Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Тот, кто стирает написанные буквы, чтобы на этом месте писать, а по некоторым мнениям и стирающий для других целей, чтобы исправить что-то, нарушает запрет Торы. Не только стирать буквы (или изображения), но и смывать чернильное пятно, случайно попавшее на бумагу или клаф, чтобы сделать это место годным для письма, запрещено Торой. Как уже было написано выше в гл. 25 (о завязывании и развязывании узлов), мелаха стирания симметрична мелахе письма. Поэтому запрет Торы касается только стирания написанного, способного просуществовать длительный срок: именно такое письмо запрещено Торой в шабат. Однако мудрецы запретили любой вид стирания.
Стирание, запрещённое мудрецами, включает все виды стирания. Не только, если появляется возможность писать на освободившемся месте, но даже если после стирания писать на этом месте невозможно. И даже если при стирании уничтожа-
ется сам материал, само место для письма, запрещено стирать таким способом из-за запрета мудрецов.
Поэтому запрещено в шабат рвать написанное, так как дера-банан и это считается стиранием. Это касается случаев, в которых не нарушается запрет разрывания, например, при разрывании упаковки или оберточной бумаги, внутри которой находится еда. Как будет разъяснено ниже (мелаха строительства), не запрещено рвать, чтобы добраться до еды, но при этом в силу запрета стирания необходимо стараться не разрывать буквы. Поэтому запрещается разрезать хлеб или плод в месте, где приклеен ярлык с надписью, это тоже включено в постановление мудрецов.
Если на пироге есть буквы, написанные цветным кремом и т.п., нельзя разламывать их рукой, а только откусывать ртом непосредственно во время еды. (Некоторые утверждают, что данный запрет распространяется и на особенные рисунки, которым украшают пирог, например книга Торы и т.п.) Однако если буквы сделаны из самого пирога, например вытеснены на нем или написаны фруктовым соком и т.п., то можно разломить их перед тем, как съесть. Но все-таки, поскольку по этому вопросу нет согласия среди поским, по возможности правильнее соблюсти все мнения и резать пирог между буквами.
Если какой-то материал, например воск, упал на запись и закрыл ее собой, запрещено счищать его в шабат. И также в случае слипания двух страниц в месте записи запрещено разъединять их, так как это также считается стиранием.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).