Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Реформизм, История еврейского народа, Германия, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Конфликты, Община
Ортодоксальное (традиционное) еврейство по-разному отвечало новому обществу Эмансипации и Реформы. Вначале оно было ошеломлено скоростью распространения Реформы. Большинство западноевропейских евреев ослепил свет новой свободы и, выйдя из гетто, они были готовы оставить там и традиционную еврейскую жизнь. К 1850 году Реформа стала доминантой в официальной жизни кегилы (еврейской общины) во многих общинах западной и центральной Европы. Но потом традиционное еврейство перешло в мощную контратаку. Это оживление ортодоксии было результатом усилий многих ведущих раввинов,1 которые дали разные ответы на вызов, брошенный Реформой.
Одним из них был рав Исаак (Зелигман Байер) Бамбергер,2 известный как рав Вюрцбурга в Баварии. В своей общине он усилил ортодоксию в той форме, которая вызывала уважение в обществе. Он создал большую синагогальную конгрегацию, открыл и поддерживал ешиву и программу подготовки раввинов, а в 1855 году создал полную еврейскую образовательную систему от начальной школы до старших классов включительно. Он был замечательным талмудическим ученым, плодовитым автором книг о галахе (законе), Талмуде, обычаях, грамматике иврита и толкованиях.3 У него было и широкое светское образование, хотя неформальное и не ориентированное на университет. Благодаря его личности, образованию, высокому раввинскому статусу и умеренности, он представлял трудную мишень для Реформы, и умело сдерживал ее в Германии.
Почти без исключений германское государство и городской закон обязывали евреев принадлежать к одной религиозной общине. Когда Реформа стала доминировать в большинстве структур кегилы, ортодоксальных евреев заставляли продолжать платить взносы в реформистскую общину, даже в тех случаях, когда новые лидеры закрывали ешивы и миквы (ритуальные бассейны). Многие ортодоксальные лидеры боролись за то, чтобы сохранять и создавать собственные общины. Постепенно немецкий закон дал им такие права, и в 1876 году это стало законом во Франкфурте на Майне. Когда германский закон позволил евреям выходить из реформированных религиозных общин и создавать свои ортодоксальные общины, они появились в нескольких городах.
Рав Бамбергер был практиком. Если ортодоксия могла сохранить автономию внутри общества, он противостоял переменам. А если в местном еврействе верх брала Реформа, которая не мирилась с иудаизмом Торы, рав Бамбергер советовал создавать отдельную ортодоксальную общину. Он твердо верил, что позитивными делами — строительством синагог, ешив и школ — можно повлиять на Реформу, и традиционные формы иудаизма постепенно победят. Поэтому, когда реформистская община Франкфурта на Майне предложила умерить свою враждебность и смириться с нуждами традиционных евреев, рав Бамбергер публично выступил против отделения. И здесь он противостоял раву Шимшону Рафаэлю Гиршу, который повел своих последователей в отдельную общину. Позиция рава Бамбергера привела к расколу франкфуртской ортодоксальной общины. Его прагматический подход был принят большинством ортодоксальных евреев Германии, которые считали рава Бамбергера вождем ортодоксии.
1 Среди лидеров немецкой ортодоксии, которые боролись с Реформой, были Хахам Ицхак Бернес (1792—1849), раввин Гамбурга; рав Яаков Этлингер (1798—1871) из Альтоны, автор знаменитой талмудической работы Арух лаНер. Они были основными ранними учителями рава Шимшона Рафаэля Гирша.
2 1807—78 годы.
3 Одна из его самых популярных работ — Амира левейт Яаков, опубликована в Фурте в 1858 году.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.