Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Избранность, Сотворение мира, Пиркей Авот, Маараль, Связь с Творцом
3:18
Он же говорил: «Любим (Б-гом) человек, который сотворен по образу (Б-га)»; особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу (Б-га), согласно сказанному (Берешит 9:6): «Ибо по образу Г-спода сотворил Он человека». Любимы (Б-гом сыновья) Израиля, названные сыновьями Вездесущего; особая любовь к ним выражена в том, что они названы сыновьями Вездесущего, согласно сказанному (Дварим 14:1): «Сыновья вы Б-га, вашего Г-спода». Любимы (Б-гом сыновья) Израиля, ибо дан им прелестный сосуд; особая любовь к ним выражена в том, что им дан прелестный сосуд, согласно сказанному (Мишлей 4:2): «Ибо удел благой дал Я вам, Торы Моей не оставляйте».
Затем мишна говорит: Любимы Б-гом сыновья Израиля, ибо дан им прелестный сосуд, с помощью которого был сотворен мир. Мишна называет Тору прелестным сосудом, так как мир был сотворен с помощью Торы. Ведь Тора представляет собой порядок, определенный благословенным Б-гом в Своей мудрости, как мы разъяснили в другом месте. И этот порядок делает мир непременно существующим. Другими словами, разумный порядок, воплощенный в Торе, стал тем «инструментом», который движет миром. И совершенно ясно, что разум приводит в движение материю! В доказательство того, что именно разум заставляет материю двигаться, приводят следующий факт. Если человек переходит реку по узкой доске, то, подумав о падении, он действительно падает, то есть, мысль о падении воплощается в движении материи. И существует еще много примеров движения, вызываемого непосредственно мыслью. И уж тем более Тора, порождение высшего духовного разума, создание благословенного Б-га, воздействует на материю и приводит ее в движение. Прелестной же она названа потому, что только разум притягателен. Это слово означает, что на вещь приятно смотреть, согласно сказанному (о плоде Древа познания) (Берешит 2): «…притягателен для взгляда». Тора же притягательна для взгляда разума, то есть, для обдумывания. И во многих местах она характеризуется так, например (Звахим 116а): «Притягательное, скрытое в течение 974 поколений перед сотворением мира». И во всех этих местах имеется в виду одно и то же: Тора притягательна для взгляда изучающего ее разума.
Мишна добавляет, что в даровании Торы выражена особая любовь Б-га к Израилю; и смысл этой фразы таков же, как и в обоих предыдущих случаях. Именно то, что Б-г подарил людям этот притягательный сосуд, стало причиной того, что Б-г связал Себя с ними узами любви. Снова мы видим: эта связь состоит в том, что чувство любви, проявившись в поступке, становится известным тому, кого любят. Кроме того, выражение любви выражает одновременно желание ответной любви: «Вот, я сделал тебе добро, и тебе следует любить меня за это!» И это больше, чем просто любовь: ведь такой человек не только любит, но и жаждет ответной любви! Поэтому наши мудрецы сказали (Шабат 10а): «Тот, кто делает товарищу подарок, должен сообщить ему об этом». Причина именно в том, что если один человек делает другому подарок, этот другой должен за это полюбить дарителя. Поэтому необходимо сообщить ему об этом, чтобы между дарителем и одаренным установились мир (и любовь). Поэтому мишна говорит: Особая любовь к ним выражена в том… Б-г выразил свою любовь к народу Израиля, чтобы тот тоже полюбил Его.
Другими словами, Б-г тоже желает ответной любви Израиля. Однако основным является первое объяснение слов особая любовь к ним выражена…, и тебе следует понять его.
Тебе следует обратить внимание на то, что составитель мишны упомянул здесь три вещи. Во-первых, он сказал, что любим человек, созданный по образу Б-га; во-вторых, что человек любим из-за того, что ему передан прелестный сосуд, Тора, с помощью которой сотворен мир. И в-третьих, человек любим потому, что люди названы сыновьями Вездесущего. И это — три наивысших ступени, как известно. Ниже мы уже подробно объяснили, что ступень Б-жественного образа связана с нижним миром. Она состоит в том, что человек царствует в нижнем мире подобно тому, как Б-г царствует и в нижнем, и в высшем. Выше этой — ступень Торы, состоящая в том, что человек получил от Б-га Тору из высшего мира, то есть, высшую мудрость. Но выше них — третья ступень, состоящая в том, что сыновья Израиля названы сыновьями благословенного Б-га, и выше этой ступени ничего уже нет. Именно благодаря этому народ Израиля возлагает корону на голову Царя царей всех царей, как сказано в трактате Хагига (13б). Там рассказывается, что Сандальфон стоит позади Б-жественной колесницы и коронует своего Создателя венцом, сплетенным из молитв Израиля. И так происходит именно потому, что они — сыновья Б-га, согласно сказанному (Мишлей 17): «Венец старцев — сыновья сыновей». Таким образом, эти три ступени расположены одна над другой; и вдумайся в это.
Любимы Б-гом сыновья Израиля, — говорит мишна, — названные сыновьями Вездесущего. Сыновья Израиля названы сыновьями Б-га потому, что они созданы ради самих себя и принадлежат Б-гу, как сын рождается ради самого себя и принадлежит отцу. Только евреи сотворены ради самих себя: даже ангелы предназначены для служения миру и поэтому названы рабами. Евреи же — весь мир создан ради них, поэтому они названы сыновьями и не предназначены для рабского служения. Мы разъясняли это и в другом месте. И такое их положение вызывает любовь, подобную любви отца к сыну и тесной связи с ним. Поэтому мишна говорит, что в этом выражена особая любовь к ним; и в этом ты всегда сможешь усмотреть возвышенное положение Израиля.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.