Из цикла «Даат Твунот», темы: Исправление, Цель творения, Сотворение мира, РАМХАЛЬ, Даат твунот, Добро и Зло
128.CКАЗАЛ РАЗУМ: Для того, кто смотрит невооруженным глазом, разные аспекты создания кажутся в начале разрозненными и несвязными, т.е. не связанными единой целью, а имеющими свои, отдельные цели, достигаемые самостоятельно, без связи с другими аспектами. Ведь есть так много видов неживой природы, растений и животных, и нет между ними связи и отношений, из-за которых они бы нуждались в помощи друг друга и объединялись бы общей целью. Как будто создание каждого имело свою, отдельную цель, и ей подчинены все его аспекты. Безусловно, вместе с тем во всей природе просматривается упорядоченная иерархия. Любой, кто задастся целью исследовать сущность разных созданий, обнаружит четкую градацию, начинающуюся на небесах и спускающуюся до земли. И если рассмотреть все виды, то окажется, что все они расположены один вслед за другим в четко упорядоченной иерархии.
Тот, кто углубится в мудрость, откроет, что все создания связаны друг с другом неразрывной связью, что все они необходимы для реализации смысла Творения, заложенного в него высшей мудростью, и все они объединены общей целью. Условия достижения этой цели многочисленны и связаны очень глубоким порядком — это, собственно, и есть все многочисленные части Творения. Поэтому все они соотносятся друг с другом в порядке, установленном высшим замыслом, и все вместе дадут прекрасный плод, достойный быть результатом всего Творения267. И идея эта очень глубокая, так как мудрость, необходимая здесь, широка до бесконечности — знать роль всех сущих и их участие в достижении общей цели. И сказали мудрецы (Авот, конец главы 6): «Все, что создал Святой, благословен Он, в Своем мире — создал для славы своей». Необходимо, однако, понять сущность этой славы, поскольку и это — понятие новое, как и остальные нарицательные имена, относимые к Творцу268. И когда поймешь это имя269, то можешь понять и роль каждого создания в восполнении этой славы: почему каждое из них необходимо для ее восполнения и как все они объединяются этой целью270. А пока нам достаточно знать общее правило — что все элементы Творения, без сомнения, связаны между собой и объединены общей целью. Следовательно, настоящий смысл их раскрывается не в обособленном существовании каждого согласно его природе, а в их связях друг с другом и объединении для достижения общей цели. И только в этом их восполнение, так как это именно то, что необходимо для достижения цели, ради которой они созданы, — той всеобщей цели, которую мы уже упоминали.
И заметь, что даже в действии (т.е. в объектах Творения, а не в его законах) зло проявляется в мире только в отдельных составляющих, до того, как они объединены в нечто целое, и нет совершенной вещи, в которой присутствовало бы зло271. И это безусловно так, поскольку известно нам, что все сделанное Творцом хорошо, а всякий видимый недостаток любого из элементов восполняется другим элементом, для этого предназначенным. И недостаток существовал только потому, что не были выполнены все условия восполнения предмета, в котором он присутствовал, если же все условия выполнить, то останется только добро. И само действие подтвердит верность этого положения. А в конце концов подтвердится это по отношению к всеобщему действу — всему круговороту нашего мира.272 Тогда осуществится обещанное (Йешаягу 12:1): «Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня». Тогда будут завершены все части действа, и окажется оно только истиным добром. И поэтому следует сказать, что сначала Святой, благословен Он, приготовил природу такой, как мы объяснили — все виды в соответствии с их сущностью, каждый сам по себе, согласно иерархии. И в таком состоянии существуют смерть и ущерб, поскольку ущерб находится в каждом виде по отдельности, в соответствии с их сущностью. А их соединение вместе и объединение общей целью является исправлением для всех, поскольку таким образом они выходят из-под власти зла и избавляются от него. И мы уже упоминали этот момент: «Все, что создал Святой, благословен Он — создал для славы своей»273. А слава в том, чтобы Всевышний возрадовался всем творениям своих рук, и тогда Он как будто «сможет» одарить их своим добром274. И все правление Его направлено только на то, чтобы привести все к полному исправлению, так чтобы зло перестало существовать. Но плод этот появится только как результат соединения всех действий275. И выходит, что когда разные виды существуют сами по себе, вне связи друг с другом, то существуют смерть, унижение и ущерб, а в их соединении коренится исправление и избавление от зла.
129.СКАЗАЛА ДУША: Слова твои ясны и понятны сердцу. Но ты все еще не объяснил важность Израиля, как обещал, и пока я не вижу связи с этой темой.
130.СКАЗАЛ РАЗУМ: Я уже объяснил смысл изменений, происходящих во влиянии Всевышнего на этот мир276, которые, в свою очередь, вызывают изменение следствий, т.е. событий, происходящих в мире. Однако первопричина всего этого и смысл изменений во влиянии связаны с Израилем, и сейчас я объясню это. Святой, благословен Он, относится к Израилю, как отец к сыну, как мужчина к жене своей юности, т.е. к нам обращены все Его желания, как сказано (Песнь Песней 7:11): «Я для друга моего, и ко мне [обращено] его желание», и также (Псалмы 40:6): «Чудеса Твои и замыслы — для нас», и также сказано (Ваикра 26:9): «И обратился к вам… и умножил вас». Это значит, что Святой, благословен Он, как будто жаждет насладиться созданием и радоваться ему, как сказано (Псалмы 104:31): «Возрадуется Всевышний делам своим». И когда Он в самом деле обращается к ним, то из-за любви к ним и радости, которую они Ему доставляют, Он как будто думает о них, и не перестает нести им благо, и умножать их, и постоянно обновлять для них Свое добро, влияя на них по-разному, но всегда самым подходящим образом для их исправления и блага, как отец, обращающийся с любовью к своему сыну. И главное из всех созданий — Израиль, поскольку их жаждет Создатель, как сказано в «Песни Песней»: «Я для друга моего, и ко мне его желание», а остальные создания зависят от них277. Потому что если обратится Всевышний к Израилю с любовью, то постоянно будет обновлять блага, одно за другим, для всего мира, блага истинные и совершенные278.
Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано (Берейшит 6:6): «И опечалился в сердце», поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние и исчезает успех[27*]. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это — причина всякого прекращения влияния.
И знай, что на самом деле предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и злодеев278*. И учат нас этому мудрецы в Мидраше (Берейшит Раба 3:10): «В начале создания мира предвидел Святой, благословен Он, деяния праведников и дела злодеев». И так сказали [мудрецы] (Берейшит Раба 8:4): «Что сделал Святой, благословен Он? Отдалил от себя пути злодеев, взял в помощники милосердие, и так сотворил мир». Это значит, что все создание мира было основано на предвидении будущего, поскольку знал Всевышний все, что должно произойти, и готовил порядок, необходимый для всех будущих событий. И когда предвидел деяния праведников — радовался, и родился из этого порядок доброго влияния. А от предвидения дел злодеев родилось отсутствие влияния и разрушение. С тех пор это стало законом управления. Поскольку деяния праведных вызывают радость Его, благословен Он, и это источник всех благ, а дела злодеев как будто печалят Его сердце, а это — источник всех зол.
Заметь: если бы Господь, благословен Он оказывал влияние на мир в соответствии с делами злодеев279, мир не смог бы существовать280. Однако Он, оттолкнул дела злодеев которые не вечны, а обречены исчезновение и связал Свое влияние с делами праведных, им уготовано существовать вечно, и силой этих дел Творец создал мир и поддерживает его. И еще установил Создатель закон, в силу которого добро неизбежно побеждает, вплоть до полного исчезновения зла из мира.
И выходит, что на самом деле весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Всевышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них281. Таким образом, Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него. И сейчас мы больше не будем углубляться в эту тему. Нам необходимо знать то, что мы уже упомянули в начале: от того, что Он, благословенный, обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же — от того, что Он отворачивается от них.
И это, собственно говоря, все, что нам нужно знать о создании зла. Теперь же объясним порядок, который установил Господь, благословен Он, для его исправления и удаления из Творения, дабы исправить все сущее, вплоть до полного исправления, которое произойдет в будущем.
Прежде всего необходимо знать, что несмотря на то, что Всевышний создал возможность разрушений в мире, Он сделал это не для того, чтобы сохранить их навсегда, а, напротив, для того, чтобы очистить от них мир и привести его к полному исправлению. И потому постановил Всевышний, что разрушение не будет приводить к полному прекращению существования объекта, не оставив о нем даже памяти, а будет таким, чтобы его можно было исправить; таким, чтобы даже разрушенное создание смогло существовать до тех пор, пока не вернется в прежнее состояние, как выздоровевший больной282. И ты увидишь истинность этого во всем происходящем в мире. Разрушение не способно уничтожить добро, но может только повредить ему, затем же разрушение исчезает, а добро возвращается в прежнее состояние. Даже смерть, самое глубокое из всех разрушений в мире, не является окончательной, ведь существует воскрешение мертвых. Несмотря на то, что тело возвращается в прах, луз (небольшая кость в затылке) сохраняется в любом случае (см. Ваикра Раба 18:1) для того, чтобы из него восстановилось все тело. И тем более то, что не так глубоко, как смерть, является не полным уничтожением, а разрушением, которое можно исправить.
Так и Израиль в изгнании опускается до состояния праха, как сказано про него (Эйха 3:6): «Во тьме оставил меня, как умерших навеки». И вместе с тем написано (Ваикра 26:44): «И несмотря на это, когда будут они в земле врагов своих, не станут Мне отвратительны и не отвернусь от них окончательно»[28], и написано также (Малахи 3:6): «Потому что Я, Всевышний, не изменяю[29], и вы, сыновья Яакова, не исчезнете». Это значит, что Святой, благословен Он, никогда не разочаровывается в творениях своих рук отвергая их от себя. И хотя Творец допускает их порчу, это не значит, что Он оставляет их совсем, оттолкнув двумя руками. Он лишь допускает, чтобы они терпели лишения, поскольку известно Ему, что в конце концов это пойдет им только на пользу. Поэтому Он всегда поддерживает их существование, хотя и закаляет в горниле испытаний многочисленными и тяжелыми страданиями. А потом они снова распустятся, подобно лозе, и зацветут, как земля, дающая всходы, и как сад, взращивающий свои семена[30]. А доказательством этому могут послужить сами семена, которые разрушаются в земле, но не исчезают бесследно, а снова прорастают из праха. Следовательно, Господь, благословен Он, не создал для своих творений полного уничтожения, а создал только разрушение, которое можно исправить. Это то, о чем мы уже говорили раньше: что Создатель не отождествляет имя своего совершенства[31] с уничтожением и злом. Напротив, свойство совершенства — поддерживать все хорошее, и даже при всех недостатках, которые есть во время разрушений, Он не покидает их, простираясь[32] над ними, дабы поддержать добро, чтобы оно не прекратило свое существование.
И это наглядно видно на примере человека, в соответствии с тем, что мы объясняли выше, проводя параллель между состояниями человека и отношением Всевышнего к миру. Когда человек умирает, душа оставляет его, а тело, становясь прахом, возвращается в землю, как это было изначально. И параллель ясна: ведь человек, с одной стороны, построен из тьмы телесности — темное тело, возникшее от сокрытия лица Его, благословен Он, как мы объясняли283, а с другой стороны — из духа, оживляющего и очищающего тело, и дух этот — порождение света лица Всевышнего, которому предназначено восполнить недостатки созданий. Пока Всевышний относится к человеку в соответствии с этим порядком, человек живет в этом мире. Однако когда Творец отвернет от него свой свет, оставив только тьму, которая заложена в природе человека, — тогда душа покинет тело, и тело останется подобным мертвому камню, а затем и вообще рассыплется из-за того, что Всевышний отвернул от него Свое лицо. Об этом написано так (Псалмы 104:29): «Когда сокроешь лицо Свое от них, придут они в ужас, заберешь дух их — погибнут и в прах вернутся». Однако поскольку Создатель, благословен Он, не скроет лицо своей доброты навсегда (ибо некий отблеск Его света будет проникать в тьму сокрытия все время, пока существует мир), то и тело также не прекратит свое существование совершенно, и душа не покинет его окончательно. Вот какое знание получили [от предыдущих поколений] наши мудрецы: вместе с костями в могиле остается некая жизненность, названная мудрецами «дух кости», и он поддерживает мертвых для будущего воскрешения, так, чтобы восстав, не оказались они новыми созданиями, но теми, которые однажды уже жили и умерли. И сказано об этом у пророка Йешаягу (58:11): «И напоит твою душу во время жажды, и укрепит кости твои».
131.СКАЗАЛА ДУША: То, что ты говоришь, очевидно; ведь в самом деле, не может быть такого, чтобы Создатель стал презирать деяние рук своих! Он сохранит все доброе, а зло удалит в круговороте событий.
132.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь обратимся к порядку исправления мира284. Как ты уже слышала, в начале, когда создал Всевышний влияние, необходимое для существования природы, а прекращению этого влияния еще только предстояло возникнуть285, — уже тогда Его истинным намерением было, чтобы влияние это не было вечным и прекратилось со временем286. Мы уже объясняли это287. Однако при создании исправленного влияния, которое будет вечным288 и породит следствия, необходимые для мира, истинным намерением Творца было отдалить от него уже существующее зло. Как ты видишь, это намерение противоположно первому289. И то, что Творец перевернул Свое намерение и пожелал приносить и поддерживать добро, и защищать добро от зла — основа для существования такого явления, как исправление Творения.
И создал Господь, благословен Он, все качества и ступени этого влияния, каждую ступень с соответствующим ей исправлением, и единственное Его намерение — на каждой ступени порождать только добро и удалять с нее зло, то есть то отрицание, которому изначально предопределено падение, и так на каждой из ступеней290. Таким образом Творец постепенно подготовил все ступени своего влияния. И на каждой из ступеней необходимо было сделать одно и то же, а именно: а) перевернуть намерение, обратив его к одному только исправлению — порождению созданий; б) отдалить от данной ступени уже существующее «прекращение», дабы оно не уничтожило влияние снова291. Однако полностью уничтожить зло Всевышний тоже не собирался, но только отдалить его так, чтобы оно существовало все время, пока будет необходимо для созданий. И поддержание зла происходит только силой Всевышнего, благословен Он, поскольку Он один создает добро и зло, просто просто поддержка зла — это явление более низкое относительно Его влияния и провидения292.
И выходит, что прежде всего упорядочил Всевышний все ступени своего влияния в соответствии с тем, что необходимо для существования мира, ступень за ступенью, а затем соотнес с этим создание зла во всех его деталях и аспектах293. Зло содержит в себе все детали, параллельные положительному влиянию, поскольку для каждого компонента положительного влияния создана и его «отмена». И от каждой из частей положительного влияния отдалена ее отмена294, но не уничтожена совершенно. Вместе с тем все виды отмены, относящиеся ко всем компонентам положительного влияния, по сути являются одним и тем же — общим злом295. И любое зло соотносится только с самым низким уровнем каждого из компонентов влияния Всевышнего. Поэтому, например, когда исправляется высшая ступень влияния Творца, благословен Он, то его отмена изолируется и удаляется от него, и хотя и не уничтожается совсем, но может осуществиться только на самом низком уровне, соотносимом с этим влиянием. Когда, в свою очередь, исправляется вторая ступень, то отдаляется и ее отмена, и все ее существование остается возможным только в самом низу. Однако поскольку сама вторая ступень по сути своей ниже, чем высшая, то зло на этой ступени ближе к осуществлению, чем на высшей ступени296. А на третьей ступени — еще ближе, и так далее, до самой последней из ступеней297.
Поэтому скажем так: как только захотел Святой, благословен Он, исправить влияние совершенно, упорядочил добро и зло, каждое в особом порядке. И порядок добра постепенно исправляется, ступень за ступенью, а зло с начала исправления находится в подвешенном состоянии298, пока не опустится на самую низкую ступень, где окажется весь порядок зла со всеми его деталями. Ведь с самого начала существовало намерение принизить существование зла таким образом, чтобы не было его нигде, кроме самой нижней ступени создания. И само принижение зла — это одно из величайших исправлений, которое уже есть в мире, поскольку благодаря этому добро всегда на порядок сильнее зла299. И ради этого в самом начале установления порядков Всевышний отставил порядок добра в одну сторону — чтобы исправить его, а порядок зла — в другую сторону, чтобы принизить его, ступень за ступенью. Потому что по мере исправления порядка добра порядок зла опускается все ниже и ниже, и когда порядок добра достигнет совершенства, зло окажется уничтоженным окончательно, а мир будет исправлен как следует. И это дает нам возможность понять фразу «наполнюсь ее разрушением», сказанную Йехезкелем (26:2), которую упомянули мудрецы наши (Мегила 6а)300. В этом — общий смысл служения человека, поскольку Всевышний создал добро и зло, и принижение зла зависит только от усиления добра, или наоборот, упаси Господь! И Святой, благословен Он, указал нам те действия, которые усиливают добро и из которых само собой следует принижение зла и всех его порядков, в результате чего мир будет совершенно исправлен.
133.СКАЗАЛА ДУША: Слова твои ясны мне, и порядок этот, основанный на глубокой мудрости, помогает понять качества Всевышнего, благословен Он, так чтобы происходящее в мире не выглядело случайностью301, а было понятно, что все устроено в глубокой мудрости ради достижения совершенной цели.
267Когда мы различаем в Творении определенную иерархию, то уже в этом узнаем мудрость Всевышнего. Однако тот, кто углубится в мудрость, узнает, что все части Творения связаны друг с другом и все вместе они ведут к единой цели — раскрытию славы Всевышнего. Даже зло и недостатки приводят к исправлению, когда знают свое место и роль в соединении всех частей Творения. Все разрушения происходят из-за незнания единства Творения, из-за того, что люди видят лишь отдельные части, которые иногда как будто противоречат друг другу, как будет объяснено далее. Сокрытие всеобщей связи и единства всех частей Творения — это и есть недостаток совершенства, который порождает уничтожение, упомянутое в конце п. 126.
268Выше (в п. 46) объяснено, что все нарицательные имена характеризуют отношение Всевышнего к созданным, и имена эти сотворены ради них, а не являются свойствами самого Всевышнего. Кроме того, объяснено выше (п. 48), что почет, который Всевышний получает от созданий, не нужен Ему, благословен Он. Просто после того, как Он ради нас создал и открыл нам это желание, с нашей стороны появилась возможность исполнить его соблюдением Торы и заповедей.
269Смысл славы подробно объяснен далее, в п. 160.
270Как сказали мудрецы: «Все, что создал…создал только для славы Своей, как сказано: “все называется…и для славы Моей создал”». Другими словами, все созданное появилось только для славы Его. И когда поймем глубину понятия «слава», поймем и особенную долю и роль всех созданных в восполнении славы небес.
271Ранее объяснялось, что на своем месте в Творении — т.е. внутри чудесного механизма — зло служит доброй цели, поскольку оно дает возможность праведному возвыситься, победив зло и выбрав добро: «Его предназначение — быть побежденным, а не победить». Как сказано в Геморе (Баба Батра 16а): «Намерения Сатана и Пнины были ради неба» (т.е. с благой целью; о том, кто такая Пнина, см. Шмуэль 1). Однако когда человек вырывает зло с отведенного ему места, и видит в нем самостоятельную ценность, и хочет получить от него любую другую, дополнительную пользу — тогда оно превращается в чистое зло и смерть.
272Из суммы всех действий — «всеобщего действа», производимого на протяжении всего существования мира, т.е. «мирового круговорота», откроется, что все части мира и все происходящие события внесли вклад в восполнение Творения, включая также и зло, поэтому мы будем признательны и за то, что «гневался на меня».
273Зло, находясь на отведенном ему месте, тоже служит славе Всевышнего. На человека возложено привести все Творение к славе Всевышнего, установив своим служением все составляющие Творения на отведенные им места, т.е. использовать все для выполнения воли Всевышнего. Посредством этого человек «возвышается, и мир возвышается вместе с ним» («Путь праведных», часть1).
274См. прим. [19].
275Во время всеобщего исправления, когда откроется совершенство Творения посредством соединения всех событий. См. в конце п. 170.
276В путях и законах правления Всевышнего.
277Ядро, вокруг которого все Творение объединяется в стремлении к единой цели — Израиль, поскольку Израиль — носитель славы Всевышнего, и все устремления правления и освещения лица Всевышнего сосредоточены на нем. Назначение всех других частей Творения — служить ему инструментом для выполнения его задачи. Поэтому познание чудесного порядка Творения, в котором каждая деталь находит свое место для блага, связано с познанием достоинства Израиля как центра и основы Творения.
278Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (2:4:9): «Однако с поступками Израиля связал Всевышний исправление всего Творения и его возвышение, и как бы подчинил Свое правление их делам: светить и нести изобилие или скрываться и отстраняться, в зависимости от их поступков. Дела же других народов не прибавят и не убавят ничего в состоянии Творения и в раскрытии Всевышнего или Его сокрытии, хотя и принесут вред или пользу им самим» и т.д. Это значит, что излияние добра Всевышнего всему миру зависит только от действий Израиля. Поэтому с ними связана слава Всевышнего, она возносится, когда добро Всевышнего изливается на всех созданных Им, поскольку именно таково Его желание (как объяснялось в конце п. 128).
278*Всевышний управляет Творением в соответствии с поступками людей, т.е. с пробуждением снизу. Однако с самого начала Творения приготовлены все пути добра и зла, соответственно поступкам, которым только предстоит свершиться. Это и есть «ожидание» (предвидение) дел праведных и злодеев, в соответствии с которыми создано Творение и установлены пути исправления и разрушения, для того, чтобы приготовить все возможности для обладающего свободой выбора человека.
279если бы.
280Если бы Всевышний дал поступкам злодеев ту же силу и влияние как и поступкам праведных, мир не мог бы существовать. Поэтому «отделил пути злодеев» — т.е. ослабил силу влияния и установил злу закон, что его влияние будет ограничено, существование его будет временным и оно исчезнет из-за усиления добра, чтобы показать силу единства Всевышнего в победе добра и совершенства.
281В начале Творения было установлено так, чтобы все рамки и законы действовали соответственно поступкам сынов Израиля. Их добрые поступки приводят к освещению лица Всевышнего и приносят благо Израилю, а через него — всему миру. Но и наоборот, не дай Б-г. Это заключено в словах мудрецов: «“в начале”. В оригинале возможно прочтение: “ради начала” — ради Израиля, называемого первыми (главными) плодами», см. комментарий Раши на начало «Берейшит».
282Начало исправления в том, что Всевышний ограничил возможность зла разрушать, и даже среди разрушений сохранил искру добра и святости, с которой сможет начаться исправление, развиваясь и усиливаясь.
283Ранее, в п. 70.
284Здесь Рабейну объясняет, что в начале Творения для человека была приготовлена возможность исправить себя и все Творение, однако еще раньше была приготовлена возможность существования и развития зла.
285Поскольку изначально установлено, что первое Творение в будущем прекратит свое существование из-за разрушительной работы зла, а затем вновь возродится для вечного существования.
286Другими словами, для того, чтобы существовала возможность разрушения Творения посредством зла, Творение изначально не было создано совершенным, т.к. прекратить свое существование может только несовершенное создание, как объяснялось ранее (начало п. 118): «Несмотря на то, что Всевышний привнес в мир…».
287В п. 118.
288Просуществует все то время, которое установлено для служения, и зло не возобладает над ним все это время.
289Первоначальным намерением было создать зло, обладающее разрушительной силой. Началом исправления было кардинальное изменение намерения, т.е. новым намерением стало отдалить зло от разных частей Творения, в которых оно было замешано, чтобы спасти их от уничтожения, как будет объяснено далее.
290После того, как зло утвердилось на всех ступенях, оно удаляется с них, ступень за ступенью.
291После того, как зло утвердилось на всех ступенях и привело к их отрицанию, намерение изменилось на противоположное: во-первых, распространить влияние существования на всех ступенях; во-вторых, отдалить от них зло, чтобы они не прекратили свое существование вновь, когда зло усилится.
292Зло не удалено совсем, просто его сущность принижена, оно отдалено до последней ступени и воля проявленая для его осуществления относительно слаба и низка.
293У всякой ступени есть зло, относящееся к ней; иными словами, злу дана возможность существовать на этой ступени.
294После того, как на всех ступенях возникла возможность уничтожения и появилось зло, оно начинает удаляться с них, ступень за ступенью.
295Зло существует параллельно всем ступеням, поскольку сначала оно существовало на всех ступенях, однако все части зла «по сути являются одним и тем же — общим злом», которое происходит из-за сокрытия лица, и после того, как оно было принижено, оно существует только на самой нижней ступени — как порождение самого слабого, последнего уровня влияния (см. выше, п. 108).
296Другими словами, на второй ступени зло ближе к реализации, чем на первой, т.к. от первой ступени оно удалено дальше, а на третьей ближе, чем на второй, и т.д. Поэтому все, что ближе к последней ступени, на которой зло остается постоянно, более подвержено его влиянию.
297Итог. Сначала зло присутствовало на всех ступенях, даже на самых высоких, поскольку «одно напротив другого сделал Всесильный», и зло было в силах уничтожить эти ступени. Началом исправления было отдаление зла и понижение его со ступени на ступень, до тех пор, пока оно не осталось только на самой нижней ступени. Это и есть приготовления, сделанные в самом начале Творения для того, чтобы создать возможность выбора и служения. Следовательно, мы учим, что, с одной стороны, зло принижено, и когда человек усиливает добро, он еще больше ослабляет и уменьшает силу зла. Но с другой стороны, поскольку сначала у зла было место и на высших ступенях, существует возможность, что из-за грехов людей зло снова распространит свою силу и вернется на высшие ступени.
298Пока не укоренится на предназначенном ему постоянном месте.
299В результате принижения зла сила воздействия добра оказывается еще большей.
300Как сказали в этом трактате мудрецы: «Если полна (т.е. находится в силе) эта (Кейсария, т.е. столица империи) — разрушена эта (Иерусалим). . .» И еще сказали: «Цур наполняется только от разрушения Иерусалима» (Раши, Берейшит 25:23). Это значит, что после того, как зло принижено и отброшено с высших ступеней, оно может вернуться и распространиться снова только посредством разрушения святости. А от усиления святости из-за выполнения каждой заповеди зло отдаляется и принижается еще больше, и так до полного исправления Творения.
301Все возможности — как блага, так и зла — уже приготовлены с самого начала Творения в его законах и основах, и это великое правило, объясненное в этой книге: все условия и причины развития и усиления добра и зла приготовлены и упорядочены изначально. Далее объясняется, что подобно этому приготовлены изначально все состояния исправленного или разрушенного Творения и все возможности награды и наказания. Всевышний открыл нам все это, чтобы мы узнали пути служения, которые приготовлены нам, и поняли, как пользоваться ими.
[27*]В книге Маараля «Беэр а-Гола» объясняется, что «и огорчился в сердце» сказано по отношению к получающему (т.е. человеку, а не Всевышнему). Когда «получающий» поступает дурно, Всевышний ограничивает Свое влияние на него. С другой стороны, радость Всевышнего — это усиление влияния, когда получающий становится достойным его. Так же объяснено Рабейну далее: «деяния праведных вызывают радость Его, благословен Он, и это источник всех благ, а дела злодеев как будто печалят Его сердце, а это — источник всех зол».
[28]Союз «не отвергну», который был заключен с праотцами, прежде всего подразумевает вечное духовное существование — то, что зло никогда не сможет окончательно уничтожить святость народа Израиля и всегда, даже внутри разрушения, сохранится духовность, которая дает возможность возвращения и исправления. И следствием этого является физическое существование Израиля, которое не прервется на протяжении всех изгнаний, во все периоды.
[29]Согласно этим словам, смысл стиха «Не изменю…» — общий план Творения, в котором вы — особенный избранный народ и с вашей помощью будет достигнута цель Творения. Поэтому «…и вы, сыновья Яакова, не исчезнете».
[30]Согласно стиху (Йешаягу 61:11): «Как земля даст всходы и как сад взрастит свои семена, так Всесильный Господь взрастит справедливость и славу (Израиля) на глазах всех народов» — освобождение уподобляется ростку, произрастающему из семени, оставшегося от умершего растения. Когда оно (семя) уже почти сгнило в земле, из него выходит новый росток, как приведено далее. И на это похожа аллегория «снова распустятся подобно лозе» (Ошеа 14:8): в конце лета (после уборки урожая и подрезки) от виноградной лозы остается только небольшой обрубок ствола, а когда приходит срок, он выпускает новую лозу и листья и расцветает большим пышным кустом.
[31]«Имя Его совершенства» — это имя «бытия» Творца, благословен Он («бытие» — это буквальный перевод слова гавайя, которым заменяют четырехбуквенное имя Творца, состоящее из тех же букв, но не читаемое), влияние совершенства, дающее совершенное бытие. Это имя упомянуто только после того, как было закончено Творение (после первых семи дней), когда мир был восполнен — «полное имя в полном мире» (Берейшит Раба 13:3).
[32]Корень этого слова на иврите, рахеф — порхать — имеет числовое значение 288. Это намек на 288 искр святости. Первоисточник этого намека мы находим в стихе «а земля была хаотична…, и дух Всесильного порхает (мерахефет) над водой». Это означает, что с самого начала Творения было приготовлено влияние под названием «дух Всесильного» сохраняющееся даже в состоянии полного хаоса и ужаса. Эти искры святости, опустившиеся в мир хаоса, позволяют духовности сохраниться даже в состоянии разрушения и смерти, и из них произрастет исправление, как объясняется в писаниях Аризаля.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.