Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Главная особенность пасхальной недели — запрет на все квасное, на иврите хамец. Строгое определение: хамец — это любой из «пяти видов» злаковых, пришедший в соприкосновение с водой (или влагой), что послужило началу процесса закваски. Под «пяти видами» понимаются: пшеница, полба, овес, ячмень и рожь.

Когда евреи спешно покидали Египет под предводительством Моше, они запаслись едой на дорогу, но тесто, ими прихваченное, не успело закваситься, так что пришлось сделать из него пресные лепешки — мацу.

В Песах можно есть только мацу (в первый день есть мацу положено), сделанную из тех же «пяти видов» специальным способом, а на весь хамец наложен строжайший запрет: его нельзя не только есть, но он не может находиться во владении еврея все семь дней. Поэтому накануне Песаха мы его уничтожаем — физически, продажей или путем «отказа в сердце». Так что, найденная в разгаре пасхальной недели аппетитная булочка — в наших глазах не больше, чем «прах земли»; и поэтому мы не покусимся на нее даже после окончания Песаха.

Есть в законах о маце один важный момент: она — напоминание всем последующим поколениям о том, что наши отцы в полноте и чистоте своей веры приняли обещание Всевышнего дать им свободу. Творец сказал, что обеспечит их всем необходимым, и они не побеспокоились о запасах хлеба, выйдя в долгий путь только с лепешками.

Тора указывает, что всякий еврей, нарушивший запрет на хамец, наказывается самыми страшным образом: если он съест его в объеме не меньше, чем маслина, то будет наказан особым наказанием с Неба — карет (например, ранняя смерть).

Запрещено есть не только хамец, но и любую его смесь с прочими видами пищи. Поэтому евреи, в избежание нарушения, особо придирчиво чистят пасхальную посуду. В большинстве семей вообще меняют всю посуду на специальный набор, которым пользуются только на Песах.

В «Краткой книге заповедей» Хафец-Хаим перечисляет все запреты Торы, связанные с хамецом. Повторим их:1) запрет видеть хамец в доме или владениях еврея все семь дней Песах; 2) запрет оставлять хамец в доме еврея или его владениях; 3) запрет есть хамец в Песах; 4) запрет есть в Песах пищу, смешанную с хамецом.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли