Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
Плата авансом, когда покупатель платит деньги до получения товара, считается займом, выданным продавцу. Поэтому любая дополнительная выгода, получаемая покупателем (бесплатный подарок, услуга, протекция и пр.) по причине внесения им аванса, классифицируется как выплата процента.
В этой главе рассказывается о том, что иногда аванс и сам по себе (без всяких добавочных действий со стороны продавца) может принести дополнительную выгоду покупателю, а, значит, создает фактор процента.
Вот один из таких случаев. При выплате аванса за товары, которые будут поставлены в более поздние сроки, существует вероятность, что к тому времени повысится их цена. Поэтому продажа товаров по старой цене может выглядеть как предоставление процента: покупателю выгодно оплатить такую покупку заранее.
Во избежание подобных ситуаций оплата авансом допускается только при одном из следующих условий:
1) Если продавец в момент получения аванса имеет в запасе все предназначенные к поставке товары. При этом считается, что он как бы сразу передает товары покупателю.
2) Если товары имеют фиксированную рыночную цену во время выдачи аванса. Идея варианта такова: хотя сам продавец не имеет этих товаров на складе, он легко может купить их по текущей рыночной цене. Поэтому совершаемая сделка вполне законна: продавец как бы купил эти товары и немедленно отдал их покупателю.
Учитывая тот факт, что продавец имеет товары на складе или может получить их, мы считаем, что товары как бы передаются покупателю во время оплаты, когда цена еще не поднялась; так что в момент подорожания товары будут принадлежать уже не продавцу, а покупателю.
Примечание
Если покупатель не имеет этих товаров на складе или у них нет фиксированной цены, аванс можно принять лишь при условии, что в случае повышения цены покупатель оплатит продавцу разницу между старой и новой ценой во избежание получения выгоды вследствие внесения аванса. Чтобы избежать оплаты разницы в ценах, покупатель может оформить этер-иска.
Если речь идет о товарах с ограниченным сроком хранения, таких как фрукты, овощи, хлеб, молоко и пр., то нельзя платить за них авансом, утверждая, что продавец имеет эти товары на складе (а значит, они как бы уже теперь поставлены покупателю). Проблема заключается в том, что они могут испортиться к предполагаемому сроку их реальной доставки, а значит, у разрешения нет основания. Поэтому разрешение на выплату авансом сохраняется лишь в том случае, если достигнута предварительная договоренность, что при повышении цены разница будет оплачена покупателем.
Если цена на товар в момент поставки ниже, чем в момент его оплаты, покупателю придется взять товары по старой цене, потому что нельзя отказаться от сделки после того, как товар уже оплачен. Покупатель может застраховать себя от потерь, если накануне оплаты выдвинет условие: в случае падения цены продавец поставит товары по новой цене, т.е. он либо возместит часть оплаченной суммы, либо поставит пропорционально больше товара.
Мы уже говорили, что платить обычную цену авансом вполне допустимо, если продавец имеет достаточный запас товаров или у него есть возможность их получить (в том случае, когда этот товар обладает фиксированной ценой). Но возникает вопрос: при каких обстоятельствах можно предложить покупателю не обычную, а более низкую цену, если он платит авансом? Рассмотрим два распространенных случая.
Случай 1
Вопрос
Может ли еврей купить у еврейской фирмы товар по низкой цене по принципу "оплата наличными по заказу"? (Например, если для привлечения покупателей на рынок выпущена новая модель с низкой стартовой ценой.)
Ответ
Допустимость такой покупки зависит от следующих факторов:
а) Платить авансом за подобный товар нельзя, если обычная более высокая цена тоже указана в предложении или если товар рекламируется как более дешевый, чем обычно.
Причина
Аванс - вид займа. Отсроченное получение оплаченного товара равносильно возвращению долга. Поэтому получение товара, который стоит больше той цены, которая заплачена за него ранее (т.е. при выдаче займа), является выплатой процента. Разрешается, однако, оформить твердый заказ и оплатить товар по принципу "наличные — при поставке" или же расплатиться отсроченным чеком, деньги по которому будут сняты с банковского счета покупателя только после доставки товара продавцом.
б) Разрешено оплатить товар авансом, если более высокая цена не указана, т.е. товар предлагается по более низкой цене без всякого упоминания обычной цены. Но и здесь предполагается, как минимум, одно из следующих условий:
I — У продавца этот товар имеется в наличии.
II Неспециалисту трудно определить настоящую стоимость товара.
III — Выгода покупателя не превышает 20 процентов. Можно также оформить этер-иска.
Случай 2
Продавец предлагает две цены: первая — "по каталогу", с оплатой после доставки товара; вторая — более низкая, с оплатой наличными в момент получения заказа от покупателя (это и есть аванс).
Вопрос
Можно ли купить товар по более низкой цене, заплатив аванс?
Ответ
Нельзя.
Причина
Поскольку нормальная цена тоже указана в списке расценок, очевидно, что более низкая цена действительна только при выдаче аванса. Но аванс равнозначен займу; следовательно, приобретение товара по заниженной цене (когда на самом деле он стоит дороже) рассматривается как получение процента.
Если покупатель просит составить смету на товары, которые он собирается приобрести по специальному заказу, и предлагает внести за них аванс, производителю разрешается установить цену ниже обычной при одновременном выполнении трех условий:
Условие 1
Он не говорит, что поставит товар по особо низкой цене (хотя это и подразумевается).
Условие 2
Ему нельзя упоминать цену, которую он установит в случае, если покупатель не заплатит авансом.
Условие 3
Скидка не настолько велика, чтобы было видно, что низкая цена обусловлена внесением аванса. Другими словами, покупатель экономит не больше 20 процентов.
Основание для разрешения
Поскольку изделие, поставляемое по специальному заказу, не имеет изначально фиксированной цены, названная цена становится истинной.
Практический пример
Можно заказать одежду, сшитую по индивидуальной мерке, или мебель, изготовленную по спецзаказу, и предложить аванс наличными.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.