Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Меир Левин, Благодарность, Рассказы
Ах, не делайте ж запасов из любви и доброты и про чёрный день грядущий не копите милосердья: пропадёт ни за понюшку ваше горькое усердье, лягут ранние морщины от напрасной суеты. Б.Окуджава
Несколько лет назад рав Александр Айзенштадт заказал мне книгу о ешиве «Торат Хаим». Обещал перевести на ряд языков. Я начал беседовать с выпускниками ешивы, но журналистский опыт мне не помог. Собеседники не желали раскрываться, видимо, боялись сболтнуть что-то лишнее. Абсолютно все рассказывали мне одну историю, что кто-то где-то стоял, к нему подошёл учитель, сказал пару волшебных слов и ему сразу всё стало ясно. Я отказался писать книгу. Вероятно, я умею «рисовать» только с натуры. А в большинстве случаев возвращение к Всевышнему — процесс продолжительный. Одной «натурой» не отделаешься.
Живет человек. Может, даже не подозревает о существовании Всевышнего, а его всё время испытывают: плюнул — не плюнул, донёс — не донёс, продал друга — не продал. А почему не плюнул, когда плевать модно? Почему не донёс, когда все доносят? Почему не продал, хотя предлагали хорошую цену? Потому, что голос Б-га не утих в его сердце! И в следующий раз задача чуть усложнится, так как голос звучит уже посильнее. И так до тех пор, пока не придёт учитель и не скажет пару волшебных слов. И всё станет ясно. Знаете, есть такая умная индийская поговорка: «когда ученик готов — найдётся учитель». А у учителя найдутся слова.
Чем Аврам отличался от других людей? Всевышний поручил ему быть отцом многих народов и передавать им свои качества. Не только евреям, но и христианам, мусульманам и т.д. Многое (и многим) он таки да, передал. Не случайно гостеприимство широко распространено на Востоке. А Америку рав Моше Файнштейн называл «страной великого милосердия». Там заботятся об инвалидах, пенсионерах, нацменшинствах. К примеру, многих афроамериканцев из рабов и «люмпенов» за десятки лет превратили в средний класс. Даже президента избрали из их среды. И потому чемпионы мира по боксу сейчас в основном славяне…
Избранность евреев была задумана Tворцом до 6-и дней творения, она никогда не терялась и не могла потеряться по определению. Но Аврам — oн-то мог лишиться своей избранности! И «евреями» стали бы другие.
Однажды в субботу я задал вопрос ученицам школы, в которой работает моя супруга.
– Представьте: вы приехали в гостиницу, расставленная еда, расстеленная кровать, все удобства. Будете ли вы искать хозяина?
– Да, чтобы удостовериться, что завтра будет то же самое, — ответила одна из них.
– А если на видном месте лежит записка, что завтра будет то же самое?
– Тогда нет.
– Хотя нам учитель рассказывал историю Бен Иш Xая — вмешалась Кетино из Грузии.
– О чём? — спросил я.
Давным давно жил царь. Он любил охотиться вместе со слугой. Убил царь косулю, слуга освежевал тушу, приготовил маринад и положил туда куски седла косули. Царь приказал слуге привести кого-нибудь, кто разделит с ним трапезу. Слуга поискал и нашёл пастуха.
– Тебе повезло, простолюдин! Царь хочет тебя видеть.
Пастух подошёл к царю.
– Садись любезный, — обратился к пастуху царь (цари всегда были вежливее слуг). — Скушаешь со мной шашлык?
– Извини царь, не могу.
– Ты отказываешь царю?
– Прости, я обещал другому Царю, что сегодняшний день буду поститься.
Царь разозлился.
– Кому? — спросил он.
– Извини, да живет царь вечно! Я обещал Небесному Царю. Я еврей. В этот день был разрушен наш Храм.
– Но это было давно.
– Какая разница?
– Послушай, ты мне нравишься. Давай сделаем так. Ты покушаешь вместе со мной сегодня и уважишь меня, своего земного царя. А завтра отдашь свой долг Небесному Царю. Я награжу тебя за верность обоим царям сотней золотых монет.
– Я согласен, если царь может гарантировать, что у меня будет завтра.
Царь отпустил пастуха и дал ему двести золотых монет.
– Вряд ли Аврам до этого додумался, ему было три года. Молодость не думает о том, что будет завтра, — заметил я.
– Тогда, может быть, он просто хотел сказать кому-то спасибо? — предположила Маша.
– А что, только он сообразил? — спросила Юдит.
– Не может быть, это же так просто! — шумели девочки.
Я вспомнил, как отдыхал в гостинице в Израиле. Еда была великолепной. Я попросил официантку позвать главного повара.
– Вас что-то не устраивает? — спросила официантка.
– Нет, просто хочу сказать ему спасибо и пожать руку.
Она просияла и побежала за поваром. Вышел повар. Он был так растроган, что даже прослезился. Я не рассказал девочкам об этом, просто похвалил их и порадовался за них. И мне вдруг стало ясно, почему именно они выиграли в лотерею шанс услышать пару волшебных слов.
Мой учитель сказал, что Аврам искал истину. Но согласился со мной, что изначально он просто искал того, кому он мог сказать волшебное слово: «спасибо». Мне почему-то кажется, что те «два волшебных слова» рава Айзенштадта каждый мог перевести для себя как: «спасибо за жизнь».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»