Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Деньги, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Заработок, Богобоязненность
Еще одна чрезвычайно возвышенная мысль содержится в стихе «Если станешь искать ее, как серебра…». Если человек собирается приобрести товар, на котором можно заработать, он сначала тщательно все продумает и выяснит, принесет ему этот товар прибыль или же убыток, Б-же упаси. Если же случилось так, что человек понес убыток, он снова внимательно обдумает происшедшее, чтобы понять, почему так случилось. Может оказаться, что понимание причин откроет ему глаза на то, как исправить положение и компенсировать ущерб; и, уж во всяком случае, станет ясно, как избежать подобных неприятностей в будущем. То же самое относится к Служению Б-гу благословенному: человек должен скрупулезно обдумывать все свои действия, чтобы понять, какое начало побуждает к их совершению: злое или доброе. Если же случится, что злое начало обманет его, пусть задумается, как раскаянием исправить зло, которое он совершил; и, уж во всяком случае, должен он разобраться, как сделать так, чтобы больше злое начало никогда не смогло так обмануть его.
И вот что еще всем известно: деньги свои человек охраняет, как только может, лишь бы не пропали они. Так же должен он вести себя и в Служении Б-гу благословенному: тот небольшой капитал, который скопил он, то есть изученную Тору и исполненные заповеди, должен он хранить как зеницу ока, ни в коем случае не позволяя им потеряться. Всем ведь известно, что если человек не станет охранять свои уста от запрещенных речей (речь идет о злоязычии, сплетнях и обо всем остальном, о чем запрещено говорить. — Прим. пер.) и не будет все время подавлять желание побеседовать об этом, тогда вся его Тора и все его заповеди исчезнут, ибо ляжет на них дух нечистоты, и не будут они отныне стоить ломаного гроша; так говорят наши святые книги. И стоит прочесть, что написано об этом в книге «Забота о языке», раздел «Память», 7. (См. также, что написал Гаон из Вильно в комментарии на «Притчи», 13, 3: «…а раскрывающий уста — гибель ему».) Так что должен человек ощущать себя так, будто он — настоящий сторож. И сказал я себе: именно об этом говорит Писание словами: «Кто муж, желающий жизни (…) — храни язык свой от зла и уста свои — от речений лживых». Ведь на первый взгляд Писание должно было бы выразиться по-другому: «Пусть не произносит языком своим злого и устами своими — лжи». Но поистине подобно это человеку, у которого есть виноградник: даже если он сообщит многим, что просит не входить туда, нимало не поможет это, пока не наймет он сторожа, вся забота которого будет — сидеть и смотреть, чтобы в виноградник не проникли воры. Именно так дело обстоит с заботой о языке: пока человек не сделает себя настоящим сторожем, который постоянно следит за всеми произносимыми словами, бдит каждый раз, когда уста открываются, — ничто не поможет. Поэтому стих и говорит: «Храни язык свой…» И есть в Писании еще один стих, который также говорит: «Хранящий уста свои и язык свой…», — и подразумевается здесь то же самое: никогда нельзя человеку отвлечься ни на секунду, как только он раскрывает рот, чтобы с кем-нибудь поговорить.
Следует тебе еще знать, что на Святом языке слово «искать» имеет два значения. Одно из них — розыски какого-либо предмета. В этом смысле говорит Писание про царя Шауля, что он пошел «искать» потерявшихся ослиц. А второе значение этого слова — «желание», «страстное стремление» к чему-либо. В этом смысле использовано слово «искать» в стихе: «Одного просил я у Б-га, только этого буду я искать: сидеть мне в доме Б-жьем…» (В настоящем издании, глава 2, раздел 49, оно так и переведено: «желал». — ■ Прим. пер.) А раз так, то, когда Писание говорит: «Если станешь искать ее, как серебра…», совершенно ясно, что имеется в виду: человек должен страстно стремиться к Торе, заниматься ею с желанием и относиться к ней так, как относятся к деньгам.
А что это значит: «так, как относятся к деньгам»? Например, если человек найдет милость в глазах царя и даст тот ему право на один день зайти в царскую сокровищницу и взять там все, что захочет, будь то серебро или прочие драгоценности, — несомненно, человек проведет там, собирая богатства, весь день, с утра до вечера, и не оставит своего занятия ни на минуту! Так же и здесь: если у человека есть время для учебы — хотя бы даже несколько часов в середине дня (кроме того постоянного времени для занятий, которое он выделяет после каждой молитвы), — нет сомнений, что он обязан все это время учиться. Ведь о Торе сказано: «Дороже она, чем перлы, и все сокровища твои не сравнятся с ней». Именно поэтому Писание требует: «И говори о них (словах Торы. — Прим. пер.), сидя в доме твоем…»
И еще одна мысль содержится в стихе, который мы разбираем. Если человек выиграл в лотерею сто тысяч рублей серебром, как велика радость его! Точно так же должно быть огромно его ликование, когда Святой, благословен Он, помогает ему удостоиться завершить изучение какого-либо трактата Талмуда или Мишны. Всем ведь известны слова Зогар святого: «Тот, кто получил в удел один трактат, получил в удел один мир». И не только к изучению Торы относится этот стих, но и к трепету пред Б-гом. Что это значит? Если Святой, благословен Он, помог человеку задуматься о возвышенности Его, благословенного, а из-за этого возросли в сердце его любовь ко Вс-вышнему и трепет пред Ним — должен человек радоваться этому, как радуется нашедший огромное сокровище. А если, Б-же упаси, случилось наоборот и несколько дней человек провел без изучения Торы — он должен переживать из-за этого так, как страдает потерявший деньги.
И все это содержится в одном стихе: «Если будешь искать ее, как серебра (…), тогда поймешь трепет пред Б-гом и знание Г-спода найдешь». Это значит: если будет твое желание и стремление к страху Б-жьему и к Торе совершенно таким же, как любовь людей к деньгам, заставляющая их страдать, потеряв их, и радоваться, приобретя, — тогда удостоит тебя Б-г понять, как следует трепетать пред Ним, и даст Он тебе разум для понимания Торы, которая есть знание Г-спода.
И хотя еще очень много важного можно извлечь из этого уподобления трепета пред Б-гом стремлению к деньгам, я собираюсь быть кратким. Поэтому перечислю лишь несколько общих правил.
Каждый счет нужно проверять; когда человек проверяет счет, он стремится узнать, были прибыли и убытки подсчитаны правильно или нет. Точно так же обстоит дело со Служением Б-гу: всегда, когда человек хочет исследовать какое-нибудь свое деяние и узнать, было оно праведным или нет, пусть немедленно обращается к этому стиху. Пусть представит себе, так поступают купцы со своими деньгами, как он, или не так. Позволяют они себе лениться и бездельничать, как он, или не позволяют?! Если человек чувствует, что действует при своем Служении столь же расторопно, как купцы в своей торговле, счастлив удел его! Если же нет — нужно учиться быть сильнее.
Торат гa-Баит, 11
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.