Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
Если заимодавцу-еврею пришлось взять процентную ссуду из нееврейского источника, чтобы одолжить деньги другому еврею, он не может потребовать от получателя, чтобы тот компенсировал ему расходы по оплате процента.
Получатель займа даже добровольно не может компенсировать заимодавцу процент, который тот вынужден был заплатить (см. ниже случай А), и что запрет процента нельзя обойти, даже если получатель захочет по собственной инициативе выплатить его непосредственно в банк, выдавший ссуду (см. ниже случай Б).
Случай А
Реувен срочно нуждается в деньгах, но не может получить кредит в своем банке. Он обратился к Шимону с просьбой взять процентный заем в банке, чтобы дать ему в долг полученную сумму, и пообещал выплатить заем вместе с процентом, который Шимон должен вернуть своему банку. Разрешена ли такая операция?
Ответ
Так действовать нельзя. Реувен должен вернуть Шимону только ту сумму, которую взял у него в долг, и ни шекелем больше, с кем бы он ни расплачивался — непосредственно с Шимоном или его банком.
Причина
Заем, полученный Шимоном, выдан лично ему, а не Реувену. Если Реувен захочет компенсировать Шимону его процентный долг, он это сделает, только заплатив сверх займовой суммы, которую взял у Шимона. Но это и будет процент.
Случай Б
У Леви не хватает денег для покупки товара. Он просит Йеуду заплатить вместо него за товар чеком или кредитной карточкой, так что деньги будут сняты с банковского счета Йеуды. В будущем Леви предлагает вернуть деньги с процентом непосредственно в банк на счет Йеуды или его кредитной компании. Разрешен ли такой вариант?
Ответ
Не разрешен. Любой процент, выплаченный Леви в банк Йеуды или его кредитной компании, рассматривается как выплата процента самому Йеуде, поскольку именно Йеуда должен вернуть этот процент.
Случай В
Йосеф нуждается в крупном займе на короткий срок. Бинья-мин согласен предоставить ему деньги и с этой целью берет кредит в своем банке. Ввиду непредвиденной задержки Йосеф возвращает заем Биньямину только через два месяца. Тем временем банк взыскивает с Биньямина большую сумму в счет процента. Биньямин понимает, что ему нельзя требовать от Йосефа компенсацию за понесенные расходы. Может ли Йосеф по своей инициативе возместить Биньямину его процентные выплаты?
Ответ
Нет, потому что и в этом случае компенсация со стороны Йосефа будет выглядеть, как выплата процента за ссуду, полученную от Биньямина.
Добровольная оплата спустя некоторое время
В главе 4 мы отмечали, что по прошествии долгого времени после возврата займа должник имеет право вручить заимодавцу дорогой подарок, не связывая его, однако, с займом. Поэтому в случае В получатель займа может выждать определенное время после выплаты долга и подарить заимодавцу крупную денежную сумму, но при этом не упоминать выплаченный заем. Если получатель займа и заимодавец - совершенно чужие люди или если обстоятельства таковы, что единственным объяснением такого щедрого подарка будет ранее выплаченный заем, следует обратиться с вопросом к компетентному раввину.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего