Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Рош Ходеш, Женщина, Дов Айзенберг, Обычаи
Первый день каждого еврейского (лунного) месяца — Рош Ходеш. Если предыдущий месяц содержит 30 дней, то его последний день — также Рош Ходеш. Эти дни имеют особое значение для женщин, поскольку они были вручены им в качестве специального праздника в награду за отказ принять участие в создании золотого тельца.
По этой причине существует обычай для женщин воздерживаться от некоторых Мелахот и повседневных занятий, чтобы выделить эти дни из череды рабочих будней. Детали же этого обычая варьируются. Например, широко распространен обычай воздерживаться от шитья, вязания и другого рукоделия, но лишь немногие, в добавление к этому, не стирают и не гладят белье. И только единицы не делают в Рош Ходеш ничего, кроме необходимой домашней работы, такой, как уборка, приготовление еды и т.п.
Вообще девушке или женщине следует придерживаться той традиции соблюдения Рош Ходеша, которой придерживается ее мать, семья или община, где она живет. Но если она сознательно начала воздерживаться от какой-либо Мелахи, то такой обычай становится для нее обязанностью, и ей следует продолжать соблюдать его. Если же в семье или общине нет ясно установившегося Минхага относительно Рош Ходеша, желательно, чтобы родители пробудили в девочке желание когда она достигнет двенадцати лет, т.е. возраста Бат Мицвы, выбрать те виды работы, которые она примет для себя как «запрещенные» в Рош Ходеш. Это поможет девочке избежать проблем и неопределенности в дальнейшем.
По существу цель соблюдения Рош Ходеша состоит не в том, чтобы освятить его как день покоя, а скорее в том, чтобы выделить его как праздник, отличенный «неполным» соблюдением.
Существует обычай прибавлять к дневной трапезе дополнительные блюда в честь Рош Ходеша. В Рош Ходеш, приходящийся на Шабат, это дополнительное блюдо прибавляется к обычной трапезе Шабата. Некоторые подчеркивают свое почтительное отношение к этому празднику, надевая более нарядную одежду, или даже заводят специальное платье, надеваемое только в Рош Ходеш.
Женщины не обязаны произносить Аллель, но могут это делать, если хотят. Согласно одному мнению, женщина, произносящая Аллель в Рош Ходеш (но не в Йом Тов), должна опустить Браху. Тем не менее, более распространен Минхаг произносить также и Браху.
Относительно Тфилат Мусаф смотрите сказанное в разделе о Шабате.
Женщинам не принято произносить Биркат Алевана (Благословение новой Луны).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»