Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Тот, кто пишет какие-либо письменные знаки, будь то на святом языке или на любом другом, чем-нибудь, что может просуществовать достаточно длительное время (миткайем), а также
на материале, который способен сохранить запись на большой срок, нарушает запрет мелахи письма из Торы. Если одно из этих условий не выполняется и сделанная запись не сохраняется, нарушения Торы нет. Если запись сделана необычным, изменённым способом, например левой рукой, в этом также нет нарушения запрета Торы. Но во всех этих случаях, если написанное различимо, действует запрет мудрецов, как будет объяснено ниже.
Толада письма — создание любого изображения. Так же, как и ав мелаха, она запрещена Торой, только если изображение способно просуществовать длительное время. Если же изображение делается способом, при котором оно не сохраняется, его изготовление запрещено мудрецами.
Если написать что-нибудь фруктовым соком, даже если запись делается на пергаменте, в этом нет нарушения запрета Торы, поскольку подобная запись не может просуществовать долго. Аналогично сделавший запись, хотя бы и чернилами, но на поверхности овощного листа, патур, так как лист через короткое время завянет и запись не сохранится. Однако, как мы писали, во всех этих случаях есть запрет мудрецов.
Нет разницы чем писать, главное, чтобы запись была различима (если же запись не видна, запрета нет в принципе). Таким образом, письмом называется любая запись, произведенная чернилами или подобным ему веществом (запрет мудрецов распространяется также на неспособные к длительному существованию жидкости типа фруктового сока), а также оттиск, сделанный ногтем, гвоздем или другим острым предметом. И в случае, когда написанное способно сохраниться относительно длительный срок, это является нарушением Торы.
Из этого мы учим, что запрещается писать на песке или на запотевшем стекле, потому что, хотя написанное просуществует недолго, запись можно прочитать, а потому подобное действие запрещено мудрецами (дерабанан). Однако писать буквы в воздухе или на чисто вытертом столе не запрещено даже мудрецами, поскольку при этом ничего невозможно увидеть.
Запрещено прикреплять отдельные буквы, сделанные из серебра и т.п., на какой-то предмет, даже если при их присоединении не нарушается запрет шитья (например иголкой и т.п.). Поэтому, если в шабат с занавеса в синагоге отвалились пришитые к нему буквы, запрещено возвращать их, даже просто прикалывая булавкой.
Маленьким детям разрешается, однако, играть карточками, на которых написаны буквы, и даже составлять из них слова и разъединять их.
Если порвался исписанный лист, нельзя сближать разорванные части, так как этим мы восполняем буквы, а это приравнивается к их написанию.
Книгу, на торце которой написаны буквы, изначально лучше не закрывать и не открывать, поскольку есть мнение, что, закрывая книгу, мы делаем буквы полными, а это считается написанием. Поэтому ахароним (мудрецы XVI в. и позднее) предостерегали против написания букв на торце книжных листов, чтобы не подвергать себя подобной опасности, если нужно открыть или закрыть такую книгу в шабат.
Здесь, как и в других мелахот, мудрецы сочли нужным запретить некоторые действия, которые могут привести к нарушению запрета письма. Таким образом, запрещена купля-продажа, сдача, наем и т.п. действия, обычно связанные с записями, так как есть вероятность, что в процессе занятий этим можно забыть о том, что сейчас шабат, и начать писать.
Также запретили получать плату за работу в шабат, включив это действие в категорию купли-продажи. Однако разрешается получать или давать (не в шабат) эту плату как часть общей оплаты за работу в будние дни и шабат, а также в случае исполнения мицвы. И поэтому, когда необходимо дать или получить (не в шабат) плату за работу в шабат, следует посоветоваться с раввином.
Запрещено дарить что-либо в шабат, за исключением случая, когда подарок может быть необходим в тот же шабат. Тому, кто хочет сделать подарок в шабат, можно посоветовать до начала шабата через посланца передать получателю подарка право владения, и тогда уже не будет запрещено вручить ему сам подарок в шабат. См. ниже в гл.41 еще о законах купли-продажи.
Запрещается играть в шабат в такие игры, в которых в будни принято делать записи. А игры на деньги уже запрещены из-за купли-продажи.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.