Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Согласно еврейской традиции, мир создан по схеме, которая пронизывает все его элементы. Эта схема имеет множество ответвлений, уровней и деталей внутри деталей, которые выстраиваются в практически бесконечную цепь.

Согласно еврейской традиции, мир создан по схеме, которая пронизывает все его элементы. Эта схема имеет множество ответвлений, уровней и деталей внутри деталей, которые выстраиваются в практически бесконечную цепь. Однако в рамках нашей дискуссии мы обсудим только один аспект одной важной грани этой схемы.

В основе своей эта схема содержит три элемента. Обсуждая в последующих главах вопросы практической жизни, мы будем рассматривать взаимодействие иногда первых двух, иногда двух вторых, а в некоторых случаях всех трех элементов, но все они присутствуют повсюду, в каждом вопросе. В рамках этой книги невозможно затронуть каждую деталь, и читателю придется самому исследовать отдельные темы, чтобы максимально полно выявить в каждой из них изучаемую схему. Это занятие само по себе является хорошим упражнением в изучении Торы; польза его поистине неоценима.

Эти главные элементы с трудом поддаются описанию; никакие слова не могут передать их сущность с достаточной точностью. При обсуждении мистических истин мы вынуждены «ходить вокруг да около», пока не «провалимся в них». Когда мы неожиданно улавливаем их сущность, она вдруг проявляется с предельной четкостью и кажется удивительно простой, но ее необходимо также уяснить изнутри, иначе она не будет до конца понята.

Говоря простым языком, речь идет о следующих трех элементах.

Первый элемент — это точка отсчета, переход от ничего к чему-то. Ее по-разному называют: момент творения, мужское начало или полюс реальности, номер один, правая рука. Она воплощена в личности Авраама-авину (праотца Авраама). Это первичная вспышка энергии, с которой начинается любой процесс. Она неделима по определению. Тора говорит о ней в описании первого дня Творения: «И был вечер, и было утро, йом эхад — день один». Не сказано: «первый день» — по аналогии с последующими днями Творения: «день второй», «день третий», потому что в своей первичной основе он вовсе не первый, не часть начинающегося процесса дифференциации, а просто — «один».

Второй элемент — это уже сам процесс, конденсация энергии творения в осязаемые формы. Это расширение вспышки начала, ее переход в материю, имеющую свои пределы. Второй этап выражен в женских категориях: номер два, левая рука. Он воплощен в образе Ицхака-авину, нашего праотца Ицхака.

Эти две энергии парадоксальны и противоложны. Первая относится к бесконечности, вторая — конечна, ограниченна. Первая — неделимое единство, вторая — раздроблена, фрагментарна. Трудно подыскать две другие подобные концепции, так далеко отстоящие друг от друга, настолько взаимоисключающие. И отсюда вытекает загадка третьего элемента, который дает разрядку этому космическому напряжению. Третий элемент — гармония противоположностей; но его таинство и магия находятся на более глубоком уровне, где выясняется, что на самом деле никакого конфликта не было. Первое и второе измерения сливаются друг с другом, образуя новую реальность, которая их в какой-то мере объединяет, сохраняя, однако, за ними возможность полного независимого самовыражения. Из всех трех элементов этот третий труднее всего поддается словесному описанию; его можно только ощутить. Однако он косвенно проявляется в таких явлениях жизни, как гармония, равновесие, возвращение к источнику, правда или крепкий брак. Он — номер три, центр организма, и в нем воплощается энергия Яакова-авину (праотца Яакова) в этом физическом мире.

Как уже говорилось, цель нашей дискуссии не в том, чтобы проследить корни и ветви этих идей, а в том, чтобы понять, как применить их в мире человеческого опыта. В плоскости эмоций первый элемент доставляет удовольствие; он заряжен энтузиазмом нового творения, открытием чего-то неведомого. Второй элемент требует работы и болезненных усилий; он содержит в себе боль потенциально бесконечного сокращения до ограниченных пропорций, принесение в жертву всей созидательной энергии, которую не удалось кристаллизовать, втиснуть в ограниченные рамки пространства и времени; в нем заключена боль отделения от чистого источника. Наконец, третий элемент — истинная, зрелая человеческая радость. Это счастье разрешения сомнений, глубинное чувство, возникающее в момент, когда мы вдруг осознаем, почему то, что мы считали жестокостью, в действительности оказалось милосердием. Это радость получения заработанной награды. Естественное выражение первой фазы — исступленный восторг; второй — боль, и третьей — переход в другое измерение, за пределы физической реальности.

Для ясности рассмотрим один конкретный вариант применения этой системы. Описывая подобные явления, мистические источники пользуются физиологическими аналогиями. Они говорят, конечно, о высшей реальности, но поскольку физический мир является точным отражением духовного мира, можно понять духовные явления, оперируя физическими субстанциями. В этом плане наилучшей иллюстрацией может служить физическое и биологическое взаимодействие мужского и женского начал. Для развития человеческого существа, что является, вероятно, высшим и важнейшим процессом в мироздании, требуются отец и мать. Мужской вклад в этот процесс беспредельно мал с точки зрения пространства и времени; он заключается лишь в формировании генетического кода нового человека и больше ни в чем. Мужское участие не несет в себе ни труда, ни боли. Это всего лишь вспышка начала. Женский вклад противоположен по своей сути. Он включает в себя расширение в пространстве и во времени, ибо физическое формирование ребенка происходит в организме матери и занимает много времени. Оно сопровождается усилиями и болью. Крошечный дар генетического кода преобразуется в физические формы внутри материнского тела. И вот, наконец, рождается ребенок. В нем слились воедино отец и мать, оба неповторимых компонента преобразовались в третий — в новое человеческое существо, которое выйдет за рамки родительского поколения и станет новым поколением.

Эту модель мужчины и женщины и их взаимодействия на всех уровнях — биологическом, эмоциональном и духовном — надо держать в памяти как главную иллюстрацию изучаемой нами схемы. Эта схема является основой, все остальное — варианты ее применения.


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в сукках, дабы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше

Строительство сукки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.

Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?

Под кровом Всевышнего

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Суккот — праздник шалашей

Арье Шерцер

В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше