Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Тот, кто пишет какие-либо письменные знаки, будь то на святом языке или на любом другом, чем-нибудь, что может просуществовать достаточно длительное время (миткайем), а также
на материале, который способен сохранить запись на большой срок, нарушает запрет мелахи письма из Торы. Если одно из этих условий не выполняется и сделанная запись не сохраняется, нарушения Торы нет. Если запись сделана необычным, изменённым способом, например левой рукой, в этом также нет нарушения запрета Торы. Но во всех этих случаях, если написанное различимо, действует запрет мудрецов, как будет объяснено ниже.
Толада письма — создание любого изображения. Так же, как и ав мелаха, она запрещена Торой, только если изображение способно просуществовать длительное время. Если же изображение делается способом, при котором оно не сохраняется, его изготовление запрещено мудрецами.
Если написать что-нибудь фруктовым соком, даже если запись делается на пергаменте, в этом нет нарушения запрета Торы, поскольку подобная запись не может просуществовать долго. Аналогично сделавший запись, хотя бы и чернилами, но на поверхности овощного листа, патур, так как лист через короткое время завянет и запись не сохранится. Однако, как мы писали, во всех этих случаях есть запрет мудрецов.
Нет разницы чем писать, главное, чтобы запись была различима (если же запись не видна, запрета нет в принципе). Таким образом, письмом называется любая запись, произведенная чернилами или подобным ему веществом (запрет мудрецов распространяется также на неспособные к длительному существованию жидкости типа фруктового сока), а также оттиск, сделанный ногтем, гвоздем или другим острым предметом. И в случае, когда написанное способно сохраниться относительно длительный срок, это является нарушением Торы.
Из этого мы учим, что запрещается писать на песке или на запотевшем стекле, потому что, хотя написанное просуществует недолго, запись можно прочитать, а потому подобное действие запрещено мудрецами (дерабанан). Однако писать буквы в воздухе или на чисто вытертом столе не запрещено даже мудрецами, поскольку при этом ничего невозможно увидеть.
Запрещено прикреплять отдельные буквы, сделанные из серебра и т.п., на какой-то предмет, даже если при их присоединении не нарушается запрет шитья (например иголкой и т.п.). Поэтому, если в шабат с занавеса в синагоге отвалились пришитые к нему буквы, запрещено возвращать их, даже просто прикалывая булавкой.
Маленьким детям разрешается, однако, играть карточками, на которых написаны буквы, и даже составлять из них слова и разъединять их.
Если порвался исписанный лист, нельзя сближать разорванные части, так как этим мы восполняем буквы, а это приравнивается к их написанию.
Книгу, на торце которой написаны буквы, изначально лучше не закрывать и не открывать, поскольку есть мнение, что, закрывая книгу, мы делаем буквы полными, а это считается написанием. Поэтому ахароним (мудрецы XVI в. и позднее) предостерегали против написания букв на торце книжных листов, чтобы не подвергать себя подобной опасности, если нужно открыть или закрыть такую книгу в шабат.
Здесь, как и в других мелахот, мудрецы сочли нужным запретить некоторые действия, которые могут привести к нарушению запрета письма. Таким образом, запрещена купля-продажа, сдача, наем и т.п. действия, обычно связанные с записями, так как есть вероятность, что в процессе занятий этим можно забыть о том, что сейчас шабат, и начать писать.
Также запретили получать плату за работу в шабат, включив это действие в категорию купли-продажи. Однако разрешается получать или давать (не в шабат) эту плату как часть общей оплаты за работу в будние дни и шабат, а также в случае исполнения мицвы. И поэтому, когда необходимо дать или получить (не в шабат) плату за работу в шабат, следует посоветоваться с раввином.
Запрещено дарить что-либо в шабат, за исключением случая, когда подарок может быть необходим в тот же шабат. Тому, кто хочет сделать подарок в шабат, можно посоветовать до начала шабата через посланца передать получателю подарка право владения, и тогда уже не будет запрещено вручить ему сам подарок в шабат. См. ниже в гл.41 еще о законах купли-продажи.
Запрещается играть в шабат в такие игры, в которых в будни принято делать записи. А игры на деньги уже запрещены из-за купли-продажи.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.