносит в дом частицу Божественного света. В этой главе вы сможете увидеть, каким правилам и традициям необходимо следовать тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь.
2. Если вы видите человека, который нуждается в ночлеге или в отдыхе, нужно привести его домой. Обращаться с ним нужно так же, как хотелось бы, чтобы обращались с вами в подобной ситуации. Мудрецы говорили: «Заслуга того, кто принимает гостей, подобна заслуге того, кто спешит утром в дом учения». И еще говорили они: «Прием гостей важнее, чем прием Шехины».
Рассказывают, что однажды рав Хаим из Воложина не пришел в назначенное время на молитву. Служка синагоги (шамаш) отправился на поиски и обнаружил рава Хаима дома за трапезным столом. За столом сидели гости. Рав Хаим заметил удивление на лице шамаша и объяснил: «Мудрецы называют молитву принятием Шехины, а, как известно, прием гостей важнее этого».
3. Этот закон не ограничен временем или местом. Заповедь принимать гостей относится как к мужчине, так и к женщине, и хотя заповедь, в основном, касается самого хозяина, следует приучать к ней и детей, и принимать с радостью их предложение помочь приготовить место или принести еду гостям.
4. Заповедь заключается не только в том, чтобы впустить нуждающегося в дом, но и в том, чтобы дать ему ночлег, накормить, напоить (насколько это возможно) и проводить в дорогу. При необходимости нужно предоставить гостю возможность искупаться и обеспечить ему место для отдыха, чтобы он чувствовал себя спокойно и не переживал. Но это не значит, что нужно отказаться от приема гостей, если хозяин заранее знает, что не сможет сделать все перечисленное в виду своей занятости или по причине болезни.
5. Заповедь принимать гостей выполняется, даже когда гость — богатый человек, который может себя сам обеспечить. Тем более, если речь идет о бедном человеке — ведь в таком случае выполняется также заповедь цдаки (помощи малоимущему).
6. Когда начинается трапеза, хозяину предоставляется право произнести благословение и разрезать хлеб. Когда хозяин сам делит и раздает еду гостям, вполне вероятно, что порции будут больше. Не следует приглашать на трапезу больше людей, чем вы готовы принять на самом деле.
7. Во время еды не следует смотреть в тарелку гостю, чтобы тот не чувствовал себя скованно. Кроме того, во время трапезы следует быть спокойным и умиротворенным и создавать приятную атмосферу. Если гости сказали хозяину что-то неприятное, не стоит обращать на это внимания, потому что в любом случае за прием гостей ему полагается большая награда Свыше.
Однажды рав Йосеф Дов Соловейчик приехал в еврейский городок Барановичи. Он направился искать гостиницу, о которой ему рассказали местные жители. Когда он вошел в дом, хозяин не узнал его. В тот момент он занимался приготовлениями к встрече знатного гостя — раби из Куйдинова, и поэтому разговор был очень краток: «Найди себе сам место, где сможешь», — сказал хозяин, продолжая наводить порядок. Неожиданно на пороге появился раби из Куйдинова, и, увидев рава Йосефа, сразу направился к нему. Его лицо отражало восторженность и трепет, и он оказал особое уважение раву Соловейчику. Хозяин дома понял, что за гость попал к нему, и очень смутился. Он решил смягчить ситуацию: подошел к раву Соловейчику, начал говорить с ним очень уважительным тоном, и предложил ему хорошую просторную комнату. «Теперь я понимаю, почему мы учим о заповеди принимать гостей именно у праотца Авраама, — сказал рав Йосеф Дов, — хотя Лот тоже принимал гостей, рискуя своей жизнью. Дело в том, что праотец Авраам с радостью принимал даже тех гостей, которые выглядели как идолопоклонники или как люди низкого сословия. Лот же с самого начала знал, что к нему пришли ангелы, и если бы мы приводили его в пример, можно бы было предположить, что следует оказывать особый прием только ангелам и великим праведникам, а не простым людям».
8. Следует делать все возможное в интересах гостя, поэтому, если кто-то ищет ночлег, и вы знаете, что рядом живут люди, которые с радостью примут гостя и помогут ему всем необходимым (в то время, как вы сами по какой-то причине не можете это сделать), не следует лишать путника этой возможности.
9. Если путник спешит и не может долго оставаться в гостях, или не хочет утруждать хозяина, нельзя его задерживать.
10. Если у вас большой дом, правильным будет выделить одну комнату для приема гостей. Что касается руководителей общины, то в каждом городе, по возможности, нужно направить часть средств на строительство ахнасат орхим (дома для нуждающихся и путников, в котором их ждет обед и теплый ночлег).
11. Даже бедные или больные люди должны, по возможности, принять участие в этой заповеди. Однако, в первую очередь, они должны сделать все необходимое для себя и для своей семьи, и только потом приступить к приему гостей. Это выражено в правиле «Хайеха кодмим» (Сперва позаботься о своем жизнеобеспечении).
Однажды в праздник Суккот к главному раввину Вильнюса, раву Хаиму Озеру Гродзенскому, пришел еврей, у которого не было ни еды, ни сукки. Рав Хаим Озер попросил, чтобы ему подали еды, а сам извинился и сказал: «Вы можете спуститься в сукку и поесть, а я останусь дома, потому что неважно себя чувствую, и как вы знаете, больной человек не обязан есть в сукке». Когда гость уже сидел за роскошно накрытым столом в сукке, он увидел, как раби Хаим с трудом спускается вниз. Гость был просто поражен, а раби Хаим подошел и объяснил свое поведение следующим образом: «Меня вдруг посетила мысль о том, что больной человек хоть и освобожден от заповеди сидеть в сукке, тем не менее, не освобожден от заповеди принимать гостей, и ведь праотец Авраам делал это, даже когда испытывал боль (после обрезания). Так что неуважительно и неприемлемо, что мой гость будет сидеть в сукке один, а я буду в это время дома».
12. Существует особая заповедь устраивать трапезу в праздничные дни. Рамбам пишет, что если человек закрывает дверь и наслаждается праздничной трапезой только со своими домашними (не позволяя при этом бедным войти и попросить еды), считается, что он не выполняет заповедь, а лишь наполняет свое брюхо. Поэтому в праздники нужно приглашать на трапезу бедных или хотя бы позаботиться, чтобы у них было все необходимое для проведения праздника.
13. Заповедь «принимать гостей» может выполнить и женщина, но при этом нужно избегать ненужных разговоров и нарушения йихуда (запрет уединения мужчины и женщины), тем более, если она не замужем, или муж не находится в городе. Она должна при этом вести себя предельно скромно. Не следует также женщине выходить на улицу, чтобы раздавать еду бедным; эту заповедь она может выполнить и рядом с домом.
14. Не принято, чтобы женщина в обществе пила крепкие напитки. Даже если дома муж позволяет ей пить вино и другие спиртные напитки, находясь в гостях, она должна избегать этого.
15. Не следует приглашать в дом недостойных людей.
16. В прошлом, когда существовал Храм, еврей мог принести жертвы и искупить свои грехи. Но после разрушения Храма наш стол, за которым мы едим, подобен очищающему нас жертвеннику. И если за ним сидят мудрецы Торы, трапеза приравнивается к жертвоприношению (когда Всевышний принимал дары, поднятые на жертвенник).
17. Нельзя говорить гостю: «Заходи и поешь со мной, поскольку я когда-то ел у тебя», чтобы это не выглядело, как возврат долга. Ведь если это будет восприниматься как выплата долга, возникает проблема с рибитом (процентами): если гость съест больше, это будет подобно возврату долга с процентами. Но разрешается говорить человеку «Поешь сначала со мной, а в другой раз я приду к тебе в гости», независимо от того, какое количество еды ест каждый.
18. Заповедь проводить гостей (и указать им дорогу, чтобы они не заблудились) считается даже более важной, чем заповедь принимать их. Мало того, тот, кто из-за лени не провожает гостей, приравнивается к убийце. В прошлом бейт-дин назначал людей, которые помогали путникам выйти из города в нужном направлении и снабжали их минимальным запасом еды на дорогу. Главным образом, эта заповедь касается людей, незнакомых с местностью.
Принято, что учитель провожает своего ученика до границы города, где уже заканчиваются постройки и жилые дома. Ученик провожает своего учителя до расстояния парсы (приблизительно 4000 метров) Если речь идет о знаменитом мудреце Торы, то до трех парсаот. Что касается друзей, в этом случае говорится о расстоянии в 2000 ама (приблизительно 1000 метров).
Существует мнение, что вышесказанное относилось, в основном, к временам, когда не было указателей дорог и т.п., и, заблудившись, человек мог попасть в опасную ситуацию. Но даже в наше время, когда везде есть указатели с названиями улиц и номерами домов, и нет особой проблемы добраться до нужного места, принято провожать гостя до ворот или пройти с ним хотя бы 4 амы (приблизительно 2 метра).
Однажды в доме одного из богатейших людей Вильнюса вспыхнул пожар. Все знали, что этот человек всегда радушно принимал гостей, поэтому все были очень удивлены. Некоторые решили спросить Виленского Гаона, почему добрые дела этого богача не защитили его от пожара. Гаон ответил: «Этот человек давал всем еду и питье, но никогда не провожал своих гостей». ЭШеЛь* — это сокращение, образованное от трех слов: ахила (еда), штия (питье) и левая (заповедь проводить гостей). Но у него остались только буквы «алеф» и «шин», что вместе образует слово «эш» (огонь). Так что эта заповедь не смогла защитить его от огня.
Правила, которых должен придерживаться гость
19. Гость не должен просить добавки, если он подозревает, что у хозяина нет достаточно еды. Если хозяин окажется в неудобном положении и будет вынужден выложить на стол больше еды (а его финансовое положение этого не позволяет), со стороны гостя это будет подобно воровству. В некоторых случаях, когда хозяину нечего подать гостям, он может умереть от стыда в прямом смысле этого слова.
По этой причине считается неприемлемым приходить, когда трапеза уже заканчивается, и на столе почти не осталось еды. Несмотря на то, что мудрецы говорили: «Тот кто не оставляет на столе кусок хлеба в конце трапезы, не видит благословения» (ведь в любой момент может постучаться бедняк и попросить еды, а в те времена еду долго не хранили), бедняку не стоит полагаться на это и приходить в то время, когда большинство людей уже завершают свою трапезу.
20. Нельзя приводить с собой других людей, если это не обговорено заранее, или появляться внезапно, не предупредив хозяина заранее о своем визите.
21. Гостю не разрешается брать еду со стола и передавать детям хозяина без его разрешения, поскольку если, в конечном итоге, еды будет недостаточно, это может поставить хозяина в неловкое положение. Однако существует мнение, что это касается только тех случаев, когда на столе есть ограниченное количество еды, если же еды достаточно, то в этом нет никакого запрета.
22. Вышеуказанный закон относится только к гостям, Сыну же, который трапезничает у своего отца, разрешается взять еду со стола и дать бедняку. Точно также и рабочий во время обеденного перерыва (на трапезе, организованной его работодателем) может поделиться с бедняком или угостить сына хозяина.
23. Не следует мудрецу Торы сидеть за одним столом с безграмотными и невежественными людьми. Известно, что в прошлом некоторые мудрецы не соглашались трапезничать за одним столом с человеком, о котором они ничего не знают.
24. Отказ на приглашение участвовать в заповеданной трапезе (например, в честь брит-милы или на свадьбе) обычно считается серьезным нарушением, однако если известно, что там присутствуют недостойные люди, нет обязанности есть вместе с ними.
25. Когда человек посещает вторично район, где он был в гостях, ему не следует искать другого места для ночлега, если нет на это особой причины, чтобы люди не подумали, что предыдущие хозяева тяжелые или жадные люди.
26. Гость должен слушаться хозяина и выполнять любые его просьбы, если при этом не нарушается никакой запрет и никому не наносится ущерб.
27. Если есть подозрение, что хозяин дома не следит за кашрутом, когда дело касается его любимых продуктов, гостю запрещено есть эти продукты. Но даже если гость лично не знаком с хозяином дома, разрешается есть у него, пока нет никаких свидетельств или слухов, дискредитирующих его. Ведь изначально каждого еврея мы должны принимать за кошерного и праведного. Однако если гость платит за обед (например, в гостинице), он обязан выяснить заранее степень кошерности еды.
28. Хороший гость говорит: «Как потрудился хозяин, как много выставил на стол, и как все было вкусно! И все это — для меня!» Но не следует так расхваливать хозяина публично, и тем более в присутствии недостойных людей, чтобы они впоследствии не злоупотребили гостеприимством хозяина.
Если гостя попросили дать урок или сказать слова Торы, он должен начать свою речь со слов благодарности к хозяину.
29. Гость должен поблагодарить хозяина и поинтересоваться его самочувствием.
30. Желательно также оставить небольшие подарки семье хозяина.
31. Когда гость читает Биркат а-мазон (благословение после еды), он должен сказать специальную вставку, установленную мудрецами, в которой он благословляет хозяина и желает ему дальнейшего благополучия и успеха в делах.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.