Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Недельная глава, Галут, Храм, Дварим, Исраэль Зельман, Колена Израиля, Пустыня
Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) приводит в книге «Пней Давид» аллегорическое толкование начала пятой книги Торы, её первой фразы:
«Эти слова, которые говорил Моше всему Израилю у перехода Иордана, в пустыне, в Араве, напротив Суф, между Параном и Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заhавом».
Эту фразу редко разъясняли прямолинейно — как перечисление мест, рядом с которыми Моше произнёс свою последнюю 36-дневную речь (Раши, например, приводит, что все эти места на самом деле расположены далеко друг от друга, а некоторые из них вообще не существуют: всё перечисление — намёк на грехи евреев во время сорокалетних странствий по пустыне или на места совершения этих грехов).
Хида, продолжая эту линию непрямого понимания, пишет: «Можно сказать, что здесь намекнул им Моше на все разрушения и изгнания, которые предстоят в будущем Израилю из-за грехов его, и после которых будут спасены Спасением Вечным.»
Поэтому сказано: «Эти слова (эле hа-дварим אלה הדברים)», — от слова «дибур», т.е., «изречение», которое обычно толкуется как жёсткое, «тяжёлое» обращение (что выводится, в частности, из гл. «Микец», где сыновья говорят праотцу Яакову о встрече с Йосефом: «говорил (употр. слово “дибер”) с нами человек-хозяин земли тяжко»).
Далее указано: «У перехода Иордана», что намекает на самое первое изгнание, в которое ушли колена Гада и Рувена, пожелавшие остаться вне Святой Земли, «у перехода Иордана», как раз там, где стоял Моше с еврейским лагерем перед переправой в Святую Землю.
Слова «в пустыне» намекают на последовавшее за рассеянием Рувена и Гада изгнание Десяти Колен (жителей Северного Царства, побеждённых и переселённых ассирийским царём Санхеривом ещё до Разрушения Первого Йерусалимского Храма, как то описано в 17-ой гл. Второй Книги Царей), которые как будто пропали «в пустыне», поскольку мы ничего не знаем об их месте проживания и существовании (хотя в первой гл. талмудического трактата Мегила упомянуто, что пророк Йирмия ходил «возвращать» эти колена в Святую Землю, р. Ицхак дон Абарбанель в книге «Йешуот Мшихо» (ч. 2, тема 1, гл. 4) разъясняет, что вернул Йирмия только тех представителей Десяти Колен, которые жили в Южном Царстве среди братьев из колен Йеуды и Биньямина, и покинули Святую Землю из-за набегов вавилонян; местонахождение основной части Десяти Колен окутано таинственностью, и описывается, прежде всего, с мистической стороны, например, Маhараль, в 34-ой гл. книги «Нецах Исраэль» упоминает, что Десять Колен скрыты за «горами тьмы», а в Йерусалимском Талмуде упоминается, что они живут за рекой Сабатион, бурное течение которой останавливается только по Субботам, и поэтому представители Десяти Колен, не желая нарушать Шабат переездами, не могут переправиться и вернуться…).
Далее написано: «В Араве», что намекает на следующее изгнание колена Йеhуды и Разрушение Первого Храма (Хида не разъясняет, почему это выражение намекает на Разрушение Храма; видимо слово «ба-арава (בערבה)» тут раскладывается на «биер ба», т.е., «поджёг её», т.е., поджёг Йерушалаим, который по-евр. ж. рода, — по мотивам известного отрывка из трактата Бава Кама (лист 60), где говорится, что Творец зажёг огонь в Сионе (сжёг город и Храм), и Он же берёт на Себя обещание «заплатить за поджёг (лешалем эт hа-беира לשלם את הבערה)»). Об этом написано: «Напротив Суф» («суф» [סוף] можно прочесть как «соф», т.е., «конец»), поскольку там — конец Славы (еврейского государства и Храма, ведь Слава и Святость Второго Храма были меньше, как то описано в 1-ой гл. талмудического трактата Йома).
«Между Параном и Тофелем (бейн паран у-вейн тофель בין פארן ובין תפל)», как объяснено в книге «Кли Якар», из места Паран были посланы разведчики, которые оклеветали Святую Землю 9-го числа месяца Ава, и еврейский народ остался в пустыне на 40 лет, а место Тофель указывает на золотого тельца, сделанного 17-го числа месяца Тамуза, и между этими двумя датами сейчас отмечаются 3 недели скорби (обратим внимание, что более поздняя в календаре дата тут первая, а более ранняя — вторая: Моше напоминает евреям историю сорокалетних скитаний, всё более углубляется в воспоминания, поэтому то, что случилось позднее, вспоминается первым; в комментарии Хида, в перечислении намёков на историю Изгнаний этот отрывок оказывается на месте вавилонского Изгнания).
«И Лаваном (ве-лаван ולבן)», — намёк на строительство Второго Храма (Хида опять-таки не приводит расшифровку намёка; видимо, имеется в виду, что построение Второго Храма — великая, «чистая» Милость Творца, ведь было изначально ясно, что этот Храм из-за его меньшей святости, чем у Первого, не будет вечен; тем ни менее, Творец сделал Милость народу — даровал временное Спасение и успокоение. Слово «лаван», т.е., «белый» — цвет, традиционно связываемый в Качеством Милости Творца — Хесед).
«И Хацеротом (ва-хацерот וחצרת)», — Хацерот намекает на Третий Храм, да будет построен вскорости, в наши дни (видимо, связано с переводом слова: «хацерот» означает «дворы» — во мн. числе, Третий Храм обобщит, будет включать в себя силы и аспекты предыдущих).
«И Ди-Заhавом (ве-ди заhав ודי זהב)», — можно прочесть как «дай заhав», т.е., «достаточно золота», поскольку тогда, после построения Третьего Храма, будет народ Израиля на вершине благополучия — до того, что их уста устанут повторять слово «достаточно»!
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.