Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Еврейские законы, Женщина, Дов Айзенберг, Отделение халы
Тесто, замешанное из муки пяти видов злаков (они перечислены ниже) и испеченное (но не жаренное в масле или сваренное в жидкости), требует отделения Халы, при условии, что оно имеет плотную тестообразную консистенцию.
Пять видов злаков: пшеница, ячмень, рожь, овес и полба.
Хотя отделение Халы — обязанность всех евреев, и мужчин, и женщин, эта Мицва, как и зажигание свечей в Шабат, доверена специально хозяйке дома. Относительно минимального количества муки, требующего отделения Халы, смотри главу о подготовке к Шабату.
От теста, которое собираются варить, а не печь, следует отделить Халу без Брахи при условии, что тесто имеет достаточно плотную консистенцию. Тем не менее, если даже малое количество теста будет испечено, Хала отделяется с Брахой (если общее количество муки, из которого сделано тесто, достигает требуемого минимума). Только хлебное тесто, то есть тесто, содержащее хотя бы немного воды, требует отделения Халы с Брахой.
От теста для пирогов, печенья и т.п., то есть от теста, замешанного без воды, тоже должна отделяться Хала, но без Брахи. Если есть также хлебное тесто, лучше отделить Халу от обоих видов теста вместе; женщине следует произнести Браху и отделить Халу сначала от хлебного теста, а потом — от теста другого вида. При этом она должна иметь в виду, что Браха относится к обоим отделениям.
Если кто-то забыл отделить Халу от теста, это можно сделать после выпечки. Как будет упомянуто дальше, вне Эрец Исраэль Хала может быть отделена, даже когда почти весь хлеб уже съеден.
Халу отделяют и тогда, когда тесто приготовлено из смеси муки различных злаков, упомянутых выше, и общее количество муки достигает требуемого минимума, даже если по отдельности муки каждого вида недостаточно для отделения. Это, однако, относится только к тому случаю, когда смешивается сухая мука, а потом замешивается тесто. Если из муки каждого вида замесили тесто, причем каждое не требовало отделения Халы, а затем объединили эти виды теста, то следует руководствоваться следующими правилами:
1. Тесто из пшеницы можно объединять только с тестом из полбы.
2. Тесто из ячменя объединяется с любым другим, кроме теста из пшеницы.
3. Тесто из ржи или овса объединяется только с тестом из ячменя или полбы.
4. Тесто из полбы объединяется с тестом из любого другого злака (из указанных пяти).
Кроме того, различные виды теста объединяют, только если они не настолько отличаются по вкусу и виду, чтобы владелец стал возражать против их смешивания. Два или более различных видов теста (из муки одного злака или из муки разных злаков, которые могут быть объединены так, как сказано выше) объединяются, образуя то количество теста, от которого следует отделять Халу, только в том случае, если выполнено одно из следующих условий:
а) если они слеплены так, что их нельзя разъединить, избежав некоторого их смешения;
б) если они помещаются в какую-то посуду со стенками так, что (даже после выпечки) часть каждого теста ниже высоты стенок. Или, если они выступают полностью над стенками посуды, то их можно накрыть салфеткой или скатертью;
в) если куски теста положены на скатерть, а края ее завернуты на тесто так, чтобы она более или менее покрывала тесто.
Если было приготовлено тесто из такого количества муки, которое требует отделения Халы, а потом это тесто разделили на более мелкие куски, Хала для всего теста (или хлеба, если он уже испечен) может быть отделена от любой части, даже если остальные части теста не находятся здесь же.
Если у кого-то есть два (или более) вида теста, причем каждое из них по объему требует отделения Халы, то можно отделить Халу для всех видов теста, отделив от одного из видов теста. При этом все виды теста должны лежать на столе или другой плоской поверхности и находиться в одной комнате. Если тесто находится в разных мисках или другой посуде, эти миски должны быть открыты и поставлены рядом так, чтобы они касались друг друга.
Хлеб и пироги, испеченные из малых порций теста, не составляющих нужного минимума, могут быть объединены и от них можно отделить Халу (эта процедура обычно используется при выпечке Мацы для Песаха), положив их после выпечки в одну посуду или завернув в скатерть, как объяснено раньше. Точно так же только после выпечки отделяют Халу от теста, которое имеет слишком жидкую консистенцию.
Поскольку отделение Халы — Мицва, хозяйке следует, когда есть возможность, стремиться исполнить ее: либо
замешивать количество теста, позволяющее ей отделить Халу с Брахой, либо, чтобы достичь нужного размера, объединять разные виды теста или печенья согласно тем правилам, которые изложены.
Халу нельзя отделять в Шабат. В Йом Тов ее можно отделять от теста, которое замесили в Йом Тов, но не от того, которое сделано накануне.
Если Халу не отделили перед Шабатом или Йом Товом, следует оставить кусок, несколько больший, чем пол-яйца, и отделить Халу от этого куска после Шабата или Йом Това. (Заметьте, что весь оставленный кусок не может быть Халой; только часть этого куска отделяется как Хала, а остаток должен быть съеден). Эти правила справедливы только вне Эрец Исраэль; в Эрец Исраэль нельзя есть хлеб, от которого не была отделена Хала.
Если уже отделенная Хала по случайности смешалась с остальным тестом, следует проконсультироваться с компетентным Равом. То же самое относится к случаю, когда тесто или что-то печеное, от чего уже отделена Хала, смешались с тем же видом печеного или теста, от которого Хала еще не отделена.
Отделять Халу должна сама хозяйка дома (т.е. владелец теста) или кто-то, кому она это поручит. Халу не может отделять нееврей или ребенок моложе возраста Бар или Бат Мицвы.
Размер отделяемой Халы приблизительно равен половине яйца. Этот кусочек должен быть сожжен, так, чтобы он стал абсолютно непригоден к употреблению. Если сжечь Халу невозможно, следует проконсультироваться с Равом относительно подходящего способа уничтожения.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.