Темы: Дурное начало, Свобода выбора, Душа, Психология, Свобода, Желание
Свобода — это товар, который продается в нашем мире активнее всего. Идея, согласно которой человек должен быть свободным и независимым, без
Когда ребенка вынуждают отказаться от собственных предпочтений, он воспринимает это как попытку внешних сил подчинить и поработить его собственные желания. Такая ситуация немыслима для юного бунтаря, и поэтому он готов заплатить высокую цену за то, чтобы избежать ее всеми силами. Есть немало историй о подростках, которые убегали из дома и затем страдали от холода, голода и других бед, не желая «капитулировать» перед своими родителями.
Чтобы понять, что такое свобода, давайте сначала постараемся понять, что имеет в виду человек, когда произносит два простых слова: «Я хочу…» Что это за «я» такое? Немало разных сил заключено в человеке, и какая из них — это «я»? Общеизвестно, что такие силы действуют на владельца в самых разных направлениях и с разными целями. В одно и то же время человек может испытывать несколько противоречащих друг другу желаний. Какое же из них — это пресловутое «я хочу…»?
Давайте попытаемся проследить, что происходит, когда человек должен дать однозначный ответ на имеющийся вопрос. У человека есть немало различных сил, каждая из которых обладает собственным желанием и имеет собственное мнение по данному вопросу. Если представить эти силы в качестве членов парламента, создавшаяся какофония была бы оглушительной. Каждая из сил кричала бы что есть сил: «Я хочу!..» При этом человек, в сердце которого заседает такой своеобразный парламент, готов согласиться с каждой такой репликой — ведь за ней стоит та или иная материальная или духовная составляющая его собственного «я». Мальчуган, который одновременно хочет дочитать детектив, подготовиться к контрольной и поиграть в футбол с друзьями, действительно хочет и того, и другого, и третьего. Несмотря на то, что удовлетворить все эти желания одновременно невозможно.
Так каким же образом принимается конечное решение? Как выбирается
Мы же, независимые наблюдатели, должны спросить себя: секундочку, кто здесь хозяин? Кто управляет этим шумным парламентом? Кто ответственен за принятие окончательного решения? И в чем заключается роль человека, обладающего свободой выбора, если при создавшемся положении вещей можно обойтись простейшим датчиком для замера амплитуды крика?
Тора учит нас, что человек — это единственное созданное Творцом существо, в котором ведут противоборство две субстанции, душа и тело. Небесные ангелы — целиком одухотворенные создания, собака и осел — исключительно телесные. А вот мы с вами представляем собой сплав двух этих основных элементов. Поскольку человек — это
Более того, все силы, которые скрываются в человеке, можно классифицировать всё по той же основной шкале — «душа» или «тело». И каждая такая сила обладает собственным, весьма громким голосом, который требует немедленно удовлетворить ее желания.
Наша
Человек, который не пользуется силой выбора, приходит и уходит из этого мира с пустыми руками. Внешне он может казаться активным, деятельным и харизматичным, отдавать указания и раздавать интервью, его окружение может считать такого человека вождем, но на самом деле, наш герой — раб наиболее громкого желания, завладевшего внутренним микрофоном. И такое низменное желание человек представляет как высший идеал!..
Между прочим, когда мы употребляем термин «выбор», речь не идет о выборе напитка или предмета одежды из нескольких имеющихся вариантов. Это не тот выбор, в котором проявляется максимум духовного и душевного потенциала. Настоящий выбор возможен в ситуации, когда душа действует в рамках абстрактной идеи и противостоит требованиям, которые выдвигает тело. Когда человек отказывается от аппетитно выглядящей порции молочного мороженого
Чтобы осуществить правильный выбор, следует понять, откуда проистекают наши желания. Стремление насладиться едой, даже когда человек вполне сыт, проистекает из нашего телесного «я». Желание самоутвердиться, унизив ближнего, подобно желанию дикого зверя убить и съесть себе подобного. Когда сомневающийся человек знает, какая сила скрывается за тем или иным импульсом, лишь тогда становится возможным выбор: дух или тело? идеал или импульс? Тот же, кто пассивно выслушивает вопли, исходящие от членов внутреннего парламента, не вправе оперировать таким понятием как выбор. Выбор возможен только между двумя явными и строго определенными предметами, но никак не между невнятными голосами. Способность выбирать функционирует только тогда, когда человеку удается проникнуть в собственную душу, понять, что в ней происходит и какие силы оказывают на нее влияние.
Было время, когда даже маленькие дети знали, что такое дурное желание, «йецер
Можно только представить себе радость ребенка, когда его настоящее духовное «я» одерживало победу над чужеродной силой, будь то желание разозлиться, отомстить или унизить ближнего. Ребенок знал, что такие позывы на самом деле являются внешними, и что он может справиться с ними и победить. Это и есть ощущение истинной свободы, когда человек может сбросить с себя путы спрятавшихся внешних сил, маскирующихся под его собственные желания.
Наши мудрецы трактовали заповедь «Да не будет в тебе чужого бога» следующим образом: «чужой бог» — это природные силы, такие как гнев и др., которые находятся в человеке и выдают себя за его сущность. Это чужаки, которые подчиняют себе еврея, противясь любой попытке высвободиться. И лишь тот, кто одерживает над ними победу, достоин называться свободным человеком. Тот, кто хотя бы раз ощутил вкус этой свободы, будет безмерно благодарен родителям и наставникам, которые желают ему настоящего добра.
Неслучайно комментаторы Торы обращают внимание на то, что в рассказе о сотворении человека дурное желание представлено в виде змея. То есть, внешнего объекта, который обращается к Хаве во втором лице: «Тебе стоит сделать
(Из книги «Бе-аин йехудит»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»