Из цикла «Пути мира и добра», темы: Траур, Помощь, Хесед, Ицхак Сильвер
1. Утешение скорбящих (нихум авелим) — заповедь, обязывающая помочь человеку, пребывающему в трауре, на протяжении семи дней с момента похорон его близкого. По поводу того, является ли утешение скорбящих заповедью Торы или постановлением мудрецов, мнения авторитетных законоучителей разделились. Цель же данной заповеди — высказать соболезнование скорбящему, утешить и успокоить его. Она относится к разделу заповедей, раскрывающих такие внутренние качества, как милосердие и любовь к ближнему.
2. Первая трапеза после похорон называется сеудат авраа. Авель (скорбящий) не может сам готовить или пользоваться своими продуктами для этой трапезы. Об этом должны позаботиться близкие родственники или соседи. Если это женщина, ей помогают женщины. Но для второй трапезы, даже если она происходит в тот же день, разрешено пользоваться своими продуктами. Если никто не помог в приготовлениях к сеудат авраа, скорбящему разрешается заказывать или готовить себе еду самому.
Один еврей после смерти жены пришел к раби Яакову Исраэлю Каневскому (которого называли Стайплер). Он хотел поделиться с ним своим горем. Раби Исраэль выслушал, взял его за руку и сказал: «Я нахожусь в том же положении. Моя жена тоже умерла, и мне тоже очень тяжело. Рядом со мной есть люди, которые заботятся обо всем, но это не сглаживает боль утраты…». Немного помолчав, он добавил: «Я много думал обо всем этом. Так уж устроен этот мир, что не могут супруги умереть вместе в один день. Кто-то умирает первым, и тогда последний остается в одиночестве. Да если бы нас и спросили, так ли все должно быть, мы бы, наверное, не предложили ничего иного… Поэтому живущему остается только благодарить Всевышнего за то, что Он не сделал наоборот и не забрал его первым».
17 декабря — 16 июня
3. Заповедь «утешения скорбящих» является также актом милосердия по отношению к умершему. Существует мнение, что если человек был одинок или по каким-то причинам никто не отмечает траур по его кончине, нужно привести десять человек, которые займут место скорбящего. Другие должны прийти к ним, чтобы выполнить заповедь «утешение скорбящих». Но это правило не вошло в традицию, и сегодня в подобном случае просто собирают десять человек, которые молятся в доме усопшего в течение семи дней.
Когда у рава Хаима Каневского умер отец (рав Яаков Исраэль Каневский, по прозвищу Стайплер), к нему приехал рав Шломо Залман Ойербах. Войдя в дом, он сказал: «Мы очень обязаны Стайплеру за все, что он сделал для всех нас, и сейчас у нас есть возможность оказать ему услугу. Наши слова утешения и помощь очень важны и для покойного».
4. По одному из мнений, заповедь «утешения скорбящих» начинают выполнять только спустя три дня. Это связано с предположением, что первое время скорбящий находится в тяжелом состоянии и не желает никого видеть. Однако другие считают, что разрешено утешать скорбящего даже в течение первых трех дней. Разрешено утешать скорбящих как днем, так и вечером.
5. Нельзя утешать человека, с которым вы находитесь в очень плохих отношениях, чтобы ему не показалось, что вы радуетесь его горю.
6. Когда все усаживаются за стол, скорбящий должен сидеть во главе стола.
Когда приходят утешать, нельзя разговаривать, пока сам скорбящий не начнет разговора. Если же видно, что ему тяжело начать говорить, эта роль переходит к посетителю.
Принято, что тот, кто приходит утешить скорбящего, говорит (обычно при уходе):
«А-Маком йенахэм отха (этхэм) бэ-тох шеар авелей Цион в-Ирушалаим».
«Пусть Всевышний утешит тебя (вас), вместе со скорбящими Циона и Иерусалима».
18 декабря — 17 июня
7. Скорбящий не обязан вставать даже перед большим раввином, главой государства или другим важным лицом. Но если уже он встал, то ему не говорят: «Садись, садись», чтобы это не выглядело, как будто ему желают оставаться в трауре (как если бы ему сказали «Сядь и продолжай скорбеть»).
8. Если скорбящий кивает головой в ответ, показывая тем самым, что он принимает ваши слова утешения, и что вы можете быть свободны, то нельзя продолжать сидеть с ним. Нужно спокойно удалиться. Иногда человек хочет отдохнуть от посетителей, поэтому люди должны быть очень внимательными и чуткими, чтобы не причинить ему дополнительных страданий.
9. К скорбящему не обращаются со словами: «Шалом алейхем». «Шалом» (однокоренное со словом «шалеем» — цельный, совершенный) указывает на совершенство, и поэтому неуместно использовать это приветствие, когда человек страдает и переживает расставание с близкими. Сам скорбящий тоже не говорит другим «шалом».
Так продолжается первые три дня. Следующие четыре дня, если кто-то по незнанию обратился к нему со словами «шалом…», скорбящему разрешается ответить тем же приветствием. Но сам скорбящий не приветствует других словом «шалом».
Затем, до тридцатого дня скорбящему разрешается приветствовать других словом «шалом» и отвечать, если кто-то по незнанию обратился к нему с этими словами. Но изначально другие не должны использовать эту форму приветствия при встрече с ним.
Только после тридцатого дня снимаются всякие ограничения в отношении приветствия скорбящего. Если человек потерял отца или мать, есть традиция не приветствовать его словом «шалом…» в течение двенадцати месяцев.
Тех, кто уже выполнил заповедь «утешения скорбящих» и хочет попрощаться, скорбящему разрешается проводить словами: «Идите домой с миром (ле-Шалом)». Эта деталь внесена ввиду того, что уважительное отношение к другим людям (группе людей) всегда считается особо важной заповедью в любой сфере и в любое время.
19 декабря — 18 июня
10. Скорбящий в первую неделю траура не выходит из дома, а во вторую и в третью неделю ему можно выходить, но при этом он не разговаривает с людьми и пребывает в молчании. Тем не менее, по мнению некоторых знатоков закона Торы, ему разрешается обращаться к другим (или в момент прощания) с добрыми пожеланиями («Долгой Вам жизни», «Желаю Вам счастья…» или «Скорого Вам выздоровления»…). В этот момент скорбящему не запрещено протянуть руку, чтобы получить или дать благословение.
11. Что касается приветствия «шалом» в шабат по отношению к скорбящему, то здесь все зависит от обычаев города. Сам скорбящий говорит всем «шалом» в шабат, поскольку в этот день запрещается демонстрировать траур (по крайней мере, на людях).
В шабат тоже можно выполнить заповедь «утешения скорбящих», но тогда говорят: «Шабат принесет тебе успокоение». Есть также обычай говорить: «Всевышний принесет тебе успокоение».
12. Если человек встретил друга, который находится в трауре менее тридцати дней, он не приветствуют его словом Шалом, однако разрешено выражать ему свои соболезнования напрямую. Если он находится в трауре более тридцати дней, разрешается приветствовать его словами Шалом…, но не следует говорить с ним открыто о случившемся. Можно принести ему свои соболезнования не напрямую, а в такой форме, чтобы это не напомнило ему о первых днях траура и не вернуло его обратно к тяжелым воспоминаниям. Если же этот человек потерял отца или мать, то разрешено выражать ему свои соболезнования напрямую в течение 12 месяцев, а после этого разрешено делать это не напрямую, как было описано выше.
В случае с человеком, потерявшим жену, этот период завершается лишь после трех регалим (после трех праздников: Песах, Шавуот, Суккот, и не имеет значения, какой из регалим будет первым). Если он уже женился на другой, высказывать свои соболезнования разрешается только вне его дома.
20 декабря — 19 июня
13. Не должен человек говорить: «Не получил я наказания за все свои грехи». Это и другие, ему подобные высказывания, могут навлечь на него беду (тем более, если он уже сейчас находится в опасности или в трауре).
14. Нельзя скорбеть по ушедшему слишком долго. Первые три дня даны на то, чтобы оплакивать усопшего, семь дней на скорбь и траур, а в течение тридцати дней скорбящий не бреется и не стрижется. Но если умер один из мудрецов Торы, траур и оплакивание могут длиться дольше (все зависит от уровня человека, насколько он был мудр и праведен). Тем не менее, нельзя оплакивать его смерть больше тридцати дней, а эспед устраивают только в течение 12 месяцев.
15. Когда человек видит, что кто-то из его близких тяжело болен и находится при смерти, нужно поститься и молиться за него. Если человек осуждает себя после смерти близких, что не сделал всего возможного для их спасения, в этом нет ничего предосудительного, главное, чтобы к нему не приходили мысли о несправедливости Небесного суда.
16. Не следует говорить скорбящему: «Ну, что поделаешь, ты ведь уже ничего изменить не можешь», потому что в этой фразе есть подтекст, будто что-то можно сделать даже против воли Творца. А ведь мы должны принимать решения Всевышнего, благословен Он, с любовью.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего