Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Седер Песах — так называется вечерняя трапеза первого дня Песаха. Седер — слово, означающее порядок. Действительно, пасхальная трапеза ведется в строго установленном порядке. За границами Эрец Исраэль Седер проводится и во второй день праздника.

Сразу после вечерней молитвы 15-го нисана (в этом году — с выходом звезд вечером 14 апреля) произносят полный Алель с брахой перед ним (см. в сидурах).

Все заповеди Седера обязательны также и для женщин. Главное в Седере — чтение пасхальной Агады, рассказа об Исходе, сопровождаемого особыми молитвами. Важно уделить внимание детям, разъясняя им смысл происходящего. Чтобы они не заснули, раздайте им орехи, ведите с ними разговоры, дайте им понять, что они полноправные участники трапезы.

Заповеди пасхальной ночи: рассказ об Исходе, маца, горькая зелень (марор), 4 бокала вина, пасхальная жертва (совершалась во времена Храма).

Первая заповедь: есть мацу. В первую ночь Песаха ее обязаны есть все, включая женщин и детей. Для выполнения заповеди надо съесть как минимум 17 г мацы за 4 минуты. В остальные дни Песаха нет заповеди есть мацу (но остается в силе запрет на хамец!).

В ходе чтения Агады и проведения Седера пьют четыре бокала вина Бокал должен вмещать в себя вина объемом как минимум в 150 г (другое мнение — 86 г). Каждый раз надо отпивать не меньше половины этого количества. Последний бокал выпивают полностью.

Во время Седера принято сидеть опершись. Такова поза свободных людей! Порядок проведения трапезы, включая выполнения всех ее заповедей, можно найти в сидурах, а также в особых сборниках молитв на Песах и отдельных книгах, которые называются Агада шель Песах.

Сказано нашими мудрецами: «Всю пасхальную ночь, пока не одолел сон, человек должен заниматься изучением законов праздника Песах или рассказывать об Исходе из Египта и чудесах, совершенных для наших отцов».


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Моавитяне испытывали к евреям давнюю ненависть

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина