Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Цав, Уважение, Стыд, Зелиг Плискин, Любовь к ближнему
ЭТО ЖЕРТВА ААРОНА И ЕГО ПОТОМКОВ, КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ В ДЕНЬ ЕГО ПОМАЗАНИЯ ПРИНОСИТЬ БОГУ (Ваикра, 6:13)
Талмуд объясняет: написано «В день его помазания» — значит, что помазывают только одного первосвященника, но не больше. Почему? Отвечает раби Йоханан: чтобы предотвратить враждебность (Йерушалми, Йома).
Задача первосвященника и сущность его — миролюбие и миротворчество. Аѓарон, первый первосвященник, был известен любовью к людям и стремлением к миру. Первосвященник должен объединять весь народ. В его отношении к людям не должно быть враждебности, это было бы искажением идеи первосвященника. Поэтому нельзя делать ничего, что создавало бы враждебность (Ялкут Йеѓуда, к этому стиху).
БОГ ГОВОРИЛ МОШЕ И СКАЗАЛ: ГОВОРИ АЃАРОНУ И ЕГО СЫНОВЬЯМ И СКАЖИ: ВОТ ЗАКОН О ПРИНОШЕНИИ ЗА ГРЕХ — В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ РЕЖУТ ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, ЗАРЕЖЬ ПРЕД БОГОМ И ЖЕРТВУ ЗА ГРЕХ, ОНА СВЯТАЯ СВЯТЫХ (Ваикра, 6:17, 18)
Талмуд (Йерушалми, Йевамот) объясняет, что обе жертвы резали в Святилище в одном и том же месте, чтобы спасти грешников от стыда. Пусть тот, кто видит приносящего жертву за грех, подумает, что это его добровольный дар всесожжения. Опираясь на это, мудрецы постановили, что основную еврейскую молитву «Шмоне эсре» надо произносить тихо, чтобы не смущать людей, которые во время молитвы исповедуются в грехах (Сота).
Р. Аѓарон Бакст, ученик р. Ицхака Блаузера, рассказывает, что тот однажды пригласил его к себе позавтракать. Поскольку жена рава была больна и лежала в постели, еду подавала бедная служанка. Они услышали, как жена раввина подозвала служанку и спросила: «А рыбу и мясо ты подала?».
Служанка ответила утвердительно, но, на самом деле, подала им только суп и хлеб, а рыбу и мясо взяла себе. Хотя рав Блаузер услышал, что служанка солгала, он ничего не сказал жене, чтобы не позорить служанку (Кохвей ор).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»