Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Избранность, Человек, Сотворение мира, Пиркей Авот, Любовь, Духовность, Духовный мир, Маараль, Связь с Творцом, Ангелы, Любовь к Б-гу, Качества Творца, Материальность
3:18
Он же говорил: «Любим (Б-гом) человек, который сотворен по образу (Б-га); особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу (Б-га), согласно сказанному (Берешит 9:6): “Ибо по образу Г-спода сотворил Он человека”. Любимы (Б-гом сыновья) Израиля, названные сыновьями Вездесущего; особая любовь к ним выражена в том, что они названы сыновьями Вездесущего, согласно сказанному (Дварим 14:1): “Сыновья вы Б-га, вашего Г-спода”. Любимы (Б-гом сыновья) Израиля, ибо дан им прелестный сосуд; особая любовь к ним выражена в том, что им дан прелестный сосуд, согласно сказанному (Мишлей 4:2): “Ибо удел благой дал Я вам, Торы Моей не оставляйте”.
По-видимому, это высказывание раби Акивы помещено здесь потому, что перед этим сказано об обетах как ограде для жизни в чистоте. Поэтому здесь раби Акива разъясняет, что человеку следует заботиться о том, чтобы оградить самого себя. Ведь если у человека есть прекрасный виноградник, он будет стараться оберегать его тем тщательнее, чем дороже тот для него; а огород, на котором растет зелень, он вообще огораживать не станет. Поэтому мишна здесь поясняет: Любим Б-гом человек… И потому, что человек столь любим и ценен, занимает столь высокое положение, благословенный и превознесенный Б-г дал ему заповедь обетов, которые человек должен использовать, чтобы не повредить своей красоте, запечатленному на нем образу Б-га. Поэтому отрывок о назире, воздерживающемся от вина, в Торе следует сразу за отрывком о неверной жене: человек должен воздержаться от вина, чтобы не повредить своему великолепию. Таким мне представляется объяснение этого.
Любим Б-гом человек. На эту мишну многие задают такой вопрос. Вначале мишна говорит, что человек любим, поскольку сотворен по образу Б-га, а затем сразу добавляет: особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу Б-га. Зачем нужна эта вторая фраза, что нового в ней сказано? Само собой разумеется, что если человек сотворен по образу Б-га, то ему это известно! И тот же самый вопрос задают на второй отрывок: Любимы Б-гом сыновья Израиля, названные сыновьями… Что добавляет мишна, говоря, что особая любовь к ним выражена в том, что они названы сыновьями? Естественно, что если их назвали сыновьями Вездесущего, они знают об этом!
И еще вопрос: почему мишна приводит доказательство из стиха “Ибо по образу Г-спода сотворил Он человека”? Вместо этого нужно было привести стих, рассказывающий о самом сотворении и говорящий (Берешит 1:27): “И сотворил Г-сподь человека по Своему образу”! И на вторую часть мишны возникает тот же вопрос: почему не приведен стих (Шмот 4): “Сын Мой, первенец Мой — Израиль”? И еще один вопрос вызывает третья часть мишны: Любимы Б-гом сыновья Израиля, ибо дан им прелестный сосуд. По-видимому, речь идет о той же самой любви, что и во второй части: поскольку евреи — сыновья Б-га, Он даровал им прелестный сосуд, то есть, Тору! И еще вопрос: что означает выражение прелестный сосуд — почему Тора названа именно так? Кроме того, сами слова о том, что человек создан по образу Б-га, непонятны — что это за такой образ? Ведь если использовать обычное значение слова “образ”, то есть, телесный вид, — совершенно невозможно, чтобы по отношению к Б-гу употреблялись такие понятия, как вид и строение тела! А если под образом Б-га подразумевается разум человека, как понимает это слово в стихе Рамбам, здесь это понимание не подходит. Когда мишна говорит: Любим Б-гом человек, который сотворен по образу Б-га, — она имеет в виду, что Б-г любит человека больше, чем ангелов. Ведь превосходство человека над животными очевидно и не нуждается в специальном подтверждении мишны. Ангелы же, вне сомнения, обладают разумом и мудростью. Но даже если ты решишь сказать, что мишна говорит лишь о том, что человек занимает наивысшее положение в нижнем мире, — это утверждение уже содержится в словах мишны о том, что Б-г дал человеку Тору, представляющую собой, вне сомнения, мудрость и знание. Поэтому приходится признать, что “образ Б-га”, о котором говорит здесь мишна, — это нечто особое, (но не сам по себе разум).
Вот как следует понимать стих (Берешит 1:27) “И сотворил Б-г человека по Своему образу”. Этот стих не означает, что у благословенного Б-га есть образ и внешний вид, — это совершенно не так! Стих говорит о том, как в материальное изображение было заложено указание на духовные и свободные от материальности черты Б-га. Ведь нет сомнения, что (даже) человек способен с помощью материальных средств изобразить нечто духовное, нематериальное! А когда такое изображение создает благословенный Б-г, царствующий над всем и вознесенный над всем, Он может создать даже “картину”, стоящую на собственных ногах. При этом, разумеется, приписать какой-либо образ Самому Б-гу нельзя, Б-же упаси. Однако это означает лишь, что человеку запрещено поступать так, полагаясь на свой человеческий разум: он ведь может постигать лишь внутри собственных ограничений, о чем еще будет идти речь. Так или иначе, черты Б-га воплощены в материальном человеке, поскольку человек стоит прямо, в отличие от животных, которые ходят согнувшись. Тот, кто ходит на четвереньках, показывает тем самым, что над ним есть господин, — поэтому он и склоняется, как раб, пресмыкающийся перед хозяином. Но над Б-гом никакого господина нет, поэтому и о человеке, стоящем прямо, сказано, что он воплощает в себе образ Б-га.
Другими словами, если кто-то решит найти материальное воплощение, материальный образ того, чем может обладать только нематериальный Б-г, этим образом станет человек. Стих ведь говорит именно о нижнем мире, и в этом нижнем мире на эту роль подходит только человек. Именно в человеке Б-г представлен настолько (точно), насколько это только возможно для материального мира. Несомненно, если описывать благословенного Б-га в этом мире через нематериальный человеческий разум, можно было бы ожидать, что нематериальный Б-г будет описан так, как подобает сделать это человеку, обладателю нематериального разума. Поэтому Тора запретила человеку, обладающему нематериальным разумом, создавать любые изображения, сказав (Дварим 4): “Ибо вы не видели никакого изображения”. Стих говорит о евреях в тот момент, когда они достигли ступени духовных существ, освободившись от материальности, а на этой ступени нет образа и изображения. Однако сотворен человек в материальном мире, и с точки зрения этого материального мира о человеке можно сказать, что он сотворен по образу Б-га.
Поэтому наши мудрецы установили текст свадебного благословения (Ктубот 8а) таким: “…Который сделал человека по Его образу, по образу подобия Его строения”. Они не сказали, что человек есть образ благословенного Б-га: они говорят о самом сотворении, состоявшемся в материальном мире, в котором только и возможны образ и подобие.
И когда благословенный Б-г является пророкам, они не могут видеть его “через незамутненное стекло”. Это означает, что их пророчество не может быть подобным пророчеству Моше, которое было совершенно духовным. Моше Б-г сказал (Шмот 33): “…Ибо не (сможет) увидеть Меня человек и остаться живым”. Прочие же пророки не достигали этой ступени, и их пророчество не было свободным от материальности, и потому сказано (Йехезкель 1): “И на престоле — образ, напоминающий видом человека”, — поскольку именно так Б-г проявляется в материальном мире. Ведь человек, стоящий выпрямившись, символизирует царское величие, и именно поэтому (говорится), что человек сотворен в этом мире по образу Б-га. Именно человек служит образом Б-га в материальном мире, поскольку в этом мире ничто не может проявиться в нематериальном виде.
Материальный мир, как известно, подобен одеянию, в которое облачается духовный мир. И как одежда представляет собой образ того, кто ее надевает, хотя и не дает истинного представления о нем, так и Б-г имеет в этом мире определенный образ, не дающий, однако, истинного представления о Нем. И (Тора утверждает), что этим образом Б-га является именно человек, поскольку ходит выпрямившись, как уже разъяснялось. Животные же ходят согнувшись, поскольку все они подвластны человеку, царствующему над всем нижним миром. И когда ты хочешь указать на прямоту, которой обладает благословенный Б-г, ты представляешь нечто вертикально стоящее, так как такое положение напоминает прямую линию.
И когда ты хочешь сказать, что Б-г наблюдает за всем миром и видит все добро и все зло, ты представляешь себе, как будто у Него есть два глаза: один для доброго, а второй для злого. Так сказали наши мудрецы, объясняя стих (Дварим 11:12) “Глаза Б-га, твоего Г-спода, на ней (Земле Израиля) с начала года и до конца года”. В трактате Рош ашана (17б) сказано: “Глаза Б-га” — (это слово стоит) во множественном числе: иногда для блага, а иногда — для зла». Этот вывод сделан только потому, что слово «глаза» во множественном числе отнесено к Б-гу. И то же самое можно сказать обо всем остальном.
Это имел в виду Ийов (Ийов 19), когда сказал: «И из моей плоти я увижу Б-га». Когда человек вдумается в устройство своего собственного тела, он сможет достичь познания Б-га. Талмуд говорит об этом в трактате Йевамот (49б): «Царь Менаше сказал пророку Йешае: “Моше, твой учитель, сказал (Шмот 33): “…Ибо не (сможет) увидеть Меня человек и остаться живым”, — ты же сказал (Йешая 6:1): “И я увидел Б-га, восседающего на престоле, возвышенном и вознесенном”!” Отвечая на это, Талмуд говорит, что Моше “смотрел через прозрачное стекло”. Другими словами, его пророчество было полностью духовным, поэтому он и сказал: “…Ибо не (сможет) увидеть Меня человек и остаться живым”. Ведь никакого материального образа у Б-га нет, а увидеть Его таким, каков Он на самом деле, невозможно, поскольку Он пребывает вне всего. Но Йешая стоял не на столь высоком уровне пророчества и видел благословенного Б-га через материальный мир, то есть, через Его одеяние, подобное Ему, как всякое одеяние представляет того, кто его надел. Именно в этом и состоит различие между Моше и прочими пророками: о Моше сказано (Бемидбар 12): “Лицом к лицу…”, — другие же пророки смотрели через “замутненное стекло” и видели лишь материальное одеяние Б-га. Поэтому и Йешая видел престол, а на нем — подобие человека.
Мидраш (Берешит раба 27) говорит: “Сказал раби Юдан: “Велика сила пророков, которые способны уподобить сотворенное Сотворившему, согласно сказанному (Даниэль 8:16): “И я услышал голос человека, говорящего…” Сказал раби Юдан, сын Симона: “У нас есть и другой стих, более ясный, чем этот — “И на престоле — образ, напоминающий видом человека…” (Йехезкель 1) На первый взгляд, мидраш хочет сказать, что пророк говорит о Б-ге как о человеке, — но тогда непонятно, что в этом необычного? (Тора постоянно описывает Б-га через уподобления человеку, как мы видели выше — перев.). На самом деле, мидраш основывается не на том, что пророк видел Б-га в образе человека, — в этом как раз ничего необычного нет. Мидраш исходит как раз из того, что в стихе не сказано, что на Престоле — человек, а сказано вместо этого: “…образ, напоминающий видом человека”. Это означает, что пророк все же смог установить подобие между творением и Творцом, и именно поэтому Мидраш говорит о великой силе пророков, способных установить подобие творения и Творца.
Этот Мидраш следует понимать не так, как объяснил его наш учитель Моше бен Маймон, благословенной памяти. Он полагает, что (мидраш говорит) о великой силе пророков, которые способны уподобить форму, то есть, связать форму, образ Б-га, с Творцом.
На самом же деле, мидраш говорит, что пророки уподобляют Того, Кто сотворил форму человека, самой этой человеческой форме. Почему же мидраш не сказал, что пророки уподобляют Творца форме? Именно потому, что мидраш поражается способности пророков связать форму с Тем, Кто ее сотворил. А если выразиться наоборот и сказать об уподоблении Творца форме, не было бы ясно, что именно Творец сотворил ее; и это объяснение ясно.
И это — не то же самое, о чем говорит стих (Берешит 1:27) “Ибо по образу Б-га сотворил Он человека”. Там как раз человек уподобляется Творцу, как меньшее уподобляется большему. Мидраш же говорит о том, как большее уподобляется меньшему: “…образ, напоминающий видом человека”, — и именно в этом видит величие силы пророков.
И вот объяснение первой половины стиха: “И сотворил Г-сподь человека по Своему образу”. Человек (несет в себе) образ Святого, да будет Он благословен, то есть, связывается с Ним, благословенным, со стороны этого, материального мира. Сотворение человека в материальном мире (имело целью) сотворить человека как царя всего нижнего мира, подобно тому, как Б-г царствует над всем. Поэтому человек сотворен в материальной форме, а Б-г — духовен; и поэтому можно сказать, что человек сотворен по образу Б-га. И это — правильное объяснение.
Если же ты хочешь объяснить слова “по образу Б-га” как отсылающие к образу, который Б-г имеет в действительности, тебе нужно будет по-иному объяснить стих (Берешит 1:26) “Сделаем человека по нашему образу, подобного нам”. Нет сомнения, что слова “образ” и “подобие” обозначают внешний вид и изображение, однако здесь они относятся к основе образа, (а не к нему самому). Ведь все, что имеет образ и подобие, излучает (некое) сияние, эманацию, которая и представляет собой основу образа и подобия. Образ возникает тогда, когда его создает исходящий от предмета свет. Стих (Даниэль 3) говорит: “И образ его лица изменился…”, — и нет сомнения, что изменилась не материальная форма лица. Просто, когда с человеком нечто случается, другими становятся сияние его лица и свет, который оно излучает. Так и следует понимать стих: “Сделаем человека по нашему образу, подобного нам”, — внутрь этого человека будет заложена искра Б-жественного сияния, и это и есть “образ Б-га”. Человек отличается от всех остальных творений именно этим: сиянием и светом “образа Б-га”. Это — вовсе не материальный, но духовный, Б-жественный свет, обитающий внутри человека, и именно о нем сказано: “Ибо по образу Б-га сделал Он человека”. Б-г ведь называется “светом”, поскольку само слово “свет” всегда означает нечто духовное, нематериальное. Свет ведь совершенно нематериален! Мы разъясняли это во вступлении, говоря о стихе (Мишлей 6:23): “Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет”. И говоря об “образе Б-га”, стих хочет объяснить, что с материальным человеком связано нечто духовное, совершенно свободное от материальности: сияние его образа. И как материальный человек принимает в себя душу, принадлежащую к высшим мирам, так в состоянии он воспринять и эту искру Б-жественного света.
И поскольку этот духовный свет, соединенный с человеком, совершенно свободен от материальности, он в полном смысле является образом Б-га. В этом и состоит разница между человеком и ангелом. Ангел духовен сам по себе, и с этой точки зрения стоит выше человека. Однако материальный человек в состоянии принять в себя духовную силу — тот образ, о котором мы говорили, то есть, связанное с ним нематериальное сияние; и это еще будет разъясняться.
И см. ниже (6:11) обсуждение стиха (Йешая 43:7) “Все, что названо Моим именем…” Там говорится, что для всех творений характерна связь с нематериальным блеском и великолепием, но только у человека эта связь может быть названа “образом Б-га”, так как его сияние ближе всего к Б-жественному. И это ясно: ведь ангелы, хоть и нематериальны, не являются все же полностью духовными, а та сила, которую получил человек, — это полностью духовная сила, несмотря на то, что она связана с материальной основой и без нее не существует. Другими словами, духовность человека более свободна от материи, чем духовность ангелов. И понять это тебе поможет тайная мудрость.
Тора говорит, что ангелы обладают крыльями, а крылья бывают только у живых существ; и эти крылья ангелы имеют согласно своей собственной природе. Таким образом, Тора намекает, что ангелы сами по себе не являются чисто духовными существами, но в определенном отношении близки к материальным живым существам из нижнего мира. Полностью свободен от материи и совершенно духовен только благословенный Б-г! Человек же получает (от Него) эту абсолютную духовность в виде, связанном с материей, и она-то и есть сияние высшей духовности, озаряющее его. Об этом говорят наши мудрецы в трактате Бава батра (58а): “Я видел две пятки Первого Человека, и они были как два солнца”. Дело в том, что свет образа Б-га, искру Его сияния восприняли именно пятки Первого Человека, то есть, наиболее низкая его часть, наиболее далекая от лица, главного вместилища образа Б-га. Именно пятки его были “подобны двум солнцам”, то есть, воплощали в себе вышнее сияние. И поскольку наш праотец Яаков был особенно близок к этому сиянию, как известно знатокам тайной мудрости, Талмуд рассказывает (Бава меция 84а), что красота Яакова была сродни красоте Первого Человека, (поскольку их красота была заключена) в этой искре вышнего сияния, полученной человеком при сотворении.
И если бы свет этого образа не соединился с человеком, у него не было бы того особого свойства, о котором говорят наши мудрецы в трактате Шабат (151б): “Мертвого, даже если это великан Ог, царь Башана, нужно охранять от мышей; а живого, даже если это — только что родившийся младенец, нет нужды охранять от мышей”.
Итак, тебе стала ясной суть этого образа Б-га, который представляет собой искру духовного света, соединенную с материальным человеком. Поэтому стих и говорит (Берешит 9:6): “Ибо по образу Г-спода сотворил Он человека”, — когда человек принимает эту искру, он становится совершенно духовным. И вдумайся в это хорошенько.
И об этом свете Б-жественного образа тебе необходимо знать еще одно.
Мы уже несколько раз объясняли тебе, что свет и сияние в наибольшей степени обладают существованием. Свет есть абсолютное существование, поскольку существует и видимо именно то, в чем есть свет. Таким образом, все существующее обретает существование лишь благодаря свету. И мы говорили уже, что темнота — это противоположность свету. Свет способен подарить существование, а темнота — наоборот: то, что находится в темноте, невидимо и не существует. Само слово “темнота” на Святом языке означает исчезновение, отсутствие, противоположность существованию. Слово с этим корнем использовано, например, в стихе (Берешит 22) “И не удалил ты своего ребенка” или в стихе (там же, 20) “И также Я удалил тебя от того, чтобы согрешить”; и мы разъясняли это уже множество раз. И поскольку свет указывает на существование, а образ Б-га как раз и есть свет, получается, что существование человека заключено в образе Б-га, который он носит на себе. Человек в определенном смысле существует в большей степени, чем все остальное, кроме благословенного Б-га. Ведь все, что подчиняется чему-то другому, лишено полного самостоятельного существования. Такая зависимая вещь существует не сама по себе, а потому, что властитель дает ей такое право. Человек же, царь нижнего мира, обладает полным существованием. Хотя Б-г, вне всякого сомнения, властвует над ним, все же “Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он отдал сынам человека” (Теилим 115:16). В том мире, в который Б-г поместил человека, царствует именно он, а над ним — только Б-г, царствующий над всем. Поэтому образ Б-га лежит, главным образом, на лице человека: ведь существование человека определяется лицом, именно по лицу мы узнаем и отличаем человека. В этом отношении сияние человека, то есть, сияние его существования, сильнее, чем у ангелов. Ангелы ведь не обладают сиянием полного существования в том мире, в который они помещены, поскольку в нем они подвластны Б-гу.
Именно об этом говорит стих (Берешит 1) “Сделаем человека по нашему образу, подобного нам, и будет властвовать над морскими рыбами…” На первый взгляд, неясно, как связаны две части этого стиха: образ Б-га в человеке и его власть над прочими творениями. Но на самом деле, все это — одно и то же. Человек сотворен по образу Б-га, и это показывает, что в своем мире он обладает полным существованием, ибо над ним нет никого, кроме благословенного Б-га. Но если бы не было никого, кто повиновался бы ему, в чем проявлялось бы его преимущество перед всеми остальными земными тварями? Поэтому Б-г добавляет, что человек будет властвовать над всеми и все будут подчиняться ему, так что никто не будет обладать таким сиянием существования, как человек. И вначале Б-г говорит: “Сделаем человека по нашему образу, подобного нам”, — то есть, намекает, что ангелы тоже сотворены по образу Б-га. Однако затем сказано: «По образу Б-га сотворил его”. Нет сомнений, что ангелы — высшие творения, и поэтому весь нижний, земной мир подвластен им; поэтому с этой точки зрения выражение «сделаем человека по нашему образу” оправдано. Однако все же о человеке сказано, что он сотворен именно «по образу Б-га”, поскольку он — царь всего нижнего мира, над которым нет никого, кроме Б-га, и обладает сиянием существования, которого не имеют даже ангелы, как уже разъяснялось.
Об этом говорится в Талмуде (Бава батра 58б): «Сказал раби Бенаа: “Я видел две пятки Первого Человека, и они были как два солнца”. Талмуд хочет объяснить, в каком смысле человек сотворен по образу Б-га, и рассказывает, что человек вознесен даже над солнечной сферой, так что даже солнце находится ниже его. Поэтому раби Бенаа говорит именно о двух пятках Первого Человека: сияние существования самой низкой ступени материальности первого человека соответствует сиянию самой высшей из небесных сфер, то есть, солнечной. Таким образом, человек властвует над небесными сферами, а потому и сияние его существования ярче, чем у небесных сфер, подчиненных ему. Небесные сферы Талмуд уподобляет пяткам, так как и то, и другое — ниже человека; и мы подробно разъяснили это в сочинении Гвурот Ашем.
А в мидраше говорится, что свет пяток человека затмевает свет солнца. Это означает, что существование человека более ясно и излучает большее сияние, чем само солнце. И это будет разъяснено более подробно, с Б-жьей помощью, в книге Нетивот олам. Именно поэтому Йеошуа смог проявить свою власть над солнцем и потребовать от него остановиться (Йеошуа 10:12). Он сказал ему (Берешит раба, конец главы 6): “Нерадивый раб! Разве ты — не собственность моего Отца?” Мы подробно разъяснили все это в книге Гвурот Ашем.
Вот в чем вкратце суть дела. Человек — верховный властитель всего нижнего мира, поэтому свет и сияние его образа суть образ Б-га. Это означает, что излучаемый им свет, символ существования, подобен свету существования самого благословенного Б-га, как уже разъяснялось. И об этом стих говорит: “И сотворил Б-г человека по Своему образу”, — человек получил тот же свет и то же сияние образа, что и у Б-га, Который дает существование всему, что существует. Это и означает “сотворил по образу Б-га” — человек обладает столь высокой степенью существования, что никакие сравнения из этого мира не могут ее описать. В Талмуде (Брахот 6б) об этом образе говорится так: “Раби Йоханан и раби Элазар сказали: “Когда человек (нищает и) начинает нуждаться в помощи других, его лицо меняется, согласно сказанному (Теилим 12:9): “Как возвышение (керум) унижение для сынов человека”. Как понять эту фразу? Когда прибыл (из Израиля в Вавилон) рав Дими, сказал: “Есть в далеких странах одна птица, и называется она керум, и когда солнце на нее светит, она расцвечивается всеми цветами”. Когда человек начинает нуждаться в милосердии других, у него больше нет собственного существования и лицо его меняется, то есть, перестает сиять, исходящий от него свет меркнет. Ведь этот свет — знак высшей степени существования, данной человеку!
Возможно, ты задашь такой вопрос. Выше мы объясняли, что существованием обладает лишь то, что наиболее отдалено от материи, как разум и тому подобное, материальные же вещи существованием не обладают. Как же можно сказать, что свет существования излучает человек — материальное творение, созданное из праха, — больше, чем ангелы, не погруженные в материю? Это, разумеется, нетрудный вопрос. Выше мы подробно разъяснили, что этот высший свет человек получает от Б-га и несет в себе, и этот полученный им свет более духовен, чем ангелы.
Ангелы, конечно, не являются материальными предметами, однако этим сиянием вышнего света, заключенного в них, они не обладают. Человек же, материальный и телесный, вбирает в себя самый высокий духовный свет, как уже разъяснялось. В этом и состояла суть боя, который Яаков вел с ангелом. Как уже говорилось, Яаков нес в себе образ Б-га, ангел же сам по себе был существом духовным, однако лишенным этого духовного света; и это мы подробно разъяснили в книге Гвурот Ашем. Кроме того, мы уже говорили, что человек, пребывающий в нижнем мире, не испытывает недостатка ни в чем, что там есть, и это и есть свет и сияние существования, которым обладает благословенный Б-г. Ангел же, стоящий как нематериальное существо на более высокой ступени, чем человек, все же на своем уровне испытывает недостаток, не полностью совершенен. Но это означает, что уже нельзя сказать, что они обладают тем светом и сиянием существования, которым наделен человек — царь нижнего мира. Человек ведь в своем нижнем мире обладает совершенным существованием, ибо нет над ним никого, кроме благословенного Б-га!
И, кроме того, хотя ангелы как духовные сущности обладают большим существованием с точки зрения этого мира, человек наделен возможностью существовать и в Будущем мире. Во второй главе мы уже говорили, что образ Б-га, по которому сотворен человек, сам по себе указывает на его уровень в Будущем мире. Наши мудрецы сказали об этом (Бава меция 58б): “Всякий, кто оскорбляет товарища так, что лицо того белеет, лишается удела в Будущем мире”. Причина в том, что оскорбляющий другого человека позорит заключенный в нем образ Б-га, связанный с Будущим миром, а потому и удела в Будущем мире он не имеет, как еще будет разъясняться. Получается, что образ Б-га и сияние существования, которыми наделен человек, коренятся в Будущем мире! И теперь ты уже не можешь удивляться тому, то человек — телесное и материальное творение — в большей степени носит в себе образ Б-га, чем ангелы. Ведь в Будущем мире от позора тела и материи человек будет избавлен!
Уже в самый момент творения человек был создан готовым обрести удел в Будущем мире. Именно поэтому слово “и создал” (Берешит 2:7) на Святом языке написано с двумя буквами йуд, указывая на два одновременных творения: для этого мира и для Будущего. И если ты вдумаешься в значение слов “образ”, “изображение” и “строение”, ты поймешь, что это непременно должно быть так. Ведь все они говорят об изображении некоей вещи, которую по этому образу можно узнать. Поэтому это слово и относится, в первую очередь, к лицу: именно по нему узнается все то, у чего есть лицо. Таким образом, слово “образ” мы употребляем тогда, когда собираемся узнать о существовании чего-то. Поэтому сказано, что человек сотворен по образу Б-га: когда мы смотрим на человека в нижнем мире, его существование видно яснее и отчетливее, чем всего остального в этом мире. И совершенно ясно, что то же самое можно сказать об образе Б-га, существование Которого совершенно ясно. Поэтому Он носит имя Б-га Воинств (Цва-от) — это слово на Святом языке раскладывается на два: от (знак) и цава (воинство), — и означает, что Б-г является “знаком” для своего “воинства”, заметен и отличен от всех Своих подданных.
Так и человек в нижнем мире заметен, ибо отличается от всех, кто его населяет. Так что поистине человек носит в себе образ Б-га, то есть, выделяется в своем мире так же, как Б-г.
Те, кто задают этот вопрос, полагают, что понятия непременно должны обозначать нечто материальное, и когда встречают выражения “глаза Б-га”, “уши Б-га” и так далее, думают, что речь идет о чем-то вещественном. Они не могут этого объяснить и пытаются говорить, что эти слова использованы в переносном смысле. Я же говорю, что дело вот в чем. Понятия вообще не предназначены для обозначения материальных явлений. Слово “глаза” обозначает только способность видеть; “уши Б-га” — это Его способность слышать; “рука” — это название любых способностей, которые есть у руки. Идет ли речь о материальных явлениях или о нематериальных, их названия не обозначают материальные предметы. Ведь названия, обозначающие внутреннюю суть предметов, и не могут иметь отношения к их материальному воплощению! Это относится ко всему: ни в каких названиях нет ничего материального, название соответствует понятию, полностью абстрагированному от материи. И теперь ясно, что, употребляя слова “образ”, “подобие” и «строение”, мы говорим лишь о возможности узнать нечто и отличить его, поскольку суть образа именно в этом. И Тора утверждает, что отличие человека от всех прочих творений этого мира, то есть, его особая черта, состоит в том же самом, чем отличается благословенный Б-г. Человек стоит выше всех прочих созданий и лучше их всех, подобно тому, как Б-г, пребывающий в высших мирах, выше и лучше всех. Поэтому наши мудрецы с полным правом установили текст благословения (Ктубот 8а) таким: «…Который сделал человека по Его образу, по образу подобия Его строения”, — ведь названия соответствуют не материальным предметам, а понятиям, освобожденным от материального наполнения. И когда ты поймешь то, что мы сказали, все станет ясно, ибо все, что мы сказали, основано на истинном принципе.
А слова о том, что любим Б-гом человек, относятся не ко всему человеческому роду, поскольку наши мудрецы уже сказали: «Только вы называетесь словом “человек”, а народы мира не называются словом “человек”. То есть, венцом творения является именно Израиль, а не другие народы. Мы уже много раз объясняли, почему именно Израиль называется словом “человек”, и это совершенно ясно. Но, хотя этим возвышенным свойством обладает только Израиль, мишна все же говорит: Любим человек, — а не: любим Израиль, — и выбор мишны полон смысла. Ведь, несмотря на то, что этот высший уровень доступен только Израилю, все же и народы мира обладают образом человека; однако главной его части они лишены, а потому и та часть, которая у них сохранилась, никакой ценности не имеет. Поэтому (неверно было бы сказать), что Израиль любим потому, что сотворен по образу Б-га. Кроме того, когда человек был сотворен, высший уровень Б-жественного образа несли на себе и Адам, Первый Человек, и Ноах, хотя они и не назывались Израилем. Только после того, как Б-г избрал народ Израиля, Б-жественный образ в остальных народах сильно уменьшился. И все же образ Б-га принадлежит человеку в силу одного того, что он рожден человеком; и это ясно.
Затем мишна говорит: Особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу Б-га. И эта фраза вызывает огромное удивление: для чего составитель мишны, мудрый и проницательный, записал эту фразу? Что она добавляет к предыдущей?!
Вот как следует это понимать. Само то, что человек был сотворен по образу Б-га, явилось причиной установления Им особенно близкой связи с человеком; столь близкой, что человек принимает от Б-га любовь. Это и сделало Б-жественную любовь известной человеку. Ведь если некто привязан к другому человеку очень прочно, этот другой не может не знать об этом! Кроме того, речь здесь идет не просто о “любви”, но об “особой любви”, и эти два понятия тоже различны. Любовь — это скрытое чувство, не получившее никакого внешнего выражения, но “особая любовь”, открытая тому, кого любят, выражена и ясна. И нет сомнения, что выраженное и проявленное чувство важнее скрытого, которое только способно проявиться, но еще не сделало этого. Как раз это мы и имели в виду, когда сказали, что проявленная и открытая любовь символизирует самую прочную связь между любящим и любимым.
По этой причине мишна приводит стих (Берешит 9:6) “Ибо по образу Г-спода сотворил Он человека”, а не стих (Берешит 1) “И сотворил Б-г человека по своему образу”. Ведь одно то, что Б-г сотворил человека по своему образу, еще не говорит о том, что любовь Б-га к человеку стала тому известна. Однако стих, приведенный мишной, полностью звучит так: “Если кто прольет кровь человека, кровь его самого будет пролита человеком, ибо по образу Г-спода сворил Он человека”. Здесь Б-г прямо провозгласил Свою любовь к человеку, поскольку именно ради нее убийца должен быть казнен. Таким образом, только из этого стиха человеку стала известна любовь Б-га к нему.
И то, что мишна приводит стих (Дварим 14:1) “Сыновья вы Б-га, вашего Г-спода”, а не стих (Шмот 4:22) “Сын Мой, первенец Мой — Израиль”, связано с тем же самым. Из стиха из Шмот никак не следует, что любовь Б-га к Израилю стала тому известна. Но стих из Дварим продолжается так: “Не царапайте свое тело и не делайте плеши между вашими глазами”, — а причиной этого запрета стих объявляет как раз то, что “сыновья вы Б-га, вашего Г-спода”. Этот стих действительно сообщает Израилю, насколько он любим Б-гом. Евреи — сыновья Б-га, и эта связь между ними не остается скрытой, а приносит плоды в виде этой заповеди, превращаясь тем самым в “особую любовь”. Когда любовь становится явной, тогда она и являет собой связь между двумя любящими: они желают быть связанными и этим проявляют взаимную любовь, то есть, связь.
Есть и еще одно различие между любовью, известной любимому, и любовью, остающейся скрытой от него. Любящий проявляет свою любовь открыто, если добивается ответной любви; если бы он в этом ответном чувстве не нуждался, у него не было бы причины раскрывать свою любовь. “Я, — как бы говорит он, — люблю тебя и хочу, чтобы ты тоже приблизился ко мне и тоже любил бы меня!” Поэтому мишна подчеркивает, что особая любовь к человеку выражена… Другими словами, любовь эта настолько исключительна, настолько сильна, что становится известной любимому и не остается скрытой.
Б-г желает, чтобы народ Израиля тоже любил Его, а потому открывает ему Свою любовь.
А почему мишна выбрала выражение “любим человек”, а не сказала, например, “велик человек”? Дело в том, что любовь Б-га к человеку связана с одним-единственным его особым качеством: с тем, что он сотворен по образу Б-га и по Его подобию, согласно сказанному: “…подобного нам…” А подобный по самой природе любит подобного, поэтому Б-г любит человека, сотворенного по Его образу.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»