Из цикла «Орхот цадиким», темы: Орхот цадиким, Еврейские качества, Наглость, Мусар
Наглость /азут/ — это дурное качество в большинстве своих проявлений, оно противоположно качеству стыдливости. Стыдливый не мстит и жалеет, прощает и милует, а наглец и упрямец не прощает и не стесняется никого, но упорствует в своей наглости и строптивости, любое злое дело совершит и не постыдится. Об этом сказано: «Их сердца тверже скалы — отказываются раскаяться» (Ирмия 5; 3). И сказано: «Лица сыновей тверды, и сердца их крепки» (Иехезкель 2; 4).
Все добрые достоинства стыдливости противоположны применительно к наглости. Когда человек укрепляется в этом свойстве, — низок он в глазах людей, даже если он мудрец. И множество бед тянутся за наглостью, — наглец ведет себя нагло с людьми, и ему не избежать раздоров, ненависти и зависти. Наглец отказывается от своего отца[1] (Калла 1). Он не почитает почтенного и не жалеет старого, и все преступления, упоминаемые в Законе, легко преодолимы в его глазах, и он способен совершить их из-за своей великой наглости; и о нем сказано: «Наглый — в Гееном» (Авот 5; 20).
Наглый зовется злодеем, как сказано: «Злодей показывает свою наглость в гневе» (Мишлей 21; 29), а злодеи достойны осуждения, и отвратительны они пред Всевышним. И имя злодеев достойно осуждения, как написано:
«Да сгинет имя злодеев» (Мишлей 10; 7). О стыде сказано: «И научит смиренных Своему пути» (Теилим 25; 9), а о наглом сказано: «А путь злодеев искривит» (там же 146; 9).
В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди /видуй/: «Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, — мы согрешили». Но когда преступник говорит: «Я не согрешил!» — вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не согрешил!” (Ирмия 2; 35), и сказано: “Кто скрывает свои преступления — не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, — пожалеют и помилуют”» (Мишлей 28; 13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: «Нагло говорит ему» (там же 7; 13).
Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: «Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло» (там же 18; 23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, — это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!
Но свойство «азут» весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.
Но там, где свойство «азут» достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.
[1] Имеется ввиду, что наглость свойственна мамзерам (бастардам), и наглость человека показывает, что он бастард.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».