Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Испытания, Пиркей Авот, Авраам, Маараль, Праведник
5:4 Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам, и устоял во всех них. Это говорит о том, насколько любим (Б-гом) наш праотец Авраам.
Здесь возникает вопрос: почему Авраама Б-г испытывал больше, чем Ицхака и Яакова? Ведь хотя мы знаем о том, что Ицхак и Яаков тоже подвергались испытаниям — об этом говорится в трактате Санхедрин 107б — все же напрямую Тора говорит лишь об испытаниях Авраама!
И еще вопрос. В чем вообще смысл подобных испытаний? Ведь благословенный Б-г знает все: для чего же Ему нужно испытывать праведника?
Тебе следует знать, что Б-г испытывает праведника для того, чтобы его праведность воплотилась на практике, чтобы он из скрытого праведника стал явным. И Авраам, согласно той высоте, на которую вознес его Б-г, должен был непременно стать явным праведником. Поэтому в рассказе об испытании Авраама (Берешит 22) не сказано: «И Г-сподь испытал Авраама», — но сказано: «Б-г испытал…» (то есть, использовано Имя Б-га, указывающее на качество Б-жественного суда, а не Б-жественного милосердия). Б-г пожелал, чтобы праведность Авраама стала известна в мире по праву, через атрибут суда, а не как дар, через атрибут милосердия. А по праву это знание может распространиться, только если будет явлено миру на практике. А если человек по справедливости почитается как праведник, для него самого это — несомненное благо.
Поэтому после испытания Б-г сказал Аврааму (Берешит 22:12): «Ибо теперь Я знаю, что трепещешь ты перед Г-сподом».
Это означает: «Теперь Я знаю посредством атрибута суда, что ты поистине трепещешь передо Мной». Об этом же говорили наши мудрецы в мидраше, который приводит Раши в комментарии на Пятикнижие (Берешит 22:2): «Теперь Я знаю», — это ответ Сатану и народам мира, которые выступают против тебя, говоря: «Что же такого хорошего есть в тебе?» (Нам здесь важно, что) мидраш упоминает Сатана и народы мира. Поскольку благословенный Б-г намеревается изгнать из (Святой) Земли все народы ради Авраама, эти народы и Сатан обращаются к качеству Б-жественной справедливости, говоря: «Как же можно истребить другие народы ради Авраама?!» И поскольку они обращаются именно к качеству суда, ответить должно тоже именно оно. И ответ может быть получен лишь через испытание, которому будет подвергнут Авраам. Ведь испытание делает испытуемое полностью реальным, а значит, дает Б-жественной справедливости возможность возразить.
А поскольку главный смысл этого испытания — раскрыть и проявить праведность праведника, для него особенно подходил именно Авраам. Ведь поколение Авраама целиком представляло собой «хаос и тьму», лишенные истинного существования, и Б-г пожелал, чтобы Авраам стал светом существования для мира. И после десяти испытаний, когда его праведность проявилась в реальности, он и стал таким светом. По этой же причине Авраам должен был выдержать именно десять испытаний: поскольку он был связан с поколениями, суть которых — «тьма и отсутствие света», Б-г пожелал отделить его от них, дабы свет Авраама стал реальным; поэтому он и был испытан.
То же самое сказано и в мидраше (Берешит раба 55): «И Б-г испытал Авраама» — это то же самое, о чем говорит стих (Теилим 60:6) «Дал Ты боящимся Тебя знамя, дабы оно было видно ради истины». (Слово «знамя» здесь содержит те же буквы, что и слово «испытание», а потому стих следует понимать так): «…дабы испытать их в этом мире» (а затем, понимая это слово буквально) — дабы вознести их ввысь, как флаг на мачте корабля. И для чего все это? «Ради истины», то есть, ради того, чтобы качество справедливости в этом мире проявилось как несомненная истина. Если человек скажет: «Б-г делает богатым того, кого хочет (не руководствуясь справедливостью), как Авраама: захотел сделать его богатым — и сделал, захотел сделать его царем — и сделал!» — ты сможешь ему ответить такими словами: «А ты сможешь совершить то, что совершил наш праотец Авраам? “Аврааму было сто лет, когда родился его сын Ицхак” (Берешит 21:5), и после всех его страданий (из-за того, что он сто лет оставался бездетным) Б-г сказал ему: “Возьми, пожалуйста, своего сына, своего единственного (…и принеси его в жертву)” (Берешит 22:2), — и он не отказался!» Об этом и говорит стих (Теилим 11:5): «Б-г праведника испытывает, а злодея и любящего разбой ненавидит Его душа». Горшечник не стучит палкой по ненадежным горшкам, которые сразу разобьются, как только он по ним стукнет. Нет, он сначала выбирает прочные горшки, которые не разобьются, даже если стукнуть по ним несколько раз!
А трепальщик льна — чем больше он треплет лен, тем лучше тот становится! Так и Б-г подвергает испытаниям только праведников. Это можно сравнить с человеком, у которого есть две коровы, слабая и сильная. На которую из них он наложит ярмо? Разве не на сильную? Так и Б-г испытывает только праведников. Вот, мудрецы объясняют тебе, что испытание совершается ради качества Б-жественной справедливости, чтобы праведник считался таковым по праву. А для этого необходимо, чтобы его праведность воплотилась на практике; и это ясно.
Мидраш же этот следует понимать вот каким образом. Стих говорит: «Б-г праведника испытывает». Это означает, что Б-г подвергает испытанию именно праведников. Поэтому мидраш приводит примеры, доказывающие, что именно праведников и следует испытывать. Испытание имеет три смысла. Во-первых, праведник подвергается испытанию ради того, чтобы его праведность полностью воплотилась в реальности, а не оставалась возможностью. Исходя из этого, очевидно, что испытания подобают именно праведникам, поскольку только они обладают праведностью, которую необходимо воплотить. Ведь если подвергнуть испытанию злодея, цель испытания и не может быть достигнута! А если послать испытание такому праведнику, праведность которого слаба, окажется, что ее невозможно воплотить больше, чем она уже проявлена. Приводя пример такого испытания, мидраш говорит о горшечнике, собирающемся ударить палкой по кувшину, о котором заранее знает, что тот не выдержит удара и разобьется. По такому кувшину, поясняет мидраш, он вообще не станет бить! Он ударит только по тем кувшинам, которые смогут выдержать удар и не разбиться. Так и Б-г испытывает и старается воплотить праведность лишь (тех, чья праведность Ему известна), желая, чтобы они именовались праведниками и согласно истинной справедливости.
Есть и еще один вид испытания, когда Б-г посылает праведнику «страдания из любви», чтобы эти страдания исправили его и очистили его душу. Это испытание тоже может быть послано только праведнику, душу которого Б-г желает очистить (еще больше), что подробно разъясняется в главе о «страданиях из любви» моего сочинения Нетивот олам. Чтобы доказать это, мидраш приводит пример с трепальщиком льна, который треплет только хороший лен, и лен после каждого удара становится все белее и ярче. Так и душа праведника, который испытывает страдания, становится светлее и чище. И тебе следует вдуматься в этот пример и воздать ему должное.
Затем мидраш приводит еще один пример: с человеком, у которого есть две коровы. Дело в том, что существует еще один случай, когда Б-г посылает праведнику испытания и страдания. Когда Б-г желает наказать весь мир и привести в исполнение суровый приговор ему, он (иногда) заставляет страдать праведника, который, тем самым, терпит страдания за весь мир. Так произошло с пророком Йехезкелем (Йехезкель 4): «…Ляг на правый бок и прими на себя грех Израиля…» Мидраш уподобляет это двум коровам, из которых хозяин выбирает более сильную и на нее накладывает ярмо.
Так и Б-г, желая наложить на мир ярмо Своего сурового приговора из-за совершенных в мире грехов, насылает страдания на хороших людей, на избранных, которые могут вынести гнев Б-га и Его ярмо. И вот, мы разъяснили тебе смысл десяти испытаний, которыми Б-г испытал Авраама.
Хотя, согласно мнению наших мудрецов, испытаниям были подвергнуты все праотцы (Санхедрин 107а), только об Аврааме (Письменная) Тора рассказала это прямо. И это чрезвычайно важно. Праотцы — основатели (нашего народа) — не похожи на всех остальных людей: они — «люди Б-га». Поэтому они и были подвергнуты испытаниям. Ведь в слове «испытание» на святом языке содержатся буквы слова «чудо». И это говорит нам, что испытание, как и чудо, содержит нечто сверхъестественное. Если испытуемый не проявит сверхъестественных качеств, он не сможет выдержать испытания: ведь природа человека не позволяет ему зарезать собственного сына, а также (исполнить то, чего требуют от него другие) испытания. Поэтому наши праотцы и не могли не подвергнуться испытанию: они ведь были людьми сверхъестественными, не такими, как остальные люди, и если бы они всю жизнь поступали только естественно, этот их уровень ни в чем бы не проявился. Авраам же явился началом цепи праотцев и поэтому был (в определенном смысле) еще более исключительным, чем Ицхак и Яаков. Авраам возвысился над природой; другими словами, Б-г вознес его над природным миром. На это намекает и стих, говорящий, что Авраам восседал верхом на осле (а слово «осел» на святом языке состоит из тех же букв, что и слово «материя»). В Пиркей дераби Элиэзер (глава 31) рассказывается, что этот осел был сотворен в сумерки (шестого дня творения), а в книге Гвурот Ашем мы разъяснили, что весь смысл этого высказывания — показать нам, что Авраам возвышался, «восседал верхом» на природном мире. И это будет еще объясняться ниже, в этой же главе (мишна 22), в разговоре о том, в ком есть три вещи… Поэтому об испытаниях Авраама Тора сообщает развернуто: ведь непременно нужно было, чтобы Авраам (в чем-то) проявил свои сверхъестественные способности и (всем было бы видно), что он удостоился подняться на эту высшую ступень.
Царь Давид тоже обладал некими свойствами, благодаря которым поднялся на эту же ступень возвышения над природой, и эти свойства Давида всем известны. Поэтому Б-г пожелал, чтобы Давид был испытан, подобно праотцам. Однако тот не выдержал испытания, поскольку его уровень был все же очень близок к уровню природного мира, как известно всем, у кого есть мудрость и понимание. Таким образом, он не устоял в испытании, но само то, что он был испытан, указывает на наличие в нем определенных не вполне природных свойств. И эти наши слова исполнены исключительной мудрости.
Так или иначе, мы видим, что испытание — это понятие, соответствующее именно праотцам, поскольку именно они были полностью «людьми Б-га», а не «естественными людьми»; и это ясно.
Смысл того, почему испытаний было именно десять, мы уже объясняли тебе. Мы говорили, что если необходимо перечислить все возможные формы чего-то, не сводимые одна к другой, их окажется ровно десять.
(А в случае испытаний это было необходимо) поскольку может оказаться, что человек выдержит одно испытание, но не устоит в другом. Если же ему посланы десять испытаний и он устоял в них, это означает, что он может устоять в любом испытании; и это ясно. Кроме того (здесь есть связь с Десятью Речениями, которыми был сотворен мир). Для сотворения мира были использованы Десять Речений, поскольку мир стоит на высшей ступени нематериальной святости, и именно на нее указывает число десять. Так и Авраам был испытан именно десятью испытаниями, поскольку именно так мог подняться на уровень святости, полностью свободной от влияния материи, — а в этом и состоит смысл испытания, как уже разъяснялось. И везде, где мишна приводит число десять, она имеет в виду это же самое; и это еще будет разъясняться.
Смысл всех этих десяти испытаний объяснил Раши от имени Пиркей дераби Элиэзер, и это объяснение верно, и от слов наших мудрецов, получивших Тору по традиции, отступать нельзя. Раши говорит так: «Вначале Нимрод захотел убить его, и Авраам прятался под землей в течение тринадцати лет. Затем Нимрод бросил его в огненную печь в Уре Халдейском; и изгнал его из родины; и привел Б-г голод (в его землю) в его времена; и взята была (его жена) Сара в дом фараона; и пришли цари, и забрали в плен Лота, его племянника; и показал ему Б-г во время заключения Союза между рассеченными частями будущее порабощение его потомков, над которыми будут властвовать цари; и повелел ему Б-г сделать обрезание себе и своему сыну; и повелел ему изгнать Ишмаэля вместе с его матерью; и повелел ему зарезать своего сына Ицхака». На это можно задать вопрос: почему в число испытаний не входит пленение Сары в доме Авимелеха? Однако, согласно нашему объяснению, такой вопрос и не должен возникнуть, поскольку мы сказали, что испытания должны быть принципиально различны и что именно поэтому их десять. А пленение Сары в доме фараона и в доме Авимелеха — это одно и то же испытание, и Авраам был уверен, что Б-г, спасший Сару из дома фараона, спасет ее и из дома Авимелеха. Так что это испытание не считается отдельным испытанием.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.