Из цикла «Даат Твунот», темы: Смысл жизни, Душа, РАМХАЛЬ, Мировоззрение, Даат твунот, Сокрытие, Самосовершенствование, Качества Творца, Материальность
76.СКАЗАЛ РАЗУМ: После того, как нам стала известна сущность человека и его природа, как души, так и тела, в разные периоды и времена, отведенные ему145, необходимо понять, как Всевышний управляет человеком, его телом и душой в эти периоды146.
77.СКАЗАЛА ДУША: Это, безусловно, разумный порядок — всякий вопрос должен получить свой ответ в нужное время и в нужном месте. Теперь продолжай.
78.СКАЗАЛ РАЗУМ: Сущности бывают материальные и духовные, и посмотри, насколько они различны. Безусловно, все материальное низменно по отношению к духовному, которое возвышено и достойно. Посмотри, сколько света в духовном, и сколько тьмы и недостатка в материальном. Таким образом, перед нами два вида созданий: созданные сильным светом и широким влиянием и созданные слабым светом и ограниченным влиянием. Два этих качества — качество создания светом и качество создания ограничением света — есть порождения доброты Всевышнего и ее сокрытия соответственно147. И знай, что вся жизнь духовных созданий проходит в святости, а все занятия материальных — обыденны, низменны и презренны. Следовательно, весь труд человека под солнцем — пустая суета, и нет превосходства человека над животным. Еда, питье и торговля (т.е. все, чем в материальном мире отличается человек от животного; здесь, очевидно, имеется в виду также любая производственная деятельность — прим. переводчика) — все это занятия низменные и недостойные. Другими словами, все материальное и его природа — тьма, а не свет, плод того, что Всевышний скрыл Свое лицо от мира и не изливает на него свет святости своей, а напротив, ведет человека через хаос и низменными путями. А духовное — это путь проявления света лица Его, который Он изливает на них в святости. И знай теперь, что две эти противоположности — основы и корень правления Всевышнего над всеми созданиями. С одной стороны — сокрытие лица, когда Всевышний отстраняется и не раскрывает великолепие славы своей, а с другой — освещение лица Его.
Различия, которые проявляются в правлении Всевышнего над созданиями, проявляются и в самих созданиях148. Грубые и темные создания созданы в сокрытии лица Всевышнего, т.к. Он не осветил их лицом святости. Однако достойные, духовные создания созданы освещением лица Его. И на этой основе построено соединение души и тела. Тело и все его пути — плод продолжающегося сокрытия лица, а душа и ее свойства — плод освещения лица Всевышнего. Сам же человек одновременно является и объектом исправления, и тем, кто исправляет. Ибо он исправляет себя своим служением, и это объясняет сказанное в писании (Ваикра 26:3): «И сделаете их», толкуется же — «и сделаете вы [самих себя]»; и объяснили это мудрецы (Сангедрин 99б): «В руках его усилить в себе телесность или духовность». Если следует за тем, что видят глаза его и просит сердце, — то душа, вместо того, чтобы очистить и возвысить тело, причиняет себе вред и тонет во тьме. И напротив, если преодолеет дурное начало и свернет с путей суетных на путь Торы и заповедей — возобладает душа над телом и очистит его149.
А теперь посмотри, насколько изменился мир, какая разница между первыми поколениями людей и теми, что пришли позже!150 Тот, кто понимает, чего хочет Всевышний от человека, с удивлением глядит на людей, снующих туда и назад, днем и ночью, в тяжких трудах. И ради чего? Ради еды и питья? Ради пустой суеты, ради хаотичного мира, срок которому — одна ночь: сегодня здесь, а завтра в могиле. Ведь не для этого создан человек! Не стоит ему заниматься ничем, кроме постижения славы создавшего его. Для этого он создан, и для этого даны ему разум и мудрость великая, а не для того, чтобы умножать богатство и другие пустые вещи151. Однако именно человек извратил свои дела и привел себя в нынешнее состояние. И с каждым поколением это состояние мира усугубляется. Древние были гораздо ближе к мудрости и стремились к разуму, а сегодняшний человек от разума далек и погружен в дела телесные и природные, в торговлю и ремесла, которые ничего не приносят человеку. А корень происходящего в том, о чем уже было сказано: Всевышний создал тело в сокрытии лица своего, и поэтому оно темно и грубо, а душа создана в свете и добре, поэтому она существует вечно и чиста по сути. И если человек позволяет своему телу властвовать над душой, Создатель отвечает ему мерой на меру и скрывает от него лицо Свое. Тогда удаляется человек от света жизни, мудрости и знаний, и тонет в навозе грязной материи и в суете нашего мира152.
И это именно то, что произошло с Адамом в начале и происходит со всеми его потомками до наших дней. Поскольку пошли они вслед за глазами своими и подчинили душу власти тела, то и Всевышний скрыл лицо Свое от них. Сказал Б-г Адаму: «В поте лица своего будешь есть хлеб»153 (Берейшит 3:19), и с того дня и до сих пор «весь труд человека — ради рта (как говорят по-русски, ради желудка — прим. переводчика), а душа не насыщается» (Коэлет 6:7), мудрость же уходит от человека все дальше и дальше.
Это важнейшее правило: все мысли и устремления человека заключены в тех рамках, которые определяет его разум. Посмотри на ребенка, который не знает, что такое мудрость, и не стремится к ней вовсе! Напротив, любой ребенок стремится убежать из школы, даже не подозревая, что есть нечто ценное, кроме той чепухи, которой он занят. А с ростом сознания и расширением его границ появляются у человека стремления более верные, и так продолжается по мере его развития. Так устроен род человеческий: когда разум их находился под влиянием света — не находили душевного равновесия ни в чем, кроме мудрости и того, что на самом деле является добром. А когда разум не просветлен — не знают другого добра, кроме земной суеты154. Это и есть зло, произошедшее после греха Адама: ушел свет от рода человеческого, и погрузился он в грубую материальность. Всевышний исправил это по отношению к Израилю во время дарования Торы155, но они снова разрушили все грехом золотого тельца и последующими своими преступлениями. И остался мир погружен во тьму, в воображаемую реальность природы.
Иначе происходит с человеком, который подчиняется власти души. Ему Всевышний открывает Свое лицо, и поднимает его на уровень высших ангелов — серафим, потому что праведники выше ангелов-служителей. Такими были люди поколения, «познавшего истину», которые стояли на горе Синай. И так будет в будущем, в то время, о котором сказано (Йоэль 3:1): «Изолью дух Мой на всякую плоть».
Бывали различные уровни добра, которого удостаивался Израиль и весь мир на протяжении истории. Иногда добра больше, иногда меньше, по-разному в разных поколениях. Такие поколения, как поколение Моше, поколение Давида, поколение Шломо и другие, им подобные, заслуживали добро, заключавшееся в том, что лицо Всевышнего освещало их, в соответствии с возвышенностью их душ, которая в свою очередь определялась их делами.
Как видишь, если понять в деталях сущность души и тела и их состояния в периоды сокрытия и освещения лица, сами собой станут понятны общие правила и принципы отношения Всевышнего к миру и образ Его правления — иногда добром, иногда злом156. И тогда увидишь, сколько мудрости откроется нам в правлении Всевышнего, и насколько важен и велик человек, от поступков которого зависит весь мир157 и все происходящее от начала и до конца!
79.СКАЗАЛА ДУША: Действительно, твое понятное и логичное объяснение открывает великую мудрость того, как Всевышний правит миром, и того, как вещи связаны между собой — сотворение человека и все, что с ним происходит, с сотворением мира и всего его содержимого.
80.СКАЗАЛ РАЗУМ: Добавлю тебе, что если еще больше углубиться в тонкие моменты строения души и тела, поймешь по-настоящему, насколько все зависит от двух упомянутых качеств — освещения и сокрытия. Поскольку и душа, и тело во всех тонкостях и проявлениях следуют своим источникам. И этой причины будет достаточно для объяснения всех их аспектов158. Более того, в этом заключался замысел Всевышнего: показать оба этих качества посредством души и тела.159 Следовательно, тело не только появилось как результат сокрытия, но и отображает сокрытие всем своим строением и деталями, и так же душа от начала и до конца отображает раскрытие160. И это исключительное свойство всего образа человека161, о котором сказано (Берейшит 1:26): «По образу нашему, подобно нам» — т.е. образ человека отображает весь спектр качеств управления Всевышнего.
И пойми, что сущность тела — тьма, и даже достигнув высшей ступени, тело будет отличаться от души. А суть отличия в том, что сущность души — благородная, несущая свет, и в ней открывается лицо Всевышнего. Тело же само по себе темное и происходит от сокрытия162, хотя и будет очищено, насколько это возможно, т.е. до минимально возможной разницы между душой и телом. Но в любом случае душа останется душой — т.е. созданием, не имеющим отношения к ущербу, а тело, напротив, ущербно по природе своей, хотя и достигает очищения, насколько это возможно.
И еще обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых свое предназначение. Глаз видит, а не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа — хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из ее частей — вся душа163, и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии лица, а душа — в его освещении. Увидь нечто очень важное. Ты уже слышала, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде «более» или «менее». Но когда Всевышний не хочет действовать в Своем совершенстве, есть у него разные пути, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку хотела высшая мудрость в самом созданном показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: «Сделаем человека по образу нашему, подобно нам», — т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека. Например: глазу человека соответствует око Всевышнего, с помощью которого Всевышний наблюдает за всеми обитателями земли, дабы судить дела их. Как сказано (Берейшит 18:21): «Спущусь и посмотрю», и выучили отсюда мудрецы (Сангедрин 6б), что судья судит только на основании того, что может увидеть его глаз. Ухо человека соответствует тому, что Всевышний слушает молитвы и восхваления, произносимые людьми, как написано (Шмот 2:24): «И услышал Всесильный их крик». И сказали мудрецы (Авот 2:1): «Знай, что есть над тобой глаз видящий и ухо слышащее». Есть у человека уста — соответственно устам Всевышнего, которыми Он говорит в видениях пророков и доносит великолепие своего голоса до могучих ангелов, исполняющих Его слова. И так любую часть тела можно объяснить соответственно качествам, в которых Творец проявляется по отношению к созданным. И в теле человека есть правая и левая сторона, за счет удвоения большинства органов: два глаза, два уха, две руки, две ноги. Так и качества Всевышнего двойственны: то милость, то наказание; справа — заслуга, слева — обязанность. Это и есть путь, избранный Всевышним после того, как Он ограничил совершенство, приравнивающее все к добру164. И как органы человека различаются по своей функции, так и все события, происходящие с человеком в период сокрытия, различаются в зависимости от тех причин, которые вызывают их к жизни, то, что мы видим день за днем.
А вот власть совершенства едина — вести всех, имеющих недостатки, к их восполнению, и оно не разделяется само по себе165, а одинаково восполняет всех нуждающихся в совершенстве. И то же касается души, созданной в свете совершенства Всевышнего. И знай, что это намерение — возвысить и душу и дать ей власть над телом, дабы очистить его — имеет своей целью вызвать ответное действие со стороны Творца, — чтобы и Он ответил той же мерой, открыв Свое совершенство и исправив все недостатки мира. Тело же, когда оно властвует над человеком, должно быть готово к расплате. Поскольку в такой ситуации и Всевышний скроет Свое совершенство, оставив мир и человека под властью колеса, оборачивающегося то так, то иначе, как все преходящее, которому время приносит то одно, то другое. Поэтому есть в теле все, чему следует быть в колесе, которое вращается в мире, когда совершенство скрыто, для того, чтобы, возобладав над душой, тело навлекло на себя все выше сказанное166. А в душе, напротив, есть все, что необходимо для совершенства, т.е. способность восполнить все недостатки, дабы пробудить аналогичное влияние сверху, если только удостоится этого человек и увенчает ее царским венцом167, подчиняясь только душе, ее мудрости и ее закону, который есть само добро.
Это168 великолепно объяснено в мидраше Рашби (Зоар, Пинхас 257:2): «Нужно знать, что Он называется мудрым всеми видами мудрости». Кроме того, что учат здесь знающие истину [Каббалу] своими святыми путями, из простого смысла этого высказывания мы выучим то, что объяснили ранее, то есть что у Творца много нарицательных имен, но они не соответствуют Его сущности, поскольку конкретными именами возможно назвать только Его проявления в создании, а не Его самого. Следовательно, все качества Творца, упомянутые нами ранее, отражают не сущность Его, а проявления в созданном, и об этом сказано (там же): «Во имя созданий, которые создаст в будущем». И это очевидно, поскольку не имеется в виду, что нечто обновится в самом Творце — в Нем не может быть никаких изменений, и с самого начала Он мог создать все169! И качества всегда относятся к созданным, а не к Нему самому, и далее сказано: «Подобно этому создал душу» — т.е. сущность души отражает совершенство Творца, которым она была создана. «Также Господин мира… все имена Его — виды сфирот170, и как у Господина мира нет имени… и также нет его у души». И ты должна очень внимательно изучить это, чтобы ясно понять сущность тела и души и все связанное с этим. Всевышнему, в его совершенстве, нельзя приписать какое-либо имя или эпитет, совершенство Его недоступно для нас, и мы не можем назвать по имени непостижимое. Ведь имя определяет его носителя, а мы не можем определить то, что нам неизвестно. И хотя мы постигаем отдельные качества славы Всевышнего — Милосердие, Власть, Силу, Правосудие, Гнев и т.д., — все они постигаются нами через Его действия, в отличие от пророков, которые постигали те же качества в корне, предвидя их следствия171, благодаря тому, что Он, благословенный, давал им это постичь. И в соответствии с качествами славы Его, которые мы постигаем, называем мы Его именами: Милосердный, Властелин, Сильный, Судья и т.п.. И несмотря на то, что Он, благословенный, ничем не ограничен, качества, существующие по воле Его, существуют в угодных Ему пределах. И поэтому одно качество называется милосердием, а другое — властью, одно — силой, а другое — любовью, и так далее. И милосердие — это только милосердие, а власть — это только власть. И милосердие, и власть существуют только в тех пределах, которые были угодны Ему, благословен Он, и так же все остальные качества. И не подумай, что совершенный Создатель наделен этими силами в их границах! Все это существует исключительно по воле Его, и Он может изменить это в любой момент. Более того, не может быть никаких границ Его совершенства. Просто когда Он желает действовать в рамках этих качеств, мы относим к нему соответствующие имена. И когда мы скажем, что Он — милосердный, это не значит, что такова Его сущность, как если бы речь шла о человеке, для которого быть милосердным — свойство души. О Творце ни в коем случае нельзя думать, что Его качества проявляют Его сущность хотя бы в каком-то смысле. Сущность Творца непознаваема абсолютно. И когда назовут Его милосердным — значит, что воля Его проявится в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным, соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем — Милосердный. Сущность же Его, простая и совершенная, несомненно, выходит за пределы всех этих понятий. И мы обязаны верить в это полной верой172.
В том же ключе рассмотрим теперь взаимоотношения души и тела. Тело состоит из отдельных частей и органов, имеющих определенное ограниченное назначение. Душа же по сути своей едина, она находится вне любых рамок, ограничивающих тело, и образ действия души разительно отличается от образа действий тела, даже в том, что касается чувств. Однако, поскольку душа находится в теле, она осуществляет все его действия: она слышит телесными ушами, видит телесными глазами, поэтому говорят о душе, что она видит, слышит и т.п., хотя это и не характеризует образ действий собственно души. Хотя видит именно душа, а не пассивное тело, и, следовательно, душа видит именно то, что видит человек, это не значит, что таков образ видения души. У души есть свои пути, совершенно не похожие на телесные, и пути эти человек, находящийся в теле, просто не может себе представить. И лишь в силу того, что душа подстраивается под устройство глаза и его механизм зрения, мы говорим, что душа «видит» — и то же самое относится ко всем остальным функциям. В целом это можно сформулировать так: душа — совершенно особенное создание, далекое от всех путей тела, однако она создана со способностью осуществлять все, что присуще органам тела в соответствии с их природой. Душа подстраивается под все физические законы, совершая упомянутые действия, поэтому все они относятся к душе. Это аналогично отношению совершенства Всевышнего к конкретным качествам, существующим по воле Его. В самом совершенстве нет ничего похожего на эти качества, хотя таковые и существуют по воле Его и определены этой волей. И поскольку Он, совершенный всеми видами совершенства, действует согласно качествам, мы называем Его соответствующими именами и относим к нему как сами эти имена, так и качества. Хотя Он в совершенстве Своем прост и не имеет отношения ни к одному из этих путей.
81.СКАЗАЛА ДУША: Великолепная параллель, как для души, так и для тела, и это открытые ворота для понимания всего, что касается человека, во все периоды его существования173.
145В этом мире, после смерти и во время воскрешения.
146Понять, в чем конкретные проявления закона, посредством которого Святой, благословен Он, правит телом, и проявления закона, посредством которого Он правит душой в названные периоды времени, и в чем корень этих законов.
147Качество доброты задействовано при создании души, поэтому она «достойна и возвышена», тело же создано сокрытием доброты, т.е. посредством ограничения влияния (качество суда), поэтому ему присущи недостатки и низменность.
148Так же, как сокрытие и освещение лица являются основой двух образов правления Всевышнего, так же они являются источниками, из которых происходят сущности души и тела.
149Награда и наказание заложены в самой сути души и тела. Если душа человека преобладает над телом, человек удостаивается совершенства, т.к. «душа и ее свойства — плод освещения лица». Поэтому такой человек — «исправляющий» и «исправляемый» в одном лице. Если же тело преобладает над душой, это углубляет сокрытие и топит душу во тьме и грязи телесности и материальности.
150Взлеты и падения в истории человечества связаны со степенью власти души над телом или наоборот, подчиненности души телу, поскольку от этого зависит образ правления Всевышнего — в освещении или сокрытии лица. Так говорит Рабейну в книге «Клалим Ришоним» (п. 8): «Есть два качества — качество освещения лица и качество сокрытия лица, и из них проистекают совершенство и недостатки в образе правления, а также душа и тело в созданиях. Когда преобладает тело — властвуют недостатки, и Всевышний правит в сокрытии лица, так как люди отдали власть телу. Когда преобладает душа — властвуют силы совершенства» и т.д.
151Когда тело преобладает, оно подчиняет своим потребностям разум, который должен был осветить его.
152Из-за того, что Святой, благословен Он, управляет человеком «в сокрытии лица», тот оказывается перед более тяжелым испытанием и ему грозит дальнейшее погружение в телесность и материальность. Так можно понять, каким образом человек, «которому даны знания и мудрость», скатился до последней ступени, погрузившись в грязь этого мира.
153В райском саду человек питается «светом лица Всевышнего», он вкушает пищу ангелов без всякого усилия со своей стороны. Как сказали мудрецы: «Ангелы жарят ему мясо и процеживают вино» (Сангедрин 59б). Совершив грех и дав тем самым телу власть над душой, человек послужил причиной сокрытия лица, опустился в мир материи и получает пропитание в сокрытии лица, посредством тяжелой материальной работы — «в поте лица своего будешь есть хлеб».
154Удивительно: как человек со столь возвышенной душой может находить радость и умиротворение в вещах материальных? Несомненно, что из-за преобладания тела ослабляется и ограничивается сила разума, усиливается сокрытие лица и тьма владеет человеком. Тогда все его устремления направляются в сторону материи, как сказал Рамбам в предисловии к «Зроим»: «строительство тела есть разрушение разума», ведь невероятно, чтобы в одном человеке, в одно и тоже время совместились устремления к духовности и материальности. И напротив, человек, дающий душе власть над телом, удостаивается освещения лица Всевышнего, а все его устремления — только к мудрости и совершенству. И именно на этой основе объясняется разница между первыми поколениями и пришедшими позже.
155Потому что тогда вернулся Израиль на уровень Адама до греха, и покинула их нечистота змея (Шабат 146а), т.е. они очистились от греха Адама, исчезло злое начало внутри них и смерть (Шмот Раба 32:1).
156Тело и душа, созданные двумя качествами — сокрытием и освещением лица, во всех своих проявлениях отражают эти качества, как объяснено далее. Поэтому из тела и души мы можем учиться и проводить параллели с двумя образами правления Всевышнего: сокрытием и освещением лица.
157От преобладания души или тела зависит способ, которым Всевышний правит миром — освещение или сокрытие лица.
158Детали способов правления в освещении или сокрытии лица объясняют нам детали природы души и тела, поскольку первые являются источниками вторых.
159В том, что два качества — освещения и сокрытия — являются источниками души и тела, а также аналогичны им, проявляется намерение Всевышнего, чтобы из деталей души и тела можно было подробно понять пути двух этих качеств.
160Как сказала Гемора (Брахот 10б): «Почему пять раз сказал Давид “Благослови, душа моя”? Потому что как Святой, благословен Он, наполняет мир, так и душа наполняет тело. Придет тот, у кого есть пять перечисленных достоинств, и восхвалит того, у кого есть пять этих достоинств».
161Это особенность, присущая только строению и природе человека.
162По сущности своей тело — темный объект, не обладающий собственным светом. Оно получает свет от души соответственно степени своей чистоты (подобно луне, получающей свет от солнца). Поэтому даже в состоянии максимальной чистоты тело не может достичь светлой чистоты души, поскольку ее сущность — быть объектом, несущим свет, как объяснено далее, а тело — объект темный, и только душа дает ему способность получать и воспринимать свет.
163Принципиальное свойство материи — быть соединенной из разных частей, и количество является ее характеристикой. Это указывает на недостаток материи и на то, что источник ее в сокрытии лица. Душа же проста (т.е. однородна, непрерывна — прим. переводчика), она не является соединением частей, поддающихся исчислению. Это качество, т.е. единство, не делимое на части, указывает на ее совершенство и на то, что источник ее — освещение лица. Далее объясняется, что это различие между душой и телом — единство (души) и составное устройство (тела) аналогично разнице между образами правления совершенства и правления правосудия, см. также объяснение в следующем примечании.
164Действие правления совершенства одно — восполнить все недостатки и излить на все совершенное добро, даже когда объекты влияния (получатели) не достойны этого, как объяснено далее. А вот в правлении сокрытия лица можно различить множество образов действия (видов влияния); в соответствии с состоянием объектов влияния.
165Не разделятся на различные образы правления.
166Многообразие органов тела аналогично образам правления (видам влияния) при сокрытии лица, которые включают в себе множество различных видов влияния, в соответствии с множеством возможных недостатков человека во всем многообразии и широте их спектра.
167У души есть все свойства, необходимые для восполнения тела, и когда душа властвует над телом, она в соответствии с этим пробуждает в высотах влияние совершенства, которое восполнит все недостатки мира.
168Душа подобна качеству совершенства Всевышнего, и ее отношение к телу подобно отношению совершенства Всевышнего к другим видам влияния, действующим в зависимости от состояния созданных.
169Поскольку всегда была у Всевышнего возможность создать Творение и все механизмы влияния на него, то, по сути, еще до сотворения мира Всевышнему принадлежали все нарицательные имена (Милосердный, Добрый, Судья и т.д.), характеризующие Его влияние на созданных, и только нам они открылись посредством Творения. Поэтому: «Господин мира, который царствовал еще до того, как были сотворены все создания». Его царствование не зависит от внешних факторов, т.е. от мира, над которым Он царствует. Ведь всегда в Его силах создать царство и властвовать над ним, таким образом, царствование Его зависит только от Него. Вместе с тем все нарицательные имена говорят только о Его отношении к творению, которое Он может создать — «во имя созданий, которым предстоит быть сотворенными» (это отношение также является тем открытием, которое дал нам Всевышний самим актом творения, ведь мы не можем постичь то, что выше творения, как объяснено в п. 116, прим. 202).
170Подобно сфирот. См. «Райя Мгемна», где объясняется, что Святой, благословен Он, непостижимый для нас в своей сути, наполняет сфирот, формирует их и управляет ими — как душа, суть которой нам неизвестна, наполняет тело, оживляет его и управляет им. И посредством сфирот, т.е. образов правления, которые мы различаем в Его воздействии на Творение, мы «знаем» Его и называем Его нарицательными именами. Подобным образом мы «знаем» душу в соответствии с тем, как она инициирует и управляет телом, как будет объяснено далее.
171Пророки видят духовные корни событий, то есть разные качества Всевышнего, и посредством этого им известны заранее события, которые произрастут на этих корнях, как объяснено далее в п. 190, мы же постигаем качества постфактум, из уже произошедших событий.
172П. 46, см. прим. 70.
173Параллель между совершенством Всевышнего и душой, с одной стороны, и качеством суда и телом, с другой стороны, а также параллель между отношением совершенства к суду и души к телу — все это позволяет нам понять принципы существования человека в разные периоды времени. Так же, как совершенство Всевышнего, которое есть скрытое, внутреннее правление, инициирует открытое правление правосудия и использует его, чтобы в конце концов привести все творение к совершенству, вплоть до того, что в будущем власть будет принадлежать только совершенству и правление вознесется до безграничного излияния добра (как объяснено в п. 45 и п. 54), — так же необходимо душе, которая приводит в действие тело, возобладать над ним, очистить его в несколько этапов, в разные периоды и возвысить его ступень за ступенью, сделав доступным ему наслаждение вечной наградой вместе с душой в будущем мире, после воскрешения мертвых, так что тело совершенно растворится в душе, как объяснено далее, где речь идет об иерархии пяти периодов времени (в п. 88).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.