Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Предисловие
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
В отличие, скажем, от Тиша БеАв, которого ждут с напряжением и опасением, подготовка к Песаху и его ожидание должны приносить радость. Хозяйке дома следует хорошо отдохнуть и снять с себя напряжение, чтобы быть внимательной во время седера и правильно выполнять все свои обязанности, зафиксированные в Торе, или наставления мудрецов, и вместе со всей семьей следить за ходом седера по агаде. Поэтому, занимаясь предпраздничными хлопотами, надо помнить о тех мицвот, которые надлежит выполнять в период Песаха. Цель уборки жилья состоит в том, чтобы исключить нарушение запретов, связанных с наличием хомеца в доме во время праздника Песах.
Общие положения
а) Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:
б) Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.
в) Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.
г) Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.
д) Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.
е) Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.
Практические советы
- 1) Шкафы с одеждой: Если существует реальная вероятность попадания туда хомеца, надо провести тщательный поиск как больших кусков, так и крошек. Если такая вероятность мала, следует проконсультироваться с раввином, чтобы определить целесообразность поиска. Речь идет, в первую очередь, о платяных шкафах, комодах, кладовых и пр. (см. также примечание Д).
- 2) Полы: Сейчас почти ни в одном доме нет земляных полов, в которых образуются глубокие трещины. Пол, покрытый плиткой или другим современным материалом, достаточно подмести и вымыть с применением любого бытового очистительного средства. Нет нужды осматривать мелкие трещины, если в них попадает это средство.
- 3) Пищевые шкафы: Если шкафом не будут пользоваться в Песах, см. примечания В и Д. Если им будут пользоваться, уберите из него всю еду и вымойте стенки и полки тряпкой, смоченной в моющем растворе. Этот раствор должен попасть во все щели и пропитать случайно незамеченные крошки. Существует обычай покрывать полки бумагой или пленкой.
- 4) Холодильник: Уберите из него еду и вымойте тряпкой, смоченной в моющем растворе. На полки положите бумагу или пленку, оставив в ней отверстия для вентиляции.
- 5) Кашерование раковины: Вымойте раковину и ополосните ее стенки и дно кипящей водой из чайника. Затем полейте в сливное отверстие горячую воду с добавлением экономики. В наши дни принято также покрывать раковину алюминиевой фольгой или клейкой бумагой, либо ставить в раковину подставку. Следует придерживаться этих правил, если возникают дополнительные трудности, посоветуйтесь с раввином.
- 6) Краны: Их моют, затем льют на них снаружи воду из кипящего чайника.
- 7) Мраморные покрытия кухонных столов и шкафов: Если на них лежал горячий хомец, надо их вначале тщательно промыть. Затем либо полить кипящей водой, либо плотно закрыть картоном или алюминиевой фольгой на весь период Песаха. Некоторые делают и то, и другое.
- 8) Столы: Промыть их поверхность с помощью моющего состава, а затем покрыть.
- 9) Кашерование верха плиты: Промойте весь верх и боковые поверхности тряпкой, смоченной в моющей жидкости. Затем покрывают алюминиевой фольгой. Старые решетки покрывают двойным слоем алюминиевой фольги или берут новые решётки. Духовка: — если духовкой будут пользоваться в Песах — (а) Удалите весь съедобный хомец тряпкой, смоченной в моющей жидкости. Если есть опасение, что в духовке остались крошки или мелкие остатки хомеца, до которых трудно добраться, то проведите очистку духовки с помощью одного из имеющихся в продаже специальных очистителей (например, «Easy — Off»). Очищать дальше нет необходимости. Затем накалите внутреннюю часть плиты, включив духовку до максимальной температуры, и продержите в таком положении около часа. (Если речь идет об электрической плите, определите, в каком режиме достигается максимальная температура: на «жарении» или «гриле»). (б) Не оставляйте в духовке полки, на которых лежал хомец. (в) В Песах не следует пользоваться противнями и формами, в которых находился хомец. В случае, если это необходимо, нужно покрыть её алюминием. Если вы не намерены пользоваться духовкой, все предыдущие указания отменяются. Проверьте только, чтобы внутри не остался съедобный хомец; потом заклейте пленкой и см. ниже пункт 10.
- 10) Кастрюли, сковороды, тарелки и приборы: Все, что не будет использовано в Песах, надо убрать и закрыть таким образом, чтобы вы помнили, что этими предметами нельзя пока пользоваться. Если в них остался хомец, его следует продать (см. примечание В). Если вы не продаете хомец, вымойте их или окуните в любой из моющих растворов (тереть не надо). По поводу кашерования посуды следует прокосультироваться у раввина.
- 11) Технические средства для приготовления еды, миксеры: в каждом конкретном случае нужна консультация раввина.
- 12) Кухонные полотенца: Если у вас нет пасхального комплекта кухонных полотенец, можно воспользоваться обычными, но предварительно надо удалить с них остатки еды и выстирать с применением химических средств. (Впредь следует завести комплект пасхальных кухонных полотенец).
- 13) Пасхальные скатерти: Их можно гладить тем же утюгом, каким пользуются в остальные дни.
- 14) Одежда, одеяла, карманы и т.д.: После стирки с порошком или химической чистки нет необходимости в дополнительной проверке (см. примечание Д). В остальных случаях необходимо почистить одежду щеткой и тщательно вытрясти, вывернув карманы. Если вы считаете, что в швах и скрытых складках могли остаться крошки, которые не удалось вытряхнуть, тогда эти места надо вытереть тряпкой, смоченной в моющем растворе. Нет необходимости проверять ту одежду, которой не будут пользоваться в Песах, но ее надо спрятать, а хомец, который мог в ней остаться, продать (см. примечание В, а также пункт 10 — кастрюли и сковороды).
- 15) Сидуры, сборники застольных молитв, священные и обычные книги: Если существует опасение, что в них остался хомец, нужно отложить их в сторону и продать вместе с другими предметами, содержащими хомец (см. примечание В), либо подвергнуть тщательной проверке и чистке.
- 16) Игрушки: Если в них найден съедобный хомец, его следует удалить; если это невозможно, надо сделать его несъедобным (см. примечание Д). Нет необходимости оттирать хомец щеткой или другим способом.
- 17) Тхина и другие «китнийот»: Ими можно пользоваться после предпасхальной уборки дома. Но их нельзя готовить в той посуде, которой пользуются в Песах, и тем более употреблять в пищу во время самого праздника (согласно ашкеназскому обычаю).
- 18) Проверка помещений: Если трудно проверить все комнаты за один вечер, эту работу можно распределить на несколько вечеров (с соблюдением всех законов «бедикат хомец»). После уборки и осмотра комнаты в ней нельзя оставлять хомец. Поскольку броху на «бедикат хомец» нельзя читать раньше, чем вечером 14 нисана, оставьте до этого времени хотя бы одно непроверенное место в доме. И тогда в назначенное время произнесите броху и осмотрите это место.
- 19) Последние приготовления: Все приготовления, в том числе подготовку праздничного стола, надо завершить достаточно рано, чтобы у вас осталось время немного отдохнуть. Седер должен начаться сразу после маарива, чтобы дети не заснули во время чтения агады.
- 20) Наслаждайтесь Песахом! Старайтесь не переутомляться во время подготовки к Песаху. Не занимайтесь чрезмерно тяжелой работой и лишней уборкой. Будьте королевой и наслаждайтесь праздником!
Основные законы проведения седера
Введение: Некоторые женщины, откусив кусочек мацы, начинают суетиться, бегать на кухню и обратно, на ходу жуя мацу. Это не по закону, женщина обязана выполнить все мицвот этой ночи, она должна сидя съесть мацу за определённое время. То же самое касается и вина, марора, кореха и афикомана. Поэтому не выходите из-за стола, пока не съедите необходимое количество всего вышеуказанного. Каждый еврей — принц. Расслабьтесь и успокойтесь, старайтесь съесть положенное количество мацы и выпить вино в установленное время. Оставленную на плите еду вы можете проверить после того, как завершите исполнение этих мицвот. Помните, речь идет о тех мицвот, которые выполняются только раз в году. Поэтому наслаждайтесь ими, наслаждайтесь всем пасхальным седером. Относительно многих законов седера существуют различные мнения. В настоящей брошюре невозможно охватить все эти различия и нюансы. Многие предпочитают самые строгие варианты из всех существующих мнений. Каждая деталь исполняемых мицвот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. Мы перечислим лишь основные законы, составляющие тот минимум, который устанавливает Галаха. Если у вас возникнут какие-либо трудности, обращайтесь к знатокам и авторитетам.
Маца и марор
Размер: Мера кезаит соответствует размеру половины яйца или трети яйца. Есть мнение, что современные яйца меньше тех, которые существовали во времена Талмуда. По мнению раввина Хазон Иша, мера кезаит наилучшая 50 куб. см., но достаточно и 33 куб. см. Все эти меры — меры объёма, а не веса. Удельный вес мацы около 0,5, поэтому эти меры — около 25, 17, 14,5 г. В книге «Мишне Брура» сказано, что для выполнения мицвы, указанной самой Торой, надо ориентироваться на самый большой размер, в то время для мицвы по указаниям мудрецов разрешается брать за основу меньший размер.
Интересно, что это единственная мицва из Торы в наше время, связанная с едой.
Следует, однако, запомнить следующее:
- 1. Для «моци маца», кореха и афикомана следует пользоваться мацой ручного приготовления. Если невозможно ее достать, нужно обратиться к раввину за консультацией.
- 2. Корех — это мицва от мудрецов, для ее исполнения требуется кезаит мацы и кезаит марора.
- 3. Афикоман — это мицва от мудрецов, для исполнения которой требуется кезаит мацы. Предпочтительно съесть два кезаита.
- 4. Пожилые люди, не способные есть мацу из-за её твёрдости, могут окунуть её в воду и сразу съесть; если есть трудности, нужно проконсультироваться с раввином.
Лимит времени
- 1. Чтобы выполнить заповедь Торы, постарайтесь проглотить сразу один кезаит. Если не можете, съешьте по крайней мере кезаит за две, максимум, за четыре минуты.
- 2. По мнению некоторых талмудических авторитетов, допустимо есть кезаит в течение 5—6 минут.
- 3. Расслабьтесь, хорошо прожуйте мацу и лишь потом можете глотать ее. Лимит времени отсчитывается с того момента, когда вы начинаете глотать.
- 4. В самых исключительных случаях допускается 9-минутный лимит.
- 5. Если вам трудно жевать, отпейте немного воды.
Четыре бокала
Что пить:1) Предпочтение следует отдать красному вину. 2) Если вы не можете пить вино, пейте виноградный сок.
Когда мы едим мацу, пьём четыре бокала вина, едим афикоман и корех, мы делаем это, опираясь на левый бок — «асейва». Мицва «асейва» существует для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Опирайтесь на левый бок, стараясь избегать неудобной позы. По существующей традциции ашкеназские женщины не облокачиваются.
Количество
- 1) Бокал должен быть рассчитан, по крайней мере, на меру рвиит. (Размеры рвиита: Хазон Иш — 150 куб. см; Рав Моше Файнштейн: норма — 97,6 куб. см, строгий вариант — 130,7 куб.см; Рав Ноэ — 86 куб. см.) Чтобы не заснуть: (а) возьмите бокал, размер которого не превышает минимального. (Если седер проводится в пятницу вечером, надо выпить с первым бокалом больший размер рвиит.) (б) бокал вина можно сразу запить водой из стакана. Причем вода должна все время находиться на столе, чтобы при произнесении брохи «Борей при агофен», вода была включена в эту броху на вино.
- 2) Постараться выпить из бокала все вино.
- 3) Если вам очень трудно это сделать, достаточно выпить больше половины бокала.
- 4) Если у вас есть только крупные бокалы и трудно пить много, можете выпить неполный рвиит (но больше половины этой меры и не меньше вашей одной полной щеки), даже если бокал вмещает более одного рвиита.
Лимит времени
Старайтесь выпить бокал в два глотка. Если вам это трудно, выпейте вино за четыре минуты.
Агада
Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву — «рассказ о выходе из Египта», мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников, не имеет значения, на иврите или на другом языке. Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать — часть «Рабан Гамлиэль говорил» — о причине, по которой были даны мицвот о Песах, маце и мароре.
Постарайтесь начать седер сразу после выхода звезд (цейт акохавим). Придя домой с маарива, немедленно приступайте к седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца тропезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Наилучшее — это уложить детей днём спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь седера.
Все права сохраняются за автором. Издание переработанное. Разрешается перепечатка не для продажи. 26 Адара 5753 года. Русское издание — 5763 года Иерусалим, Израиль
Читайте также обзор статей по теме Песах — Еврейская Пасха
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими: