Из цикла «Дерех Ашем, главы из книги», темы: Провидение, Страдания, Награда и наказание, Моше Хаим Луццато, Переселение душ, Справедливость, Искупление грехов, Дерех Ашем, Ответственность, Добро и Зло, Небесный суд
[1] Мы уже говорили о том, что порученное человеку служение зависит от того, что в мире сотворены добро и зло, и человек помещен между ними, чтобы выбрать добро.
Но категории добра, как и категории зла, весьма многочисленны. Ведь всякое хорошее качество относится к добру, и наоборот — плохое. Например, гордость — из категорий зла, а скромность — добра; милосердие — из категорий добра и в противоположность ей — жестокость; умеренность и довольство своим уделом — из категорий добра, и обратное этому качество — из категорий зла; и так во всех остальных деталях качеств.
Высшая Мудрость отмерила все детали качеств, которым следует быть возможными в природе человека согласно основной Цели, произвела все эти качества во всех их аспектах, их причины и следствия и все, что их сопровождает, и установила их возможность в человеке.
Однако, чтобы все эти вещи имели место, были необходимы различные состояния людей, служащие для них испытанием. Эти состояния должны создать пространство для проявления всех деталей категорий зла, и преодоления их человеком, чтобы держаться хороших качеств.
Например, если не будет богатых и бедных, то в человеке не будет места ни для милосердия, ни для жестокости. Но сейчас, поскольку они есть, будет испытываться богатый своим богатством: проявит ли он жестокость к бедному, нуждающемуся в нем, или же пожалеет его; и также будет испытан бедный: будет ли довольствоваться тем, что у него есть, и возблагодарит Всевышнего, или наоборот. И еще будет богатство испытанием для богатого: возгордится ли из-за него, потянется ли за суетами мира, оставив служение Творцу, да будет Он благословен, или со всем своим богатством он будет скромен и покорен и презреет суету этого мира, избрав Тору и служение. И так во всех других частностях.
Высшая Мудрость разделила все эти аспекты между представителями рода человеческого, как посчитала в глубине своего замысла подходящим и достойным. Получается, что у каждого человека есть особая доля в испытании и войне со злым началом, и это — его назначение и его ноша в этом мире. Он же должен выстоять в этом испытании, как оно есть. Его деяния будут судимы правосудием Всевышнего, согласно ноше, которая была на самом деле дана человеку во всех ее аспектах, с предельной точностью.
Это подобно слугам царя, которые все находятся в его подчинении, и все они вместе должны исполнить службу его царства: он дает каждому из них какую-то часть работы, так что общими усилиями будут завершены все необходимые ему части. И на каждом из слуг лежит исполнение той части службы, которая передана ему, и по тому, как он исполнит порученное дело, воздаст ему царь.
Но мера этого разделения и его пути выше нашего постижения. Только Высшая Мудрость, вознесенная над всяким разумом, отмерила их и установила их самым совершенным образом.
[2] Все объекты этого мира притягиваются и проецируются по цепочке: от их существования в трансцендентных силах до их существования в материальности, как мы объяснили выше в части 1, гл. 5. Поэтому корень всех деталей испытания человека находится в трансцендентных силах, согласно соответствующим им реалиям исправности и порчи, как мы писали выше. И по их состоянию там они судятся и определяются, чтобы распространиться и реализоваться в материальности в соответствующих им объектах. И это разделение охватывает все детали бытия по их уровням.
Высшая Мудрость приняла во внимание все эти детали испытания и согласно их истинной сущности установила то, что наиболее подходяще и достойно, и это ясно согласно основам, о которых мы говорили.
[3] Согласно этому принципу, удачи этого мира и его беды существуют для того, чтобы человек был испытан определенной долей испытаний, которую Высшая Мудрость посчитала подходящей для данного человека.
[4] Но существует еще и другая причина удач и бед, основанная на суде и воздаянии. Высший Судия постановил, что одним из следствий деяния самого человека станет помощь от Благословенного — облегчить ему достижение совершенства и спасти его от преткновений, как сказано (1 Шмуэль 2:9): «Шаги благочестивых Своих будет хранить».
Но, конечно, в этом также есть множество ступеней. Ибо может быть такой человек, что, согласно деяниям, которые он уже совершил, ему будет полагаться по закону небольшая помощь от Творца, и другой, относительно которого постановят, что Он премного поможет ему и весьма облегчит ему достижение совершенства, и третий, который удостоится наибольшей помощи.
И так же — наоборот: может быть такой, которому по закону не полагается помощь с Небес, но ему будет нетрудно достичь совершенства, и другой, кому по приговору умножатся препятствия, и понадобятся ему большие усилия и великое усердие, чтобы достигнуть совершенства, и третий — законченный злодей, перед которым будут запирать все двери исправления, и в своем злодействе он будет отторгнут. И есть во всем этом весьма многочисленные детали и детали деталей.
Получается, что, может быть, удостоится человек и постановят ему удачу в этом мире, чтобы помочь ему в его служении, чтобы ему было легко достичь искомого совершенства, не преодолевая препятствий.
А может быть, что будут постановлены ему по его деяниям убытки и беды, которые встанут перед ним как стена, и отделят его от совершенства, так что потребуются от него большие усилия и большой труд, чтобы преодолеть эту преграду, укрепиться при всех своих заботах и все-таки достичь совершенства.
И обратно этому — злодей. Возможно, что постановят ему удачу, чтобы открыть перед ним врата гибели, в которые он будет повергнут; а возможно, что постановят ему беды, чтобы воспрепятствовать совершению злодейства, которое он замышляет. Это может случится, когда сочтет Высший Правитель, что по какой-то причине этому злодейству не следует исполниться. Об этом молился Давид {Теилим 140:9): «Не дай, Ашем, сбыться желаниям нечестивца, осуществиться его злым замыслам!»
Все это Творец делает в Своей чудесной мудрости, согласно тому, что следует для блага всех Его творений, и Он судит все творения по их состояниям, каковы они поистине. То есть, к примеру, не подобно положение того, кто не испытывает затруднений, и, тем не менее, безалаберно относится к своим обязанностям, положению того, кто не исполняет порученного ему дела, будучи в стеснении и испытывая давление. Их приговор не будет одинаков, но каждый будет судим, согласно тому, что он собой представляет на самом деле: по ошибке он делает или злонамеренно, принужден или действует по своей воле. И Он знает истинное положение всего, действий и мыслей, и судит их по правде.
[5] Из этого принципа проистекает еще одно следствие в области страданий. Ибо возможно еще существование праведника, за которым числятся грехи, или среднего человека (бейнони), имеющего равную долю грехов и добрых дел, и будет постановлено пробудить их к раскаянию. Тогда пошлют им с Небес страдания, чтобы обратили внимание на свои поступки и проанализировали их. Но эти страдания — не страдания искупления, которые мы упомянули выше, цель которых искупить грехи в этом мире, а страдания пробуждения, чтобы пробудить сердце к раскаянию. Ибо наказания созданы только для случая, когда отсутствует раскаяние; но Всевышний желает, чтобы человек не грешил, а если согрешит — раскается, а если не раскаялся — очистится наказаниями, чтобы не пропал. И поэтому придут сначала страдания для пробуждения, и если не пробудится ими человек, тогда будет наказываться страданиями очищения, и об этом сказал Элиу (Ийов 36:10): «И откроет их уши для наставления, и скажет, чтобы возвратились от зла».
[6] И необходимо знать, что дан предел злодействующему, до каких пор позволят ему злодействовать в его дурном выборе. И когда достигнет он этой границы — не будут медлить с ним совсем, и сгинет с лица земли. Наши Мудрецы, благословенна их память, назвали это «переполнением чаши» (Сота 9а). И об этом сказало Писание (Ийов 20:22): «Когда наполнится его достаток, станет ему тесно».
И до того времени возможно, что злодей будет постоянно преуспевать по причине, указанной выше: открыть ему врата гибели. И об этом сказали наши благословенной памяти Мудрецы (Йома 38б): «Приходящему оскверниться — открывают». Но когда он дойдет до этого предела — уже достиг гибели и сгинет, и тогда возгорится гнев Всевышнего, и падет на злодея пагуба, в которой будет уничтожен.
[7] Еще необходимо знать, что Высшее Провидение берет в расчет все обстоятельства, связанные с каждой деталью: как то, что предшествует ей, так и то, что следует после. Относительно каждого элемента рассчитывается его воздействие на всю общность, и берется в расчет, каким образом каждый элемент соотносится с другими в структуре Творения в целом.
В суде каждого человека принимается во внимание его уровень и положение относительно того, что предшествовало ему (его предки), того, что последует за ним (его потомки), и того, с чем он связан сейчас (современники или земляки или люди его круга). И после того, как все это принято в расчет, будет установлена его доля служения и испытаний, как мы упомянули выше, и будет дана ему ноша, чтобы служить перед Творцом.
{Но ты видишь, что это относится только к суду в этом мире. Это то, о чем я сказал, что будет установлена человеку его доля служения, а именно: в каком положении он будет в этом мире. И этому положению будет соответствовать его ноша.
Но в Будущем мире человек судится только по его делам, согласно положению, в котором он был, и об этом сказал пророк (Ехезкель 18:20): «Сын не понесет греха отца»}.
Так если, например, удостоится человек, что постановят ему величие и богатство, его дети родятся богатыми, и, если обстоятельства не изменятся, останутся богатыми и знатными, и так же — наоборот. Получается, что это богатство досталось детям только со стороны бытности их сынами тех отцов.
Но истинная сущность дела такова, что человек удостаивает своих детей пятью вещами, перечисленными нашими Мудрецами (Эдуйот 2:9). И возможно, что человек родится с добром со стороны того, что его отец уже имеет его, и также возможно, что со стороны заслуги отца постигнет его добро в какое-то время или наоборот. И с другой стороны, возможно, что будет постановлено ему спасение или добро из-за потомства, которое в будущем произойдет от него. Возможно также, что человеку будет постановлено добро или зло в этом мире из-за места, котором он живет, или из-за его окружения.
[8] И, кроме всего этого, есть еще один аспект, вытекающий из упомянутых двух частей управления: индивидуального и общего.
Когда Высшая Мудрость воззрела на все, что необходимо для исправления того вида, из которого составится упомянутое выше Собрание совершенных, то увидела, что весьма подобает, чтобы одна часть людей оказалась в состоянии помочь другой части и воздать им благо.
То есть, не только тот, кто своими силами достигнет совершенства, окажется среди входящих в Собрание обитателей Будущего мира. Но также и тот, чьи деяния позволят ему наслаждаться совершенством, будучи в зависимости от другого, более достойного, чем он, войдет в эту общность. Но он будет в ней на нижней ступени — ступени зависящего от другого.
Выходит, что только тот будет отвергнут от совершенства, кто окажется недостойным наслаждаться ни сам по себе, ни будучи зависимым от другого; и получается, что спасение велико, и умножатся наслаждающиеся. Однако те, кто сами наслаждаются и дают наслаждаться другим, будут, конечно, самыми великими в этом Собрании, и они будут главами, а вынужденные зависеть от них будут подчинены им и нуждаться в них.
И чтобы было место этому большому исправлению, связала Высшая Мудрость изначально людей один с другим. Об этом наши Мудрецы сказали (Швуот 39а): «Все евреи ответственны друг за друга». И из-за этого получается, что все они связаны один с другим и не обособляются каждый сам по себе. И мера добра всегда превышает, и если наказываются друг за друга из-за греха, то тем более помогут один другому заслугами.
Согласно этому принципу установлено, что праведника могут постичь беды и страдания, и это будет искуплением его поколения. И обязанность праведника — принимать с любовью страдания, которые случатся ему для пользы его поколения, как принимал бы с любовью страдания, которые следовали бы ему самому по себе. Этим он воздает добро своему поколению, которое искупает, а сам он очень возвышается, и становится одним из глав в собрании обитателей Будущего мира, как мы упомянули.
В этой категории страданий существует еще один вид более высокий, чем упомянутый выше. Ибо упомянутый выше вид состоит в том, что праведник будет бит за свое поколение, которое было достойно большого наказания и близко к уничтожению или гибели, и он своими страданиями искупает их, спасает их в этом мире и помогает им также и в Будущем мире.
Но есть еще страдания, которые дают наиболее благочестивым, уже достигшим собственного совершенства. Их цель — помочь всей совокупности сфер управления достичь конца — совершенства.
Разъяснение этого вопроса таково. Уже согласно первому порядку, установленному для управления миром и его превращений, человек должен был вытерпеть незначительные страдания, чтобы он и весь мир вместе с ним достигли совершенства. Это обстоятельство порождается и проистекает из утаения Света Всевышнего и сокрытия Его Лица, являющегося одной из фундаментальных основ человеческого бытия, как мы упомянули выше.
И тем более, когда приумножились повреждения в мире из-за великих и сильных грехов, которые были совершены в нем, еще более приумножилось сокрытие и утаение добра: мир и его обитатели очутились в низменном и дурном положении, и теперь необходимо, чтобы посредством превращений, которые устраивает Его чудесная Мудрость в мире, его элементы достигли исправления.
И одна из основ этих превращений состоит в том, чтобы люди получили наказания, соответствующие их злодейству, пока не будет удовлетворен Атрибут Правосудия.
И установил Господин, благословен Он, что совершенные и значимые смогут исправить за других, как мы упомянули, и Атрибут Правосудия поразит их, вместо того чтобы поразить весь мир.
Но, поскольку они сами по себе совершенны и достойны добра и страдают только за других, безусловно, Атрибут Правосудия удовлетворится малой мерой наказания их, вместо большого наказания для грешников. И, кроме того, из-за этого их заслуги увеличиваются и их сила умножается, что еще больше увеличивает их способность исправить извращенное другими. А именно: они исправят не только свое поколение, а и все повреждения мира с тех пор, как появились в нем грешники, и доныне. И, конечно, они будут после этого в Собрании совершенных первыми из первых и самыми близкими к Благословенному.
[9] Все, о чем мы говорили до сих пор со стороны правосудия, объясняется еще и со стороны истинного порядка действительности.
Ибо из-за грехов в людях и в мире умножается и усиливается скверна, что влечет за собой утаение Его Света, который будет все больше скрываться. И по мере устранения этой скверны и очищению созданий от нее, Его Свет будет снова постепенно раскрываться.
Страдания очищают скверну в человеке и общине. С помощью страданий праведников эта грязь счищается и удаляется из всего творения в целом, и, ступень за ступенью, мир приближается к совершенству.
[10] В управлении этим миром существует еще один принцип . Высшая Мудрость установила умножить спасение еще и тем, что одна и та же душа придет в мир несколько раз в различных телах и таким образом сможет в один раз исправить то, что испортила в другой, или завершить то, что еще не завершила.
Но в конце всех переселений души, при Грядущем Суде, она будет судима согласно всему, что произошло с ней во всех переселениях и во всех положениях, в которых она находилась.
И возможно, что какие-то события в жизни человека, чья душа переселяется, произойдут в результате его деяний в предыдущем воплощении. И положение этого человека в мире определится, согласно этому, и соответственно установленному для него положению, будет возложена на него ноша, как мы упомянули выше.
Суд Благословенного выверен над каждым человеком, как он есть, во всех его аспектах, то есть, во всех деталях его положения. В Будущем мире, который есть истинное добро, не возложат на человека вину, которой он поистине не провинился. Но в этом мире будет возложена на него ноша и назначение, отмеренные Высшей Мудростью, и согласно этому будут судимы его деяния.
Детали аспектов переселения душ многочисленны. Человек будет судим, согласно тому, что он собой представляет в этом переселении и тому, что было в предыдущем, — все по истинному и прямому закону. Об этом сказано: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все Его пути — суд, Б-г верный, и нет кривды; праведен и прям Он» (Дварим 32:4).
Творения же не обладают знанием, способным вместить Его мысли и глубину Его замысла. Наряду с другими общими принципами, нам известен лишь этот общий принцип, что одним из источников случающегося с людьми в этом мире является переселение душ, происходящее по законам и правилам, которые Творец установил для совершенствования всего человечества.
[11] Согласно всему тому, что мы объяснили, в этом мире существуют различные, сменяющие друг друга причины происходящих с людьми хороших и дурных событии.
Но дело обстоит не так, что каждое происходящее событие следует изо всех этих причин. Но каждая из этих причин порождает в этом мире определенные события: некоторые случаи вытекают из одной причины, а иные из другой.
Но Высшая Мудрость, знающая все и постоянно наблюдающая надо всем, что подобает для исправления всего творения, взвешивает в глубине своего замысла все эти вещи вместе, и, согласно этому, управляет миром во всех его деталях.
Ибо в действительности невозможно всем этим причинам всегда производить свои порождения в равной степени, так как многократно одна из них будет отрицать другую. Например, возможно, что по заслугам отцов некоему человеку причитается богатство, по его личным действиям — бедность, а по общему разделению — или богатство, или бедность. И даже согласно самим деяниям: сделает человек одно действие, будет постановлено, что придет к нему какое-то добро, а за другое действие будет постановлено, что он будет лишен этого добра.
Но Высшая Мудрость взвешивает и решает все в наилучшую сторону, и посылает каждому человеку ситуации, являющиеся продуктами различных комбинаций этих причин. То есть, каждое событие порождается своей группой причин, но не может произойти с человеком событие, которое не будет следствием одной из вышеупомянутых причин. Все же частности невозможно человеку знать, и мы уже знаем много, если знаем правила всех этих вещей по их видам, как мы упомянули.
[12] Но следует знать, что есть два вида происшествий, случающихся с людьми: один вид — происшествия целевые, и второй — промежуточные.
Целевыми называются события, постанавливаемые человеку, как полагающиеся ему по одной из упомянутых причин, а промежуточными — события, которые происходят с ним для того, чтобы через них случилось с ним другое, полагающееся ему событие. Об этом сказано {Йешая 12:1): «Возблагодарю Тебя, Ашем, ибо Ты разгневался на меня», что по словам наших Мудрецов (Иерусалимский Талмуд, Орайот 3:4) относится к человеку, чья корова сломала ногу и упала, а он нашел под ней клад. Или же через промежуточное событие человек избежит случая, которому не следует постичь его, как в примере с человеком, который опоздал на корабль, а корабль утонул в море (Нида 31а). Эти промежуточные события могут происходить для самого человека, а могут быть и для нужд другого человека, чтобы через них случилось с ним добро или зло.
Так же как Высшая Мудрость отмерит то, что должно постигнуть человека, отмерит она и средства, через которые это постигнет его. Так что все получится установленным с предельной точностью для достижения истинного блага.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»