Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Сионизм, Земля Израиля, Антисемитизм, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы, Арабо-израильский конфликт, Террор, Англия
На каждого еврея, который иммигрировал в Палестииу в двадцатых годах, прибывали два араба. Их привлекало развитие новой сельскохозяйственной и индустриальной инфраструктуры, финансируемой сионистским движением. По иронии, сам успех сионизма в развитии своей родины утверждал их постоянный статус меньшинства, потому что арабская иммиграция была больше. Палестина не была переполненной, но содержала две совсем разные группы, которые смотрели друг на друга с подозрением, а иногда открытой ненавистью. В такой ситуации рассудок, терпимость и приспособление оказывались под угрозой.
Проарабские настроения многих британских военных в Палестине вкупе с пресловутым еврейским «равновесным» подходом Самуэля, когда дело касалось его собратьев, давали арабам достаточные основания для оптимизма. В 1920 году они бунтовали, но еще не могли достичь своих целей. Спустя год они поставили верховного комиссара Самуэля в безвыходную ситуацию. Они были уверены, что еврейское происхождение не позволит ему принять решительные меры против их беззаконий и террора. Новый Нехемия мог превратиться в нового Ирода. Первого мая 1921 года арабские погромщики в Яффо убили 27 евреев и ранили 104. Скоро террор прокатился по всей Палестине. На следующей неделе было убито еще двадцать евреев и многие ранены. Поскольку ситуация быстро ухудшалась, евреи теперь вооружились для самозащиты. Несмотря на симпатии к арабам, британская армия была готова сокрушить бунтовщиков и положить конец погромам, но Самуэль, как и надеялись арабы, медлил.
Наконец, чтобы положить конец беспорядкам, он сделал арабам две важные уступки. Это был прецедент подкупа для умиротворения арабских бунтовщиков, который стал практикой западной политики. Самуэль приказал временно остановить еврейскую иммиграцию и назначил жестокого и хитрого иерусалимского арабаантисемита Хадж Амина эль-Хуссйни (1893-1974) главным муфтием Иерусалима.10 Осужденный за бунт и убийство в 1920 году, он был прощен, реабилитирован и назначен на этот важный пост. Его назначение закрыло на двадцать пять лет все возможности кооперации с умеренными арабами. Его ненавидели и боялись не только евреи, но и многие арабы. Подкупом и убийствами он устранил всех соперников и врагов. Он одним из первых горячо поддержал Гитлера и его политику геноцида против евреев. Наследник арабской традиции насилия и террора, он передал эти методы арабам Палестины.
Теперь Самуэль пытался создать Палестинский парламент, который поможет Англии в делах Палестины. Было понятно, что благодаря своей численности арабы будут доминировать в этом парламенте, который Самуэль назвал «национальным демократическим институтом». Евреям пришлось принять эту идею из-за зависимости от Британии и наивного идеалистического согласия с формами западного либерализма, какими бы неприемлемыми и угрожающими для их физического существования они ни были в Палестине. Но арабы, как не раз в будущем, спасли евреев собственной глупостью.
Они сходу отказались, отвергнув саму идею кооперации с евреями, чем вынудили Самуэля забрать это предложение. В результате, Палестиной правили одновременно несколько правительств. Британцы контролировали страну с помощью полиции и иммиграционной политики. Сионистская организация посредством Палестинского национального совета, Хаганы, Гистадрута12 и других еврейских групп управляла еврейской общиной и представляла еврейские интересы в мандатном правительстве. Кроме того, была крупная группа евреев старого ишува и Агудат Исраэль, у которых было самоуправление, независимое от контроля сионистов. Арабы сформировали Высший мусульманский совет под руководством муфтия, и эта группа получила полную власть в арабских вопросах в Палестине. Так жизнь в Палестине с 1921 года по 1948 год зависела от баланса интересов и целей этих разных «правительств». Это был обескураживающий эксперимент.
10 Этот пост был создан британским мандатным правительством, чтобы дать арабам лидера и иметь с ним дело.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.