Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Судья, Взятка, Книга заповедей, Рамбам, Обман, Суд, Тора и бизнес
271-я заповедь – запрещение мошенничать при обмере земли и при взвешивании товаров. И об этом Его речение: “Не творите несправедливости на суде, в измерении, в весе и в мере” (Ваикра 19:35). И поясняют мудрецы: “Не творите несправедливости на суде” – т.е. не извращайте законов измерения и взвешивания.
Вот как истолковывается содержание этого запрета (Сифра, Кедошим): “Не творите несправедливости на суде...” – это не запрет вершить несправедливый суд, потому что такой запрет уже дан (Ваикра 19:15; НД 273). Если так, то почему же сказано: “...на суде”. Научить нас, что проводящий измерение и взвешивание подобен судье (и обязан быть абсолютно объективен и неподкупен)”.
И там же (Сифра) пояснено: “В измерении...” – при измерении земли”. Т.е. проводящий измерение и раздел обязан точно следовать соответствующим правилам математики и использовать выверенные мерные инструменты, – но не следует измерять и взвешивать приблизительно, “на глаз”, как поступает большинство простолюдинов, потому что в таком измерении нет объективности.
“...В мере и в весе” – имеется в виду взвешивание с использованием весов и гирь.
272-я заповедь – запрещение содержать в своем владении неверные гири и другие мерные инструменты, даже если мы не используем их для взвешивания и для измерения при продаже товаров. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть не будет у тебя в твоей суме двух камней для взвешивания – большего и меньшего (чем установленный эталон. Т.е. один – больше эталона, чтобы покупать по нему, а второй – меньше эталона, чтобы с его помощью продавать – Раши); пусть не будет в твоем доме двух эйф (мер объема для сыпучих веществ) – большей и меньшей. Камень полный и верный должен быть у тебя, эйфа полная и верная должна быть у тебя, чтобы продлились твои дни на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе” (Дварим 25:13-15).
В трактате Бава батра (89б) указано: “Человеку запрещено хранить в своем доме неверную меру, большую или меньшую, (чем эталон), – даже если он использует эту неверную эйфу в качестве ночного горшка”.
И не следует думать, что запреты “Пусть не будет... двух камней” и “Пусть не будет... двух эйф” – две самостоятельные заповеди. Но оба этих запрета составляют единую заповедь, относящуюся и к мерам веса, и к мерам объема. Тора как бы говорит: пусть не будет у тебя неверной меры – ни меры веса, ни меры объема, как мы разъяснили, комментируя соответствующую заповедь “Делай” (Д 208). Ведь это Его речение – “Пусть не будет у тебя в твоей суме двух камней... пусть не будет в твоем доме двух эйф...“ – подобно речению “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (НД 235). И в том, и в другом случае одна заповедь включает в себя два запрета, связанных смысловым единством, и количество заповедей не увеличивается от того, что частица “не” повторена в речении несколько раз, – если все запреты объединены общим смыслом, как мы указывали в предисловии к настоящему сочинению, в “9-ом принципе”. И мы уже встречались с подобным примером в двухсотой заповеди “Не делай”, выраженной в Его речении “Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски...” (Шмот 13:7).
273-я заповедь – запрещение судье вершить несправедливый суд. И об этом Его речение: “Не совершайте несправедливости на суде” (Ваикра 19:15).
Эта заповедь запрещает отступать от законов Торы, приговаривая к наказанию невиновного или оправдывая виновного.
274-я заповедь – запрещение судье принимать подарки от тяжущихся сторон, даже если он судит по справедливости. И об этом Его речение: “И взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает речи праведных” (Шмот 23:8). Этот запрет повторен почти в тех же выражениях: “И не принимай взяток, ибо взятка ослепляет мудрых и извращает речи праведных” (Дварим 16:19).
В Сифри (Шофтим) разъясняется: “И не принимай взяток” – даже чтобы оправдать невиновного и приговорить виновного к наказанию”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Санхедрин (7б-8а).
275-я заповедь – запрещение судье во время судебного разбирательства лицеприятно относиться к одной из тяжущихся сторон. И даже если одной из тяжущихся сторон является действительно очень почитаемый и достойный человек, судья не должен оказывать ему особые знаки уважения и почитания. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не лицеприятствуй великому: по справедливости суди ближнего твоего” (Ваикра 19:15).
В Сифре (Кедошим) говорится: “Как бы не подумал судья: “Этот подсудимый богач, он из знатной семьи – как же я могу его опозорить и увидеть посрамленным? Нет, нельзя позорить его”. Поэтому-то сказано: “И не лицеприятствуй великому”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Санхедрин и в трактате Швуот (30аб).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.