Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Изучение Торы, Работа, Власть, Материальность
3:6
Раби Нехунья, сын Аканы, говорит: «С того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. А на того, кто сбрасывает с себя иго Торы, накладывают иго государства и иго повседневного труда».
Это высказывание тоже связано с темой двух предыдущих, которые говорили о том, что Тора связывает человека с благословенным Б-гом. Именно поэтому здесь мишна утверждает, что с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда.
Тебе следует знать, что в мире действуют три различные силы, определяющих поведение человека. Во-первых, человек должен действовать в соответствии с установленным в мире порядком: пахать и сеять, обеспечивая себя всем необходимым, в чем человек нуждается согласно своей природе и устройству мира. Таким образом, человек подчинен заведенному в природе порядку.
Есть и еще одна сила, возвышающаяся над природой, и это — человеческое поведение, проистекающее из свободы выбора. С нею связаны правила поведения, которые определяет государство, решая, чего оно желает от человека, а чего не желает, и требуя исполнения своей воли. И установленному в государстве порядку человек тоже подчинен, поскольку он ведь обязан слушаться царя!
Третья же сила — это Б-жественная сила, то есть, то, как Б-г повелел миру действовать в соответствии с Торой, данной благословенным Б-гом.
Таким образом, человек в своем поведении подчиняется трем силам. Во-первых, он ведет себя в соответствии со своей природой и ее нуждами. Во-вторых, он следует повелениям царя, организующим общественный порядок. И, в-третьих, он подчиняется Б-жественным постановлениям, которые стоят над природой и над свободным выбором.
И вот мишна говорит, что, когда человек принимает на себя иго Торы, он переходит под прямую власть благословенного Б-га, и тогда с него снимают иго государства и иго повседневного труда, поскольку эти две силы принадлежат миру, и тот, кто подчиняется непосредственно Б-гу, не может одновременно подчиняться государству и природе. Об этом говорят наши мудрецы в первой главе трактата Авода зара (5а): Сказал раби Йоси: «Евреи приняли Тору с тем, чтобы ни ангел смерти, ни другие народы и языки не властвовали над ними, согласно сказанному (Теилим 82:6): Я сказал: Властители вы, и сыновья высших вы все; однако, как человек, вы умрете, и как любой из сановников, падете». Утверждение, что над ними не властен ангел смерти, означает свободу от подчинения природе: ведь именно в силу своей природы человек вынужден подчиниться ангелу смерти!
Свобода же «от других народов и языков» означает отмену необходимости подчиняться государству.
Таким образом, человек, избравший подчинение Б-жественной Торе, освобождается от необходимости подчиняться чему бы то ни было еще. В нашем трактате (6:2) об этом говорится: «И Скрижали — письмо Б-га они, высеченное (харут) на Скрижалях» (Шмот 32:16) — не читай харут (высеченное), а читай херут (свобода). Ибо свободен только тот, кто занимается Торой. И всякий, кто занимается Торой, возвышается… Таким образом, тебе стало ясно, что изучающий Тору возвышается, а раз так, он оказывается выше природы, то есть, правил, определенных мироустройством, и выше внеприродных, человеческих правил поведения; он становится свободным от обеих властей, о которых мы говорили выше.
И тебе следует понять, что имела в виду мишна, когда сказала, что свободен только тот, кто занимается Торой. Когда человек изучает Тору, он возносится над материальным миром, поскольку разум выше этого мира. Поэтому он и свободен от правил, которые устанавливает природа мира и законы государства: ведь они стоят на уровне этого мира, а изучающий Тору уже оставил этот уровень. Поэтому наша мишна говорит, что с такого человека снимают иго государства и иго повседневного труда. Разумеется, без пропитания человек не сможет прожить, и чтобы жить и заниматься Торой, он будет вынужден работать. Однако эта работа не будет для него игом повседневного труда, и все необходимое для жизни он будет добывать с легкостью. (Причина снова в том, что), приняв на себя иго Торы, он отныне полностью принадлежит благословенному Б-гу и вознесен над этим миром.
Если же человек сбрасывает с себя иго Торы, он тем самым погружается в этот, материальный мир, поскольку оставляет то (единственное), что может поднять его над ним. Поэтому на него налагаются иго государства и иго повседневного труда, власть которых — это власть этого мира; и это ясно.
И когда ты очень глубоко постигнешь слова мудрости, поймешь, каким образом с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. Ведь в Храме Стол стоял с северной стороны; а Стол символизирует царскую власть и ее указания. С южной же стороны стояла Менора, семисвечник, символизирующий семь дней творения, то есть, природный мир. И мудрецам все это известно. Тора же находилась на более высокой ступени, поскольку и Стол, и Менора стояли в Святилище, соответствующем этому миру, а Тора находилась в Ковчеге, в Святая святых, символизирующей уровень высшего мира. И все это ясно тому, кто понимает слова глубокой мудрости.
И знай, что иго повседневного труда и иго государства — это две разные власти, как мы объясняли. Иго повседневного труда — это власть природного мира, а иго государства — это власть, не связанная с природой, но установленная людьми. Тора же превыше их обоих и освобождает человека от их власти, поднимая на более высокую ступень. И для понимающих этого достаточно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»