Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Провидение, Меир Левин, Авраам, Алия, Рассказы
17 лет тому назад, в недельную главу «Иди к себе», за день до отъезда в Израиль меня позвал к себе брат. Он умный человек с железной логикой. «Послушай, я хочу чтобы ты знал. Если ты останешься в Тбилиси, я не дам тебе умереть с голода. (Он был прав. Я бы умер гораздо раньше от нервотрепки, нехватки лекарств, холода и т.д.). Но я хочу, чтобы у тебя не было иллюзий. В Израиле твоя жена будет до конца жизни работать на уборках, а тебе, если ты не будешь выступать, позволят сидеть в ешиве и будут платить стипендию». Я ответил «Мой дом горит. Я прыгаю в окно. Что меня ждет внизу — не знаю и знать не хочу. Возможно, куда-то приземлюсь».
Прошло 17 лет. Жена уже много лет работает педагогом. Я сижу в ешиве. Стипендию не получаю, хотя стараюсь никому не мешать. Что изменилось в моей жизни?
Я, в отличие от Аврама, хотел воссоединить семью. Старшая дочь к тому времени уже проживала в Израиле. В Грузии был голод. Кроме того мне хотелось, чтобы меня похоронили на Масличной горе в Иерусалиме (ещё успеется).
Но что я всё о себе, тоже мне персона?! Вернемся к праотцу Авраму. Почему Рамбан считает, что его испытание началось с фразы Всевышнего «Иди к себе»? А что, в печку за идею запросто всякий может?
Кажется, я начал понимать. Основной чертой Аврама было милосердие. Пожертвовать жизнью во имя Всевышнего было для него всё равно, что для порядочного человека вернуть долг. Кроме того, любому человеку легче что-то сделать добровольно (злое начало не так мешает), чем по приказу. «Иди к себе!» был первым в истории человечества выполненным Б-жественным приказом.
Аврам оставил родину. Почему это так трудно? Разговоры о ностальгии применительно к Авраму мне непонятны. Аврам женат на Саре, а жену называют «домом», тем более такую, как Сара. Так что дом свой он возил с собой.
Вспоминаю, где-то я читал, чего Аврам боялся больше всего, уходя в дорогу? Что он не сможет никого приближать к Б-гу, быть гостеприимным! Наверное из-за того, что не знает их ментальности. А жизнь без служения Всевышнему для него бессмысленна. Кроме того, был он скромный человек и всемирная слава ему претила (Раши объясняет, что Б-г хотел отправить Аврама в путешествие, дабы другие народы узнали о нём и смогли у него учиться).
Голос Всевышнего: «иди своей дорогой» звучит в сердце каждого еврея. Всевышний обещает славу, но что это для Аврама? Мой учитель сказал: «слава — это заповеди, а все остальное глупость». Всевышний говорит Авраму: не думай о ментальности, ты будешь не только приближать людей, но создашь новый народ. Твоя Сара бездетна от рожденья. От неё у тебя родится сын. Действительно, когда ты слышишь: «иди своей дорогой», то не думай о логике. Сколько тебе лет, какие перспективы?.. Чего стоит самая железная логика перед Его волей?
Теперь снова о себе. Слова «иди своей дорогой» я услышал восемь лет тому назад. Я не стал богатым, чтоб люди меня слушались. Я не стал мудрым и великим, чтобы люди за мной шли. По-прежнему сижу в ешиве, но что мне смешно, я вдруг стал знаменитым. Люди, а их сотни тысяч, вместе со мной смеются и плачут над героями моих песен и рассказов.
Теперь о детях. Моя супруга к моменту приезда в Израиль по состоянию здоровья больше не могла рожать. Еврейский народ уже есть, и Всевышний сделал для нас чудо иначе, чем Авраму с Сарой. Почему-то вдруг такое количество детей, родителям которых мы помогли в жизни, называют нас бабушкой и дедушкой? Учитель сказал, что все, кому мы с супругой помогаем придти к Б-гу — наши дети.
Дорогу осилит идущий!
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.