Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Возвращение потери, Рамбам, Помощь, Работник, Желание
266-я заповедь – запрещение привязываться в своих мыслях к чему-либо из имущества, принадлежащего другому, и страстно желать приобрести это, поскольку такое страстное желание приведет к изысканию уловок, с помощью которых можно было бы приобрести объект вожделения.
Этот запрет выражен в следующих словах: “Не пожелай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего” (Дварим 5:18).
И два этих запрета не сводятся к одной заповеди. Но первая заповедь – “Не домогайся...” (НД 265) – запрет приобретать (с помощью различных уловок) что-либо из имущества ближнего; вторая заповедь – “Не пожелай” – запрет даже мысленно стремиться обладать чем-либо из имущества ближнего (естественно, в случае, если он не заинтересован это продать).
Объясняется в Мехильте (Итро): “Не домогайся дома ближнего своего” (Шмот 20:17). Зачем же еще сказано: “Не пожелай дома ближнего своего”? Чтобы научить: тот, кто страстно желает обладать имуществом другого, преступает одну заповедь, а тот, кто действенно домогается обладания этим имуществом, преступает другую заповедь”.
И там же говорится: “Откуда известно, что, если человек вожделеет чье-то имущество, он будет, в конце концов, домогаться его? Тора говорит: “не пожелай” и “не домогайся”. Откуда известно, что, если человек домогается имущества ближнего, то, в конце концов, он ограбит? Писание говорит (Миха 2:2) : “И возжелают полей – и отнимут, и возжелают домов – и захватят, и ограбят мужа и дом его”.
Итак, если человек увидел у своего ближнего красивую вещь, и, привязавшись к ней мысленно, страстно возжелал ее, – он нарушил заповедь Ашема “Не пожелай...”. И когда вожделение возобладает над человеком, он начинает изыскивать уловки, чтобы приобрести объект своего вожделения; и он не успокоится и не отступит, пока не вынудит ближнего продать эту вещь или обменять ее на другую, возможно, даже лучшую и более дорогую вещь. И если его усилия увенчаются успехом и с помощью различных уловок ему удастся приобрести эту вещь, он нарушит также заповедь “Не домогайся” – в случае, если прежний хозяин и не думал продавать это, но, в конце концов, уступил уловкам и нажиму домогающегося. Таким образом, этот нарушитель закона преступил две заповеди “Не делай”, как мы разъясняли.
Но если хозяин откажется продать или обменять вожделенный предмет, поскольку тоже любит его, – тогда преступнику, который не сможет совладать со своим желанием, придется взять предмет силой, и он нарушит также заповедь “Не грабь”. И чтобы понять это, вдумайся в историю с царем Ахавом и виноградником Навота (I Мелахим 21).
Итак, мы выяснили различие между Его речениями “Не пожелай...” и “Не домогайся...”.
267-я заповедь – запрещение наемному работнику есть в час работы плоды с поля или с деревьев сада, в котором он работает. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда придешь на жатву ближнего своего... серпа не заноси на жатву ближнего своего” (Дварим 23:26). И пояснено (Сифри, Ки теце): “Серп” и подобное серпу в час сбора урожая”. Т.е. в пору сбора урожая наемному работнику запрещено “собирать урожай” для себя.
И известно, что этот стих говорит именно о наемном работнике – слова “Когда придешь на жатву...” переведены на арамейский язык: “Когда наймут тебя на жатву...” (Таргум Ункелос).
А в 7-ой главе трактата Бава меция (87аб) сказано: “Но наемному работнику разрешено, согласно закону Торы, есть плоды, когда сбор урожая уже закончен”. И там же разъясняются другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.
268-я заповедь – запрещение наемному работнику уносить с собой плоды урожая, на сборе которого он работает, сверх того, что ему разрешено есть по окончании сбора на месте работы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Можешь есть виноград сколько душе твоей угодно, досыта, а в сосуд свой не клади” (Дварим 23:25).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция. И там указано, в каком случае наемному работнику разрешено есть, а в каком – запрещено; и если он ест запрещенным образом, то преступает заповедь “А в сосуд свой не клади”.
269-я заповедь – запрещение оставлять без внимания потерянную кем-то вещь. Но мы должны подобрать ее и вернуть хозяину. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Когда увидишь ты быка брата своего или овцу его заблудившимися, не должен ты отвернуться от них, возвратить должен ты своему брату... Так поступай и с ослом его, так поступай и с одеждой его, так поступай со всякою потерей брата своего... – нельзя тебе притворяться, что ты не видел ее” (Дварим 22:1,3).
И мы уже приводили (НД 204) высказывание мудрецов о том, что оставляющий потерянную кем-то вещь без внимания “преступает как заповедь “Делай”, так и заповедь “Не делай”. И сказано в Талмуде (Бава меция 30а): “Возвращающий потерявшему его вещь выполняет заповедь “Делай”, а тот, кто оставляет найденную вещь без внимания, преступает заповедь “Не делай”. А в Сифри (Ки теце) пояснено: “...Не должен ты отвернуться от них” – заповедь “Не делай”, а Его речение “Должен ты возвратить ему” (Шмот 23:4) – заповедь “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция.
Двести семидесятая заповедь – запрещение оставлять без помощи путника, вьючная скотина которого упала на дороге под тяжестью груза. Но мы обязаны оказать ему помощь, развьючив животное и вновь нагрузив его или переложив часть груза на спину хозяина так, чтобы они были в состоянии его нести – как это указано в законах, связанных с выполнением этой заповеди.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если увидишь, что осел твоего врага лежит под своей ношею, то не оставляй его, развьючь, разгрузи его...” (Шмот 23:5). И сказано в Мехильте (Мишпатим): “Не оставляй его, развьючь, разгрузи его” – нарушающий это преступает и заповедь “Делай” (Д 202), и заповедь “Не делай”.
Этот запрет повторен в Торе еще раз – и вот Его речение в Дварим: “Не должен ты, увидев осла твоего брата или быка его, упавших на дороге, отвернуться от них”. И пояснено в Сифри (Ки теце): “Не должен ты... отвернуться от них” – заповедь “Не делай”, а Его речение “Развьючь, разгрузи его...” – заповедь “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются во второй главе трактата Бава меция (31-33а).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»