Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Богдан Хмельницкий, Антисемитизм, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы
1635—1636 годы были отмечены бунтами крестьян и казаков в Переяславе15 на Украине. Подавляемые и притесняемые польскими помещиками, они поднимались против своих господ. Вечный вопль масс о земле, хлебе и ничем не ограниченной свободе довел их до безумной вспышки гнева и отчаяния. Все это, помноженное на традиционный ярый антисемитизм, привело к трагедии гигантских масштабов.
За нескольких месяцев казаки овладели большими территориями и провозгласили себя свободными людьми. А евреи вкусили плоды обретенной ими свободы. Вынуждаемые польскими помещиками, которые не оставляли им иного пропитания (евреи, например, не могли владеть землей и кормиться сельским хозяйством — Г.С.), они должны были взяться за непопулярные работы (сборщиков податей, управляющих имениями, держателей трактиров и процентщиков, дающих в долг деньги). Незащищенные государством, ненавидимые за чуждую веру и ритуалы, евреи были самым очевидным и доступным из-за беззащитности представителем ненавистного польского пана. В течение недели были убиты две тысячи евреев, а остатки еврейской общины этого района выселили на запад в Польшу.
Через три месяца восстание было подавлено, польские помещики вернулись к власти. И снова евреев вернули в эти области, чтобы они служили феодалам, собирая еще большие подати, одалживая деньги под еще более высокие проценты, пытаясь как-то отстроить потрясенную еврейскую общину. Они рассматривали происшедшие события вокруг города Переяслава не как предвестник будущего, а как одно из многих событий в долгой истории спорадических преследований, смерти и мучений. Но этот взгляд был слишком оптимистичным.
В 1648 году казаки и их союзники — крестьяне Украины и Малороссии нашли вождя. Им стал Богдан Хмельницкий, ему было пятьдесят с небольшим лет, и до тех пор он ничем особенным не выделялся. В молодости он служил кавалеристом в войсках поляков и казаков, когда они боролись с турками. После многочисленных безуспешных финансовых авантюр, разочарованный своей неспособностью достичь приличного положения в польской армии, он остался с непомерно раздутой гордыней и гневом, порожденным своими поражениями и безвыходностью ситуации. А еще он ненавидел своих польских католических менторов как ярый православный, и бесстрашно готов был поставить на карту все ради религии и утверждения своих способностей и амбиций.
В 1647 году он пережил личное оскорбление от польского губернатора города Чехрина. Его жену увели польские наемники, которые ворвались для этого в его дом по приказу губернатора. Горя гневом и ненавистью, он проклял поляков и присоединился к запорожским казакам. Это были грабители на дорогах, беглые каторжники и заключенные, дезертиры и обнищавшие люди. Все они хорошо владели и кормились своим оружием, все были вне закона, и им нечего было терять.
С энергией и военным искусством, Хмельницкий стал организовывать банды в мощную, управляемую военную силу. Подняв знамя свободы, он направил ненависть масс против польских римско-католических угнетателей, и вскоре почти вся Украина присоединилась к восстанию. Крымские татары — азиатское племя, которое столетия назад пришло в европейскую Россию — тоже вступили с ними в союз. В апреле 1648 года они пересекли Днепр и двинулись на запад. Его первоначальные успехи в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у крестьян, которые стали видеть в нем своего спасителя и вождя. Осенью 1648 года казаки покорили все пространство до польской границы, пересекли ее и захватили Львов. Поляки поняли серьезность угрозы и предложили Хмельницкому благородный титул и автономию для казаков в обмен на словесное признание суверенитета Польши и прекращение войны.
Эта война сделала легальной потенциальное насилие и враждебность между этническими группами Польши и Украины. Не только евреи пострадали от мародерствующих казаков. Их бунт был оргией ненависти против установленных авторитетов и представителей иных религий. Они отрубали головы католическим священникам и монахам, насиловали монахинь, разрушали и сжигали костелы. Польских дворян они захватывали в плен, что — бы получить выкуп, а, получив, обычно замучивали до смерти. Частые споры между казаками и татарами также заканчивались смертью бывших союзников. Но никого не постигла такая ужасная судьба, как евреев. Еврейское население было раздавлено, вырвано с корнем. По еврейским хроникам, с 1648 года по 1653 годы от казацкой сабли, разбоя и возникшего в результате хаоса голода и болезней погибли сто тысяч евреев и триста общин. Жестокость казаков по отношению к беспомощному еврейскому населению была ужасной даже для тех варварских времен.
С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь.
Неудивительно, что тысячи евреев предпочитали попасть в руки татар, не менее кровожадных, но больше заинтересованных в коммерческой стороне дела. Зная, что евреи мира дадут выкуп за пленных братьев, даже непомерные суммы, они перепродавали тысячи евреев турецким работорговцам, чтобы те «распределили» их по еврейским общинам Средиземноморья. Рим и Болонья, Венеция, Падуя, Касабланка, а также Тунис, Салоники, Алеппо и Иерусалим стали новыми домами европейских евреев. Тридцать тысяч спаслись таким образом. Тысячи других умерли в плену или в пути, но, по сравнению с остальными, судьбу этой вырванной части европейского еврейства можно назвать удачной, многие из этих евреев потом достигли успеха в новом окружении.
15 Сейчас называется Переяслав-Хмельницкий.
16 Всего в мире в это время по оценкам проживало порядка трех с половиной миллионов евреев. Восточноевропейское еврейство насчитывало 1300 000.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.