Из цикла «Уровень человека», темы: Провидение, Упование, Изучение Торы, Заработок, Уровень человека, Саба из Навардока, Материальные блага
«Знает бык своего владельца, а осел — кормушку хозяина своего; Исраэль не знает…» (Йешаяу 1:3)
Объясняется это следующим образом. Если мы спросим человека, как делается хлеб, что он нам, не задумываясь, ответит? Что пекарь берет муку, воду, замешивает тесто, придает ему форму, кладет в печь, а уж из печки выходит готовый каравай. Но наши мудрецы благословенной памяти говорят, что нет ни одной травинки, над которой не стоял бы свой ангел, который ударяет ее, приговаривая: «Расти!»[1]. Получается, что и все условия, благодаря которым получается хлеб, — все это деяния ангелов.
Даже если мы разберем внешние факторы, связанные с технологическим процессом выпечки хлеба, мы должны учесть и посуду, в которой замешивается тесто и выпекается готовый хлеб, и всю предысторию — начиная с посева и пахоты. И за всеми этими факторами стояли люди. А у людей — свои причины, побуждающие их к этим действиям. И свои причины, побуждающие работать их организм…
И все же все эти многочисленные внешние причины не входят ни в какое сравнение с причинами скрытыми, с теми, за которым стоят исключительно Небеса, в которых люди не принимают совершенно никакого участия. И об этом говорят наши благословенной памяти мудрецы, что нет ни одной травинки, за которой не стоял бы ангел. И получается, что все создаваемое людьми, — лишь мизерная осязаемая часть по сравнению с десятками тысяч скрытых факторов, за которыми чудесным образом стоят небесные посланники. Можно только представить себе, какое бесконечное количество духовных тайных и скрытых сил стояло за всеми теми колосками, из которых добывалось зерно для одной единственной буханки хлеба!
При таком раскладе для человека просто унизительно забывать, что весь мир был сотворен лишь для него! И он глубоко ошибается, считая, что только благодаря пекарю он имеет буханку хлеба. Просто поразительно, насколько слаба вера и ограничено сознание человека, если он не понимает, кто за всем этим стоит, и всю работу мириад ангелов он сводит к простым действиям одного-единственного, простого человека — пекаря. Не говоря уж о том, что и над самим пекарем стоит его ангел, поддерживающий его жизнь.
Вполне возможно, что именно об этом говорит пророк: «Знает бык своего владельца, а осел — кормушку хозяина своего; Исраэль не знает, Мой народ не вдумывается». Другими словами, люди не понимают, кто за всем стоит, и подменяют истинную причину внешней. Они не понимают, кто тут действует, а над кем — производится действие; кто — причина, что — следствие, и полагают, будто человек действует сам по себе, в то время как за каждым физическим действием стоит множество духовных сил и субстанций — посланников Всевышнего, ангелов.
На самом деле, на человека возложена одна задача — выбор в вопросах Торы. Тот, кто превозносит свою силу и мощь своей руки, не до конца осознает, что все — в руках Небес. Все, кроме богобоязненности[2]. А широко распространенное мировоззрение, построенное на той самой концепции «моей силы и мощи моей руки», на принципе «без собственных усилий мне ничего не достигнуть» — воистину наивнейшее заблуждение. И если поступать, согласно мнению Рамбана, можно убедиться воочию, на собственном примере, что и таким путем у человека будет все необходимое, причем без лишних трудов и хлопот. Не говоря уже о том, что если предпринимаемые человеком усилия идут вразрез с устоями Торы, они запрещены не меньше любых других запретов Торы.
Мидраш приводит историю о том, как один из учеников раби Шимона бар Йохая отправился в заморские страны и вернулся оттуда с большим богатством. Видя это, другие ученики загорелись завистью и также подумывали о том, чтобы попытать свое счастье в чужих краях. Это стало известно и раби Шимону. Он взял своих учеников, и привел в долину рядом с горой Мерон, помолился и воскликнул: «Долина, долина! Наполнись золотыми динарами!» И долина начала наполняться золотыми динарами. Тогда он сказал своим ученикам: «Если вы жаждете золота, вот вам оно. Берите, но помните: каждый, кто берет его сейчас — забирает из своей доли в грядущем мире…»[3]. Отсюда делают вывод, что если нечто достается человеку без особых усилий с его стороны — верный знак того, что это было послано ему с Небес, и ему, действительно, необходимо. Но, прилагая сверхъестественные усилия, чтоб заработать, человек рискует обездолить себя в грядущем мире.
Об этом же история Ильфы и раби Йоханана[4]. Они вдвоем учились, нищенствовали и решили пойти попытать счастья в мирских делах, чтобы добыть себе пропитание, полагаясь на слова Торы: «Да не будет среди тебя бедняков»[5]. По пути они оказались у шаткой стены, и там раби Йоханан услышал разговор двух ангелов, один из которых сказал другому: «Давай убьем их, обвалив на них эту стену, ибо оставляют они жизнь вечную, дабы заняться жизнью преходящей». На это ответил второй ангел: «Нет, оставим их вживых, ведь у одного из них впереди великое будущее». Раби Йоханан услышал эту беседу ангелов, а Ильфа — нет. Раби Йоханан спросил Ильфу, слышал ли он разговор ангелов, на что Ильфа ответил: «Нет». Тогда раби Йоханан решил про себя: «Если я слышал, а Ильфа — нет, значит, это меня ждет великое будущее» и сказал товарищу: «Я, пожалуй, лучше вернусь и на собственном примере воплощу другой стих Торы: “Ибо не переведутся бедняки на земле”[6].» Так, раби Йоханан вернулся, а Ильфа пошел дальше. Когда он вернулся, раби Йоханан был уже главой поколения, и Ильфе сказали: «Если бы Вы остались и учились, главой поколения были бы Вы!» Тогда он привязал себя к мачте судна и сказал: «Если кто-нибудь спросит меня что-либо из учения раби Хии и раби Ошаи, а я не смогу ответить — я брошусь с корабля вниз и утону!» Эти слова были сказаны в сердцах, от горя и боли за совершенную ошибку: отдаление от изучения Торы. И пришел к нему пророк Элияу и задал ему алахический вопрос, на который Ильфа ответил, и Элияу согласился с его ответом не из-за того, что такова алаха, а чтобы утешить и успокоить его душу.
Мы видим, какого уровня был этот человек, если даже после того, как он уже не занимался исключительно изучением Торы, он удостоился прихода пророка Элияу, который пришел специально, чтобы утешить его. Тем не менее, он горько сожалел о содеянном.
[1] Берешит Раба 10
[2] Брахот 33
[3] Шмот Раба 52
[4] Таанит 21
[5] Дварим 15:4
[6].Дварим 15:11
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»