Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
На товары, купленные в кредит, распространяются законы процента, поскольку денежная сумма, которую покупатель должен продавцу, считается займом. В этой статье мы покажем, как это положение влияет на обычную торговлю.
Если товар предлагается по двум ценам — более низкой цене при оплате наличными и более высокой при оплате в кредит, — считается, что в варианте с более высокой ценой нарушается запрет на выплату процента. В таком случае нельзя пользоваться кредитными условиями покупки без оформления этер-иска, если товар продает еврейская фирма.
Цены на дорогостоящие товары часто устанавливаются только по кредитному тарифу, поскольку большинство покупателей предпочитают оплачивать такие товары в кредит. В подобных случаях заявленная цена становится подлинной ценой товара, — правда, при условии, что сопроводительная документация на этот товар и его реклама не содержат указания на включение процента в указанную цену, и при отсутствии других признаков (например, упоминания того, что данная цена — кредитная). Есть еще один признак того, что кредитная цена является истинной: она не должна превышать более чем на 20 процентов вероятную цену при оплате наличными.
Однако, если более низкая цена хорошо известна, поскольку большинство других магазинов предлагают ее при оплате наличными, мы должны принять более низкую цену как истинную, и тогда не разрешается покупать в рассрочку даже, в том магазине, который заявляет только кредитную цену.
Если покупатель спрашивает, сколько стоит наличными товар, на который указана кредитная цена, и продавец называет более низкую сумму, то с этого момента более низкая цена будет считаться истинной и покупателю не разрешается платить более высокую цену (при отсутствии этер-иска), даже если он намеревался приобрести этот товар в кредит. Если он не в состоянии сразу оплатить покупку, ему не остается ничего другого, как пойти в другой магазин, где ему предложат только кредитную цену.
Поэтому, если вы не имеете твердого намерения выложить сразу всю требуемую сумму, лучше не спрашивать, какова цена при оплате наличными.
В оптовой торговле принято продавать товары в кредит. Поэтому названная цена считается среди оптовиков истинной ценой товара. Однако, если товар предлагается также и по более низкой цене при оплате наличными, реальной ценой будет считаться именно она. Таким образом, если покупателю сообщается особая цена в случае оплаты наличными, ему нельзя приобретать этот товар по более высокой кредитной цене (без составления этер-иска), даже если он хотел бы приобрести его в рассрочку.
Чтобы кредитная цена оставалась «истинной», вариант с оплатой наличными надо установить лишь на ограниченное время. По истечении срока опции товары должны продаваться по нормальной, более высокой цене.
Пример
Продавец объявляет: «Оплата наличными введена только на сегодняшний день (или, например, только до 12 часов, или до такого-то числа месяца). Затем срок действия этой цены истекает, и покупателям придется платить по более высокому тарифу».
Скидки
Если магазин предлагает скидку за досрочную оплату товара, это может означать, что для тех, кто платит позже, устанавливается более высокая цена, содержащая элемент процента. Впрочем, на этот счет среди авторитетов Торы нет единого мнения. Поэтому при покупке и продаже товаров на подобных условиях настоятельно рекомендуется использовать этер-иска. Если соглашение этер-иска не было подписано, покупателю остается пойти на единственный вариант: купить товар с намерением заплатить более низкую цену в пределах условленного времени и — выполнить это намерение. Но и такой вариант лучше всего обсудить с раввином.
Если ожидается повышение цены на какой-то товар в ближайшем будущем, его нельзя продавать в кредит по более высокой цене уже теперь, даже если покупатель (получая товар сегодня) оплатит покупку только после того, как цена реально подымится. Но если существует договоренность, что товар будет поставлен только после увеличения цены, продажа по новой, более высокой цене допустима.
Причина
Поскольку товар поставлен только после повышения цены, можно считать, что вся торговая сделка совершается после цено-изменения.
Применение на практике
Допустим, кто-то владеет акциями, которые, согласно прогнозу, должны вот-вот подняться в цене. Желая продать их по этой будущей цене, он предлагает покупателю внести плату лишь после реального подорожания акций. Так поступить разрешено — но только если акции не передаются покупателю до их оплаты или до фактического повышения цен на них. Пока передачи не произошло, все доходы от этих акций принадлежат их первоначальному владельцу.
Некоторые авторитеты Торы разрешают продавать товары по такой цене, которая, как ожидается, будет установлена в будущем, но которая еще не известна. Причем неважно, будет ли новая цена выше или ниже старой. Поскольку у этого мнения есть противники, каждый конкретный случай надо разбирать отдельно. Можно также использовать этер-иска.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.