Из цикла «Даат Твунот», темы: Моше, РАМХАЛЬ, Пророчество, Духовный мир, Сны, Даат твунот, Связь с Творцом, Качества Творца
175.СКАЗАЛА ДУША: Еще одну вещь хочу я узнать от тебя. Однако она не столь обширна и не из тех, которые пугают разум своей неизвестностью, как то, о чем я спрашивала до сих пор. Однако и это я жажду познать с ясностью.
176.СКАЗАЛ РАЗУМ: Что это за вещь?
177.СКАЗАЛА ДУША: Пророчество. Что такое пророчество, каковы пути его, и для чего оно нужно?
178.СКАЗАЛ РАЗУМ: Пророчество — это знание и постижение славы Всевышнего, которое Он дает пророку. Однако ты уже слышала, что нам не дано постичь Его истинную сущность и Его совершенство как таковое, и мы постигаем Его только с точки зрения Его свершений и качеств, которые Он сам установил для управления миром, как мы уже объяснили. Пророки постигают Его как несущего добро и наказывающего, судью, оживляющего, излечивающего и через другие определения, которые можно отнести к Нему с точки зрения Его действий. Он показывает им все свои виды влияния во всех их проявлениях; они видят все те вещи, от которых зависят законы неба и земли, и всех их воинств, во всех подробностях. Поэтому пророки знают прошлое и будущее, все, что Святой, благословен Он, совершает в мире. Ибо когда они постигают Его через одно из качеств, то видят и все следствия, которые породит это качество во всех созданиях, и постигают то качество, которого Он придерживался ранее, и то, через которое Он будет действовать в будущем, во всех подробностях494. Но простую сущность Его пророки постичь не могут. И даже то, что они постигают, постигают не абсолютно ясным видением, а особенных пророческим путем.
179.СКАЗАЛА ДУША: Это то, что я хочу знать. Каково оно, это видение?
180.СКАЗАЛ РАЗУМ: Об этом сказано у пророка (Ошеа 12:11): «И пророкам дам образы», а о Моше Рабейну сказано (Бемидбар 12:8): «Покажу ему явно, а не загадками» — следовательно, другим пророкам Он давал видение в виде загадок, и это сказано прямо (там же): «Во сне буду говорить с ним». И мудрецы передали нам то знание, которое получили (Брахот 57б): «Сон — одна шестидесятая часть пророчества»495. Это происходит потому, что не дано пророкам видеть высшую славу такой, какая она есть. Открывающаяся им слава создает в их сердцах пророческие образы, эти образы — как будто одежды и загадки, скрыто выражающие те знания, которые пророки должны познать, подобно обычным притчам и загадкам. Однако постижение пророков не похоже на естественное постижение обычных людей, это постижение изливается на них, а знание отпечатывается в разуме496, так что не возникает никаких сомнений и необходимости в размышлении497 и рассуждении498. Пророкам ясно без всякого сомнения, что именно слава Творца, благословен Он, открывается им и передает им слова, и что Создатель — тот, кто пробуждает в их сердцах эти пророческие образы. И так же отпечатывается в их сердцах объяснение видения и разрешение загадки, и так они постигают, что именно Господь, Благословенный, хочет открыть им499. И согласно этому написал Рамбам, благословенна память его, в разделе «Основы Торы» (7:3): «Вещи, которые сообщаются пророку, сообщаются ему в виде аллегории, и сразу же отпечатывается в его сердце объяснение аллегории пророческого видения, и он знает, что это».
Следует различать аллегории, раскрывающие сами качества, и аллегории, раскрывающие следствия. Т.е. есть пророческие образы, говорящие о славе Всевышнего с точки зрения ее качеств, а есть образы, говорящие о действиях, производимых Им, благословен Он. Например, если Господь, благословен Он, хочет показать пророку свою славу как Приносящего добро и Милосердного, то уподобит ее умудренному годами старцу, как сказано у Даниэля (7:9): «И древний годами сидит», а когда захочет показаться пророку как Побеждающий врагов, то покажет ему образ юноши-воина. Так сказали мудрецы (Мехилта, Итро 20:2): «На море [красном] открылся как юноша, а на Синайской горе — как мудрец». Объясняет Талмуд (Хагига 14а): «Потому что юноша хорош для войны, а умудренный годами хорош для учения». А к притчам, говорящим о деяниях, относятся посох из миндального дерева, который видел Йермиягу, переполненная кастрюля, лестница Яакова, свиток Йехезкеля, мера [мера объема сыпучих тел] Захарии и золотой светильник. Притчи, говорящие о качествах, пророк постигает сразу, как только увидит Славу Всевышнего в образе. Однако притчи, говорящие о действиях, пророк может и не понять сразу, до тех пор, пока не будет ему объяснено500. И так говорит пророк (Захария 4:5): «… знаешь ли ты, что это? [— обратился ангел к пророку —] а я сказал: “Нет, Господин мой”», и см. далее, как написал там Рамбам501.
Возможно такое, что в пророческом видении будет множество образов, даже противоречащих друг другу, и все одновременно. Этому научили нас мудрецы в трактате «Софрим» (15б): «Лицом к лицу (на иврите дословно — “лицами к лицам”) говорил Всевышний с ними»: лицами — два, к лицам — еще два, итого четыре лица [разных выражений лица]. Пугающее — это Писание, обычное — Мишна, улыбающееся — Талмуд, приветливое — Агада [сказания]. И также сказано (Ялкут Шимони, Итро 286): «“Я — Господь, Всесильный Твой”» — Сказал раби Хама бар Папа: «Показал им Святой, благословен Он, гневное лицо, приветливое лицо и т.д., и сказал им — несмотря на то, что вы видите все эти образы, Я [только Я] — Господь, Всесильный Твой». Подобно этому сказали мудрецы и о речениях (Иерусалимский Талмуд, Недарим, 3:2): «“Нагота жены брата твоего. . .” и “…придет жить с ней” сказаны одним речением». И там же: «“Помни” и “Храни” [субботний день] — одним речением сказаны». Причина этого понятна. Поскольку эти образы не существуют самостоятельно, а созданы для пророческого откровения502, они зависят только от желания Царя, который «скажет — и возникнет», и образы эти обретут бытие и отпечатаются в душе пророка, совершенно независимо от законов материальной природы, которая создана только для материальных тел. Несомненно, ни одно слово Всевышнего не пропадает напрасно, и всякий образ, который Он дает пророку, предназначен, чтобы представлять одно из качеств Всевышнего, благословен Он, или какой-то аспект качества. А когда Всевышний хочет показать ряд аспектов, то открывает пророку ряд образов, которые могут по сути противоречить друг другу, ведь цель — это не сами образы, а та информация, которую извлечет из них пророк.
181.СКАЗАЛА ДУША: Однако с этой точки зрения мне очень тяжело понять написанное (Дварим 4:15): «Ведь вы не видели никакого образа», ведь это противоречит всему, что ты сказал.
182.СКАЗАЛ РАЗУМ: А разве без этого не тяжело, что писание противоречит само себе? В одном месте сказано: «Ведь вы не видели никакого образа», а в другом — «И образ Всевышнего увидит» (Бемидбар 12:8), и еще написано: «Образ в виде человека над ним сверху» (Йехезкель 1:26), и тому подобное.
183.СКАЗАЛА ДУША: Дай же ответ на оба вопроса!
184.СКАЗАЛ РАЗУМ: Написано (Йешаягу 40:25): «“И кому уподобите Меня, чтобы Я был сравним с ним?” — говорит Святой», и также (40:18): «Кому уподобите Всевышнего? Какой образ сравните с Ним?». Главное здесь вот что. Несомненно, Святой, благословен Он, не вводит пророка в заблуждение, напротив, он наделяет его мудростью и открывает ему истину. Показывать образы именно в той сфере, где их надо всячески избегать — разве для Всевышнего это не означало бы дать почву для глубочайшего из заблуждений? Дело, однако, в том, что душа пророка воспринимает истину с полной ясностью. Это происходит так потому, что восприятие пророка, как ты уже слышала, не похоже на обычное восприятие или знание, — это постижение, получаемое им и отпечатанное в нем, так что в знании его есть полная ясность, без тени сомнений. Это знание человек даже не может представить себе своим обычным сознанием. Это значит, что ясно пророку, что именно Господь, благословен Он, открывается ему, и сообщает ему, то, что сообщает. И также ясно пророку, что невозможно видеть Всевышнего, не только обычным видением глаза, но даже и видением души, которое есть постижение и понимание, поскольку невозможно постичь сущность Всевышнего. И ясно пророку, что открывающаяся ему слава Всевышнего создает в нем пророческий образ, из которого он получит знание, которое должен получить. Это и есть смысл сказанного: «И пророкам дам образы»503 (Ошеа 12:11).
Выходит, что истина раскрыта душе пророка с полной ясностью, и нет в ней места для ошибки, поскольку истинное знание, отпечатанное в ней, позволяет познать и эту истину, и не может пророк постичь пророческий образ, если в то же мгновение он не постигнет, что это только пророческий образ, а не сущность Всевышнего. И поэтому, несмотря на то, что сказано: «Пророкам дам образ», постоянно звучит предупреждение: «Какой образ сравните с Ним?», — ведь пророк не увидит образа без того, чтобы не увидеть тут же, что это всего лишь пророческий образ, созданный для понимания пророка, а не собственно образ Всевышнего, поскольку сущность Всевышнего непостижима и не поддается выражению через образы504. Также учитель наш Моше предостерег Израиль (Дварим 4:15): «Ведь вы не видели никакого образа». Ибо там говорится о простой сущности Всевышнего, и Моше говорит людям: «Остерегайтесь изо всех сил, ведь вы уже постигли истину и видели, что нет никакого образа Всевышнего, — напротив, вы видели, что поскольку сущность Его проще любого образа, вы не сможете воспринять Его, если Он не создаст для вас особенные пророческие образы. И хотя формулировка стиха кажется слишком краткой [недостаточной], это не более кратко, чем остальные высказывания писания об этом: “Кому уподобите Меня, чтобы…”, “Какой образ сравните…”. Ведь Моше Рабейну говорил с Израилем, который видел эту истину, и напоминал им то, что они видели своими глазами».
185.СКАЗАЛА ДУША: Ты объяснил, что значит: «Не видели никакого образа», но не объяснил: «Образ Всевышнего увидит».
186.СКАЗАЛ РАЗУМ: Даже этот образ, который возникает в душе пророка, справедливо может быть назван «образом Всевышнего». Ведь для пророка несомненно, что то, что открывается ему в одеждах образа — не что иное как единый Господь, благословен Он и благословенно имя Его. Поэтому пророки могли в полный голос сказать: «Это видение образа славы Всевышнего» (Йехезкель 1:28), «Видел я Всевышнего» (Йешаягу 6:1). Им было ясно, в данном им постижении, что этот образ заново создан открытием им высшей славы, и изображение это — не что иное как путь постижения этого открытия. Чему это подобно? Это как будто видеть другого человека в зеркале505, ведь несмотря на то, что сам этот человек в зеркале не находится, то что видно, это он и только он, видимый в зеркале. И еще следует отсюда: если зеркало будет кривым, то созданный им образ будет искажен соответственно зеркалу. При этом не придет в голову, что видимое тело — это и есть тело того человека. Понятно, что он стоит перед кривым зеркалом, и в глазах всякого глядящего в зеркало возникает данный образ. Так же и в пророчестве: пророк знает, что именно Всевышний — тот, кто открывается ему в этом образе, несмотря на то, что образ этот создан в глазах пророка с помощью его же души506, или с помощью чего-то другого, дающего ему возможность видеть этот образ507. Поэтому этот образ можно справедливо назвать «образом Всевышнего»508, и сказано о нем: «Образ Всевышнего увидит».
187.СКАЗАЛА ДУША: Теперь меня затрудняет другое. Из твоих слов получается, что нет разницы между пророчеством Моше и остальных пророков. Ведь все они видят один и тот же образ и в то же время понимают, что с точки зрения истинной сущности Всевышнего никаких образов быть не может.
188.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сейчас я покажу тебе огромную разницу между пророчествами Моше и других пророков. Другие пророки не могли увидеть в полной мере даже этот, особенный пророческий образ, он возникал перед ними как будто за стенами, или отражаясь в нескольких зеркалах, или в замутненном зеркале. Это объяснили мудрецы: «Какая разница между Моше и другими пророками? Раби Йегуда говорит: все пророки видели через девять зеркал, а Моше — через одно. А мудрецы говорят: все пророки видели в замутненном зеркале, а Моше — в чистом» (Мидраш Раба, Ваикра 1:14). Поскольку даже тот образ, который видели другие пророки, они видели не в полной мере, то не вполне постигали его смысл, а соответственно, и в объяснении не хватало им многого. Это очевидно, ведь Святой, благословен Он, показывает пророку образ для того, чтобы сообщить ему знание, в этом пророческом образе содержащееся; видя образ, пророки постигают идею, содержащуюся во всех деталях образа. И если сам образ не виден пророку в полной мере, то и идею он не может воспринять во всех деталях, но только то немногое, что видно из части образа509. А вот Моше по крайней мере пророческий образ постигал ясно510, и поэтому знание его было совершенным настолько, насколько это возможно для созданного. Моше достиг максимально возможного пророческого знания, однако и он видел только то, что было ему разрешено увидеть, это очевидно.
Я расскажу тебе еще кое-что о пророческом видении. Несмотря на то, что пророки видят пророческий образ, нет необходимости в том, чтобы они видели это видением, подобным материальному зрению, — они видят зрением духовным. Одно и то же можно увидеть и материальным зрением, и душой, свободной от тела, и в обоих случаях объект наблюдения будет идентифицирован, однако способ видения будет разным, в каждом случае соответственно его природе. Душа может увидеть то, что внутри бочки или за стеной, а глазу это недоступно в силу самого способа, которым он видит, ибо глаз видит только то, что может видеть в соответствии с границей, установленной для него Всевышним. Однако саму бочку глаз увидит своим способом и идентифицирует ее как бочку, а душа — своим путем и тоже идентифицирует ее как бочку. Таким образом, пророкам не нужно видеть формы, называемые «лев» или «орел» (см. Йехезкель 10:14) и т.п., так, как увидел бы эти формы материальный глаз; пророки видят духовным зрением, и это очевидно511.
189.СКАЗАЛА ДУША: Все же мне бы хотелось узнать, зачем нужны эти изображения? Разве не было бы достаточно, если бы Святой, благословен Он, сообщил то, что хотел сообщить — знание или будущее — без того, чтобы показывать образы?
190.СКАЗАЛ РАЗУМ: Это я могу объяснить тебе легко и просто. Как мы уже объясняли, Святой, благословен Он, хочет открыться человеку путями, ему, человеку, доступными. Создания самой формой своей указывают на высшие качества и влияния, являются их образами. Поэтому Господь, благословен Он, показывает пророкам свою славу как образы, ей созданные, поскольку всякая форма, существующая внизу — не что иное как образ соответствующего ей качества и влияния на верху. И заметь, ведь это тоже одно из качеств Всевышнего — отображать свойства Его влияний и качеств в формах нижних, так, чтобы формы эти могли дать представление о влияниях[60]. И создал Господь, Благословенный, особый совершенный порядок, согласно которому среди разнообразия форм созданных можно найти примеры для всех аспектов того, что находится наверху и что Всевышний хочет показать нам. Более того, это является причиной всего разнообразия форм созданий, в этом многообразии нет ничего случайного512, но все объясняется в соответствии с этой основой — формы низших созданий создают представления о высших и духовных аспектах. И это связано с возвышенностью высшей славы — что пророк видит высшие аспекты с точки зрения их отношения к самим созданиям513, в которых они отражаются.
Есть в этом еще большая глубина. Порядок и путь, которые избрал Всевышний для отображения аспектов высшего влияния в формах нижних, оказывают огромное влияние на сами эти создания во всех их формах. Например: поскольку Всевышний хотел отобразить Свое наблюдение за всем созданным через форму глаза, есть и у человека глаз. Кроме того, поскольку хотел отобразить качества наблюдения (качество доброты, качество суда и качество милосердия) в цветах — белом, красном и зеленом, то человеческий глаз различает эти цвета. И если бы Всевышний не захотел отобразить эти аспекты таким образом, то были бы у человека другие органы и части тела, это очевидно. И так же со всеми другими свойствами созданных, их качества и их утверждение в одно время одним способом, а в другое — другим создают весь спектр состояний всех созданных объектов, — и все это зависит только от того, как хотел Всевышний отобразить высшие категории в формах созданий. И выходит, что это явление — важнейший источник самих созданий и всего происходящего с ними. Поэтому Господь, благословен Он, показывает свою славу пророку через эти образы, чтобы он постиг качества влияния, и также отображает их в нижних формах, так, чтобы пророк постиг и хорошо понял эффект, который оказывает на нижних воздействие высшего влияния, и все элементы, которые в этом задействованы514.
И выходит, что пророки видят образы огней, больших и малых, восходящих или опускающихся, движущихся или стоящих на месте, и множество образов, подобных образам нижних, которые мы находим в Писании. Пророки видят их духовным зрением, как мы уже объяснили, и посредством этих образов могут размышлять и понимать тайный порядок высшего влияния и управления. Образы указывают на качества в соответствии со смыслом самой картины. Например, форма диска, окружности, у которой нет ни правой стороны, ни левой, ни начала, ни конца, указывает на одно общее провидение, охватывающее каждое наблюдаемое явление одинаково. Прямая форма, обладающая разделением на правую и левую сторону и середину, имеющая голову [верх, начало] и ноги [низ, конец], указывает на ступенчатое, направленное провидение, идущее от верхнего к нижнему, располагающее все наблюдаемое в иерархии; так же и отдельные элементы будут находиться одни справа, другие слева515. Объяснение этому таково: наш низменный мир находится под влиянием общего провидения для его существования по воле Всевышнего, и с точки зрения этого существования нет разницы между разными видами и разными людьми, и одинаково необходимо существование высшего колеса (т.е. небесных тел, космоса) и крошечного комара. Выходит, что Б-жественное провидение охватывает [окружает] все созданное, не делая различий516, и провидение как будто «несет» их всех, и все они поддерживаются его силой. Однако провидение правосудия, которое связано со служением, — это провидение, разделяющееся на множество частных деталей, поскольку Милосердный, благословен Он, взвешивает каждую вещь на весах справедливости, как ко благу, так и к злу, всякую вещь саму по себе, с конкретной причиной, соответствующей ее сути517.
Если Всевышний захочет показать пророку свою великую силу, поддерживающую все сущее, и Свое провидение, охватывающее весь мир в равной степени, не давая ничему остаться без внимания или скрыться от Его всевидящего ока518, Он покажет, как свет, исходящий от Него, окутывает весь мир, подобно небосводу, окутывающему всю землю со всех сторон, и так сказано (Йехезкель 1:22): «И образ над головами животных — небосвод». А когда Он хочет показать Свое правосудие — покажется пророку как царь, сидящий на троне519, и в правой руке Его справедливость, а в левой — правосудие, и все создания предстают перед Его справедливым судом. А если захочет Создатель, благословен Он, показать конкретные силы, поддерживающие мир, одну за другой, подобно тому, что сказали мудрецы (Хагига 12б): «На чем стоит земля? На столбах, а столбы на воде… и все это подвешено в руке Святого, благословен Он», — то покажет пророку множество колес [сфер], одно внутри другого, и каждое верхнее держит находящееся ниже него, а мир в центре всего, а Он, Благословенный, наблюдает за всем и поддерживает все520. А когда захочет показать ступенчатую иерархию сил, следующих одна из другой, где низменный мир следует последним, как мы уже объясняли в другом месте521, то покажет Он пророку множество ступеней, одну ниже другой, и мир в самом низу522. А когда захочет показать степень достоинства созданий, близких к Нему, благословен Он, и далеких от Него, в ступенчатом порядке, или сами качества, в которых Он проявляется, близкие к Его совершенству и удаленные от Него и в большей степени сообразные нижним, — то покажет пророку уровни, находящиеся один внутри другого, как комната внутри комнаты, или как одежда поверх одежды, а низменный мир — самый внешний, внешний по отношению ко всем523.
Более того, все эти видения могут быть показаны одновременно, если захочет Всевышний показать все аспекты, упомянутые нами, и их следствия, всех вместе. И это так несмотря на то, что они противоречат друг другу524, как в примере, приводившемся выше: «Нагота жены брата твоего…» и «…придет жить с ней», а также «помни» и «храни», сказанные одним речением. Поскольку то, что выше природы, не ограничено законами природы. И даже во сне, который тоже подобен пророчеству (как сказали мудрецы: «сон — одна шестидесятая часть пророчества» (Брахот 57б)), происходит это явление. Во сне человек может «увидеть» то, что невозможно увидеть «наяву», картины во сне меняются мгновенно, и человек не замечает, как происходит их смена. Можно увидеть человека во сне и думать, что это Реувен, а через мгновение считать, что то, что он видит, — дом или камень. Другими словами, возникают соединения [сочетания], невозможные для физического зрения. Тем более это относится к пророчеству, которое вообще за пределами природы. Святой, благословен Он, пошлет пророку любой образ, какой только захочет[61], как мы уже объяснили выше525.
191.СКАЗАЛА ДУША: Твои слова дали ответ на многое. И теперь, прежде чем мы завершим наш диалог, хочу задать тебе небольшой вопрос, ответ на который не так уж необходим, но мне было бы приятно его услышать.
192.СКАЗАЛ РАЗУМ: Спрашивай.
494Поскольку пророк постигает качество, которым правит Всевышний, во всех деталях, он само собой понимает все события, которым предстоит произойти, как следствия, вызываемые этим качеством во всех его деталях.
495Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (3:5:2): «Все пророки, кроме Моше, пророчествовали посредством видений и снов, как сказано: “В видении ему сообщу, во сне буду говорить (с ним)”. Это значит, что Всевышний использует сон, законы которого уже есть в природе человека, как средство для передачи пророчеств пророкам, но не значит, что пророчество и сон — это одно и то же; просто сон — подходящее средство для пророчества. А то, что сказали мудрецы: “Сон — одна шестидесятая часть пророчества”, значит только то, что сон содержит в себе информацию в более высокой (сложной) форме, чем обычно свойственная человеку согласно устройству его разума» (т.е. во сне человек может видеть образы, которые не может увидеть наяву; например, во сне он может находиться в месте, наделенном признаками двух разных городов, или увидеть человека, наделенного признаками двух разных людей, и это не вызовет у него недоумения).
496Пророк получает законченные знания, которые отпечатываются в его разуме.
497В книге «Путь Всевышнего» объясняется явление руах а-кодеш (дух святости, ступень, предшествующая пророчеству). Там сказано, что знания, полученные этим путем, не должны проходить путь осмысления, а приходят в готовом виде, с ясностью большей, чем может прояснить и подтвердить разум. Цитата: «…И еще постановил (Всевышний), что будет существовать у него (человека) форма осознания, которая намного выше обычной (т.е. осознания посредством разума), и это осознание, посланное (свыше), т.е. на него будет излито Всевышним влияние с помощью некого средства, приготовленного для этого, и когда оно достигнет разума, то установит в нем знание некоего предмета — с полной ясностью и безошибочное, и знание предмета будет совершенным, включая все причины и следствия, каждая вещь на своей ступени. Это явление называется руах а-кодеш (дух святости). Таким образом человек может постичь понятие, относящееся к обычной природе разума, однако с большей ясностью, либо постичь понятие, выходящее за пределы обычной природы разума, включая будущее и тайны».
498Использование разумных доказательств.
499Поскольку объяснение — это тоже часть пророчества. См. далее в п. 190 объяснение, почему тогда необходимо пророческое видение и недостаточно только сведений, заключенных в его объяснении.
500Можно сказать, что вместе с аллегориями качеств сразу открывается их объяснение — чтобы не было места для заблуждения, будто аллегория эта и есть изображение одного из свойств Всевышнего (не дай Б-г!). Поэтому сразу открывается пророку, что видение лишь учит его пониманию одного из качеств правления Всевышнего, и в образах, отражающих действия Всевышнего, нет места для ошибки.
501См. там в книге Рамбама. Он приводит как примеры понятных образов, описывающих действия, пророческое видение лестницы Яакова, «переполненную» кастрюлю и свиток Йехезкеля, меру Захарии, — когда в самих образах содержится и их объяснение. А с другой стороны, в части пророчеств Йехезкеля и Захарии приводятся образы без их объяснения, см. там.
502Образы, которые видит пророк, — это специально созданные Всевышним пути, чтобы с их помощью показывать пророку образы своего правления, поэтому их сущность и свойства соответствуют этой цели. Поэтому можно постичь две противоположности в одном явлении, если это необходимо для пророчества, как объясняется далее. (В книге «Клах Питхей Хохма», врата 7—8, сказано, что видения пророка — это не просто образы, служащие для более полного объяснения явления, а формы раскрытия высшего света, и см. прим. [61].)
503В качестве части пророчества открывается пророку, что он видит не саму славу Всевышнего, а образ, источником которого является слава Всевышнего. Сосуд для получения пророчества в душе пророка называется «рука пророков».
504Далек от всякой возможности уподобления и описания.
505Т.е. зеркало из полированного стекла (т.е. высокого качества).
506Душа пророка — это и есть зеркало, принимающее пророческие видения. В зависимости от ее чистоты и прозрачности она может быть зеркалом более или менее точным.
507Высшие корни (источники), являющиеся причиной видения пророческих образов.
508Поскольку видимое в зеркале называется «изображением» и поскольку оно выражает пути Всевышнего, называется это «изображением Всевышнего».
509В числе того «немногого», что открывается им в пророческом видении, поймут в той же степени и объяснение, относящееся к этому частичному открытию. Ведь уже объяснялось (п. 180), что понимание объяснения — это часть переданного пророческого откровения.
510Безусловно, и Моше тоже постигал не сущность Всевышнего, а только пророческий образ. Однако его он постигал в совершенстве и с полным пониманием, поскольку видел образ в совершенстве.
511Пророк видит духовным зрением духовные корни льва, из которых возникает материальный образ льва во всех его деталях.
512Т.е. случайно.
513Пророк не может постичь собственно качества Всевышнего, он их постигает только в той мере, в которой это касается созданных — т.е. постольку, поскольку они являются источниками созданных и происходящих с ними событий. (Так сказано в «Клах Питхей Хохма», продолжение цитаты из прим. [60]): «Нет у человека силы, позволяющей ему постичь высший свет, но только в том (он его постигает), как он относятся к нему, в той мере, в которой он является источником форм (нижних)…и поэтому не могут постичь его (люди), но только в малхут, который играет роль изображения», поскольку качество малхут — корень созданных (см. прим. [60]).
514Вывод: простое объяснение, приведенное выше, говорит, что пророк видит изображения созданий, которые своими формами и качествами намекают на высшее правление. Однако более глубокое объяснение заключается в том, что они не просто намекают; но сами качества Всевышнего образуют и устанавливают формы и свойства созданий во всех их деталях. Поэтому посредством пророческих образов и их объяснений пророк постигает соотношение между качествами Всевышнего и созданиями — каким образом создания во всех деталях возникают из качеств Всевышнего, и как возникает из них то, что происходит в нижних мирах. Он также постигает внутренний смысл Творения, которое создано в такой форме, чтобы служить выражением многообразия путей правления Всевышнего.
515Закон и милосердие.
516Общее провидение поддерживает существование мира, поскольку он и создания необходимы для цели Творения — ради того, чтобы служащие Всевышнему могли пользоваться ими для служения. Поэтому их существование поддерживается не в заслугу их поступков, а в силу их необходимости для цели Творения. С этой точки зрения не важна разница между разными видами и разными людьми, поскольку все они получают поддерживающее их влияние вне зависимости от собственной важности, и ничтожное создание получает поддержку в той же мере, как и находящееся на очень высокой ступени. На это свойство указывает окружность, у которой нельзя различить верх и низ, т.е. нет иерархии, и неразличимы правая и левая сторона, т.е. нет заслуги и вины. Всевышний дает им существование Своим общим провидением, и они поддерживаются Его силой ради цели, а не в силу их поступков.
517Рабейну называет непосредственное провидение (см. выше: частное, ступенчатое, конкретизированное провидение) — справедливым провидением, поскольку оно следит за тем, кто служит Всевышнему, с тем чтобы управлять им по делам его в соответствии с точным судом. Поэтому у него (этого провидения) вертикальная форма (прямая форма, вид столба), у которой есть верх и низ, и это значит, что провидение это наблюдает и влияет в соответствии с уровнем служащего Всевышнему. И есть у него правая и левая сторона, указывающие на провидение в соответствии с заслугой или виной.
518Общим провидением Всевышний тоже следит за всеми созданиями — «человек не укроется и нет скрытого от глаз Его провидения», однако Он не наблюдает за людьми и не направляет происходящие с ними события в соответствии с деталями закона, а делает это только на общей основе, исходя из необходимости существования мира. Эту идею демонстрирует свет, охватывающий все и содержащий все в себе.
519Образ царя, сидящего на троне, который видит пророк, соответствует упомянутой выше вертикальной форме, которая намекает на иерархию (голова, ноги и т.д.) и правую и левую стороны — т.е. отображает правление правосудия во всех деталях. См. выше в п. 80: все органы человека отображают непосредственное провидение; уши — это то, что Всевышний слышит наши молитвы, и так все органы намекают на различные элементы правления правосудия.
520Согласно этой картине, внешнее важнее внутреннего, поскольку внешнее — причина, приводящая к его появлению и поддерживающая его существование, см. прим. 523, где объясняется смысл обратной картины.
521В начале п. 158.
522Например: возникновение материальности из духовных корней, которые находятся на более высокой ступени, пророк увидит как цепь, спускающуюся сверху вниз.
523В этой картине внутренний — важнее и более близок к конечной цели, а внешний — это его инструмент (средство), как одежда.
524Например, образ общего провидения (круглая форма) отличается и противоречит образу непосредственного провидения (вертикальная форма), однако поскольку их действие сплетено вместе, пророк их видит одновременно, и так же одновременно он видит образы других правлений.
525В конце п. 180.
[60]Это качество — сфирамалхут (царство). Это корень созданных (как сказано в п. 158 и прим. [41]), оно определяет формы и свойства созданных — так, чтобы они во всех деталях были аналогиями образов правления Всевышнего. Поэтому малхут — источник пророчества, так как посредством этой аналогии пророк уподобляет форму ее источнику (т.е. образу правления Всевышнего). Так сказано в «Клах Питхей Хохма»: Малхут называется «изображением» Всевышнего, поскольку он (малхут) является причиной уподобления, упомянутого нами при рассмотрении сфирот, — поскольку он корень нижних и всех их состояний, и там (в сфиреМалхут) заложено это явление — что законы будут видны в формах нижних, хотя там эти формы духовные, ведь все выстроено по ступеням… и оттуда потом приходят в материю.
[61]Рабейну подробно объясняет тему пророческих видений, поскольку с их помощью объясняются притчи и образы истинной мудрости (Каббалы), которые не случайны, а являются объяснением пророческих видений. Так говорит Рабейну в «Маамар а-Викуах»: «Так я говорю тебе: что в целом видение высшей славы посредством пророческих образов — это все древо сфирот и парцуфим (лиц), и то, что опустили в своих объяснениях пророки, объяснили мудрецы. Пророк, которому Всевышний покажет свою колесницу (см. начало книги Йехезкеля), увидит все упомянутое в словах Рашби и все, что сказали объясняющие его слова. Поэтому разъяснения этой мудрости (Каббалы) — не просто притчи, а истина, то есть все то, видели пророки в видениях высшей славы и ее колесницы. Несмотря на то, что известно нам, что все, что видели пророки — это воображение, и они сами знали это, как сказано: “Кому уподобите Меня…”, однако (существует) необходимость знания всех этих пророческих видений… Эти видения сообщают видящим их пророкам и мудрецам понимающим пророчества все порядки и законы правления». Сначала Рабейну сказал: «не просто притчи», а затем: «однако (существует) необходимость знания всех этих видений». Рабейну хотел сказать, что поскольку сама суть правления Всевышнего непостижима, как сказано: «Ведь вы не видели никакого образа», то по отношению к ней все видения пророков не более, чем притча — «образ Всевышнего увидит». Однако по отношению к пророку это свет, который освещает его душу, посредством которого образ правления Всевышнего и Его качества отражаются в душе пророка. То же самое относится к образам Каббалы, которые выражают видения пророков, часть из которых объясняется в этом пункте. Глубокое объяснение этого найдешь в книге «Клах Питхей Хохма».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.