Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Воскрешение из мертвых, Недельная глава, Моше, Галут, Земля Израиля, Ваэтханан, Похороны, Молитва, Исраэль Зельман
В начале главы приводится знаменитый драматический эпизод: отказав многочисленным мольбам учителя нашего Моше о разрешении ему зайти в Святую Землю вместе с народом, Творец приказывает пророку подняться на гору и издали показывает ему ту Землю, в которой тому не суждено побывать.
Поднимись на вершину Писги и вознеси глаза свои на запад и север, и юг, и восток, и смотри глазами своими (Раши: ты просил Меня дать «увидеть землю хорошую», Я показываю её тебе всю, как сказано (Дварим, 34): «И показал ему Б-г всю Землю»; Ор hа-Хаим: Моше хотел пройти в Землю и увидеть её, а Творец совершил для него чудо, чтобы тот смог без хождения — только взглядом — окинуть всю Землю, поэтому подчёркнуто «смотри глазами своими»; также подчёркивается, что Моше будет «смотреть глазами», чтобы не подумали, что он осмотрит издали всю Землю с помощью устройства, увеличивающего далёкое: Моше увидит всю Землю собственными глазами), ибо не перейдёшь Иордана этого (Рабейну Бахаи: даже кости твои не перейдут, и об этом сказал Моше: «Ибо я умираю в земле этой, не перехожу Иордан», — то есть даже кости не переходят, ведь если бы так не было, следовало Моше приказать Элазару или Йеhошуа, чтобы они взяли его останки с собой и похоронили на Святой Земле; Яаков — удостоился этого, ибо в Святой Земле были похоронены и плоть его, и кости его, Йосеф не удостоился быть похороненным плотью, а только костями, Моше, величайший из всех, не удостился ни плотью, ни костями, и такова была Воля Вс-вышнего из-за уважения к сынам Израиля, которые умерли в пустыне, и даже кости их не были внесены в Землю, а также из-за уважения ко всем, кто умер в изгнании, вне Земли, и душа их была обращена к Б-гу в ожидании рассвета Избавления, чтобы разъяснить, что все они удостоятся Оживления Мёртвых в заслугу Моше и восстанут вместе с ним). И прикажи Йеhошуа (Раши: [дай ему указания] по поводу утруждений, тяжестей и распрей [между евреями][1]; Ор hа-Хаим: Творец приказал Моше поставить Йеhошуа царём над народом ещё при жизни Моше, на что указывает слово «приказ», как сказано в 13-ой гл. Первой Книги Шмуэля о воцарении Шаула: «И приказал ему Б-г быть властителем»), и усиль его, и укрепи его (Раши: укрепи его словами своими, чтобы не размякло сердце его и он не сказал: «Так, как наказан учитель мой из-за них (и не попал в Святую Землю), так и я в итоге буду наказан из-за них», — заверяю Я его, что он перейдёт [Иордан] и распределит [Землю]), ибо он перейдёт перед этим народом (Раши: если перейдёт перед народом, то [завоюет] и даст во владение, а если нет, то не завладеют, и такое ты находишь, когда послал [Йеhошуа людей] из народа в город Ай, а сам сидел, то «побили из них люди Ая и т.д.,» и когда пал на лицо своё [в молитве], сказал ему [Б-г]: «Встань, иди (кум лах קום לך)», то есть «встань себе (другой перевод выражения “кум лах”)» написано: «Ты, стоящий на своём месте и посылающий детей Моих на войну, зачем это ты падаешь на лицо своё? Разве не так сказал Я Моше, учителю твоему: если он переходит [перед народом] — переходят, а если нет, то не переходят?!"), ибо он распределит (“янхиль”, [ינחיל] т.е., букв.: “даст в наделы”) им Землю, которую ты увидишь».
Раби Пинхас Горовиц в книге «Паним Яфот» приводит от имени Мидраша, что из этого указания Творца «смотреть на Землю» выводится обязанность поворачиваться в сторону Святой Земли во время молитвы, произносимой в диаспоре. Раби Пинхас пишет: С помощью этого места мы объяснили отрывок из 42-го Псалма: «Жаждет душа моя (цама нафши צמאה נפשי) Вс-сильного, Б-га Живого, когда приду (Раши: чтобы подниматься на праздник, пророчествовал тут о разрушении Храма) и увижу Лицо Вс-сильного и т.д., этих вспомню я, и изольётся у меня душа моя, ибо пройду с множеством (Раши: восходивших в Йерушалаим на праздник), доведу их до Дома Вс-сильного, со звуком песни и благодарностью толпа празднует».
Молитва, произносимая вне Святой Земли, не имеет никакого пути подняться (быть принятой), кроме как через Святую Землю, и поскольку остальные страны под властью ангелов народов (сарей hа-умот שרי האומות), питающихся от концентрата влияния (тамцит hа-шэфа תמצית השפע), спускаемого на Святую Землю, молитва вне Земли Израиля поднимается только в одеянии, [полученном от] ангела, властвующего в том месте.
И об этом написано: «И пройду с множеством», — это заграждение (слово «сах» [סך], переводится тут не как «множество», а как «перекрытие», преграда, не позволяющая подняться), о котором говорили мудрецы, упоминая «заграждение железное, преграждающее [путь молитве][2],» и молитвы проходят в Святую Землю только с помощью ангела, и об этом написано: «Доведу их до Дома Вс-сильного» (чтобы молитвы «поднимались», их должны довести до Святой Земли), и поэтому «со звуком песни и благодарностью» нашей, их «толпа празднует» (то есть, по этому объяснению псалма «звук песни», то есть еврейские молитвы в диаспоре оказывают поддержку народам-идолопоклонникам, ибо попадают под власть их ангелов-хранителей, и это — повод для праздника толпы идолопоклонников), а мы получаем концентрат от них[3]…
Однако следует понять то, что написано тут в главе: ведь, кажется, подъём Моше на гору произошёл не по причине молитвы (а отсюда выводится, что все молитвы должны поворачиваться в сторону Святой Земли).
И можно разъяснить это, опираясь на сказанное в Мидраше: «Говорит р. Элазар: Дал силу глазам Моше видеть от конца мира и до конца его, как сказано (Йешая, 33): “Царя в красоте его (бе-йофьё ביופיו) увидят глаза твои!,” тут два взгляда — один “взгляд покоя” (когда Б-г показал Землю Аврааму, и обещал её потомкам его, см. главу “Лех леха”), а другой — “взгляд страдания” (взгляд Моше) и т.д.»
Этот Мидраш можно понять так: Создатель показал Моше весь мир, то есть показал ему все «искры святости»[4], отторгнутые на четыре стороны света, которые можно извлечь только посредством Изгнаний народа Израиля, рассеяния евреев по четырём сторонам света, в то время как намерение Моше было — ввести еврейский народ в Землю, чтобы они оттуда уже не выходили — так, как сделал при Исходе из Египта, когда все «искры» были вынесены сразу и окончательно и было сказано, что Египет «не увидите более никогда». И этот взгляд Моше называется «взглядом страдания», потому что «искры святости» находятся в страдании пока их не извлекут и не присоединят к Источнику… И сначала сказано смотреть на запад, то есть в сторону Храмовой Горы, поскольку Моше находился на восточном берегу Иордана и в молитве, с которой начинается глава, повернулся на запад. Поэтому отсюда выводится в Мидраше, что с молитвой надо обращаться в сторону Йерушалаима…
[1] Раши цитирует стих из гл. «Дварим», где Моше говорит евреям: «Как я один снесу утруждения ваши, тяжести ваши и распри ваши?!» При передаче власти Моше должен был проинструктировать преемника, как действовать при проявлениях не лучших сторон нашего национального характера.
[2] Имеется в виду отрывок трактата Брахот (лист 32): «Сказал р. Элазар: Со дня Разрушения Храма установлена железная стена между сынами израилевыми и Отцом их Небесным».
[3] Если кто-то думает, что нет ничего негативного в передаче молитвы через ангела (ведь это — чистый, духовный посланник Вс-вышнего), приведу в качестве яркого примера то, что упоминает р. Хаим из Воложина во вступлении к книге комментариев Виленского Гаона к «Сифра де-Цниута». Раби Хаим приводит, что Виленский Гаон никогда не пользовался «услугами ангелов»: всё, что они могли сообщить ему о Торе, он считал правильным выучивать самостоятельно (а не получить без труда от «вестников»). И более того, однажды Виленский Гаон специально послал р. Хаима к его, р. Хаима, младшему брату, великому талмудисту р. Залмеле, чтобы передать следующий наказ: «К тебе скоро придёт “рассказчик” (магид — то есть ангел, намеревающийся сообщить что-то из Торы), не принимай и не слушай его. И если ты возразишь, что ведь и к р. Йосефу Каро, составителю “Свода Законов”, приходил такой рассказчик, и р. Йосеф принимал его, то я отвечу тебе, что это было двести лет назад, когда поколение было более исправным, и происходило это на Святой Земле, а тут, вне Земли Израиля, невозможно, чтобы был совершенно свят без всяческой примеси». То есть вне Святой Земли даже не связанный с народами-идолопоклонниками ангел не несёт идеальной святости.
[4] Духовное содержание, рассеянное по миру в начале Творения и имеющееся в каждой вещи в мире; к полному исправлению мира всё «искры» должны воссоединиться.
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»