Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Исправление качеств, Самосовершенствование, Отношения между людьми, Комментарий
1:15
Шамай говорит: «Сделай Тору своим постоянным занятием, говори мало, а делай много и принимай каждого дружелюбно».
Шамай тоже оставил нам наставление, соответствующее его характеру. Мы уже разъясняли, что второй в каждой паре танаим всегда говорит о том, что связано с трепетом перед Б-гом, то есть, предостерегает против неправильных поступков.
Сделай Тору своим постоянным занятием означает: не пропускай времени, отведенного тобой на изучение Торы. Говори мало, а делай много означает: если ты станешь обещать много, может оказаться так, что ты не сможешь исполнить своего обещания и тем самым нарушишь запрет. И то же самое относится к требованию принимать каждого дружелюбно: тот, кто так не поступает, как бы оскорбляет ближнего. Так что все эти три наставления — следствия трепета перед Б-гом, который не позволяет оскорбить человека, созданного по образу Б-га.
Нет сомнения, что человек, следующий наставлению Гилеля любить мир и стремиться к миру, не будет склонен долго помнить обиды и мстить. Ведь если бы он был обидчив, как он смог бы стремиться к миру? Ведь сама суть его работы — убедить разгневанного человека забыть то, что сделал ему другой, и не таить зла! Это, вне всякого сомнения, черты характера Гилеля: он ни на кого не таил зла и всегда готов был уступить.
И Шамай счел необходимым разъяснить: в том, что касается земных дел, уступчивость — прекрасное качество. Но если человек в этом доходит до крайности, никогда не настаивая на своем, — это уже плохо. В том, что касается заповедей, следует вести себя по-другому, (например), сделав Тору своим постоянным занятием. Если человек приучил себя ни в какой ситуации не проявлять упорства, он будет так же относиться и к заповедям, и постоянного времени для Торы у него не будет. В земных делах следует быть уступчивым и не проявлять излишней твердости, потому что это соответствует самой изменчивой природе человека: он ведь материален, а материи свойственно меняться, не сохраняя одних и тех же свойств постоянно. Однако материальная природа человека должна проявляться только в земных делах. Его духовная деятельность, исполнение заповедей и изучение духовной Торы, никак не связана с материальной изменчивой плотью. Поэтому изучение Торы следует сделать постоянным и здесь уж ни в чем не уступать. Время, отведенное для Торы, никогда не следует пропускать — только если этого потребует разум. Оно должно быть постоянным и неизменным.
(С Торой связано и второе наставление Шамая): говори мало, а делай много. Ведь если человек что-то обещает и не исполняет — такая черта характера не сочетается с Торой.
Ведь духовные вещи не подвержены изменениям, подобно материальным. И как сама Тора неизменна, так неизменным подобает оставаться и тому, кто ее изучает. Главной чертой характера Шамая было именно упорство, а упорный человек старается, в первую очередь, поддерживать упорядоченность своей жизни, ничего в ней не изменяя. И в том, что касается духовной работы, например, изучения Торы, несомненно, следует настаивать на неизменности своих привычек и никогда не пропускать времени, выделенного на Тору. Ведь если человек не проявит такого упорства, у него не будет постоянного времени для Торы, и все его другие добрые дела тоже окажутся как бы случайными.
Затем он говорит: и принимай каждого дружелюбно. Здесь Шамай тоже следует собственному характеру. Гилель ведь был склонен к уступчивости и ни на кого не сердился. Поэтому он не стал бы обижаться и на то, что кто-то отнесся к нему недружелюбно: он просто не увидел бы в этом причины для огорчения! Однако такой подход не является желательным для всех. Хотя с точки зрения того, к кому отнеслись недостаточно приветливо, это правильно, то есть, ему действительно не стоит обижаться на это, — тот, кто относится недружелюбно к другим, должен измениться. Ему как раз следует проявить упрямство и упорно добиваться от себя внимательности и дружелюбия к другим. Ни в коем случае нельзя думать: «Ничего страшного, на это никто не обижается, что плохого в том, если я отнесусь к кому-то недостаточно тепло?» Этим Шамай дополняет наставление Гилеля, и оба они вместе образуют новое наставление, применимое ко всем случаям. Хотя в земных делах человек не должен быть упрямым, в делах духовных следует проявлять упорство. И даже в земных делах тот, кого приняли недостаточно приветливо, не должен обижаться на это. Но когда такой человек сам принимает кого-то другого, он должен считать дружелюбие очень важным.
Известно, что главным качеством Шамая было упорство; таково и его наставление. Человек должен установить постоянное время для изучения Торы и упорно противиться его изменению. Человек не должен сердиться, если к нему отнеслись недостаточно дружелюбно, однако сам он должен проявить упорство и настойчивость, требуя такого дружелюбия от себя.
Таким образом, каждый из пары дал наставление, соответствующее своему характеру, и тем самым наставление пятой пары оказалось совершенным.
Ты уже знаешь, что каждая пара танаим добавляет нечто к тому, что было сказано предыдущей парой. Так же и пятая пара связана с четвертой. Четвертая пара говорила о том, как властитель должен относиться к своим подданным, — а мы уже говорили, что властитель связан со своими подданными хотя бы тем, что он властвует над ними и управляет ими. А Гилель дал наставление в том, что касается отношений с человечеством в целом: следует любить мир, стремиться к миру между людьми и приближать их к Торе, — то есть, стараться, следуя замыслу Творца, не нарушить те узы мира, которые объединяют людей в единое целое. И наставление Шамая — принимать каждого дружелюбно — тоже направлено на предотвращение разделения между людьми и, более того, на их объединение.
Здесь может возникнуть такой вопрос. Раби Йеошуа бен Перахья из третьей пары тоже говорит: и оправдывай каждого! (Разве это не то же самое?) Но нет, эти два наставления различны. В мишне от имени раби Йеошуа бен Перахьи речь идет лишь о том, что не следует сразу обвинять человека, не следует считать всех людей заведомо плохими. В той мишне сказано также: сделай себе учителя и приобрети себе друга, — другими словами: не думай, что эти люди недостойны того, чтобы быть твоими учителями и друзьями. Такое отношение — это еще не тот уровень, на котором люди объединяются в единое целое и исчезает разобщенность. Кроме того, именно это наставление — не главное для раби Йеошуа бен Перахьи, он приводит его лишь в дополнение к другим, как уже было разъяснено.
Теперь тебе стало ясно, в каком порядке следуют наставления пар. Антигнос, которого Мишна поставила первым, начинает с самого человека, с того, каким должно быть его собственное поведение в отношении себя самого, а каждая следующая пара что-то к этому добавляет. Первая пара довела до совершенства его отношения с домочадцами, людьми, самыми близкими к человеку, однако все же отличными от него самого. Затем вторая пара обратилась к его отношениям с учителем, другом и соседями, которые стоят от него дальше, чем домочадцы, но все еще достаточно близки к нему. Затем третья пара наставила человека в области его отношений с теми, над кем он властвует и кого судит, то есть, с людьми еще более далекими. Четвертая пара говорит о властителе, который еще дальше от людей, отделен от них, хотя все же связан с ними тем, что ими управляет. А затем пятая пара научила человека правильным отношениям с людьми в целом и побудила его следить за тем, чтобы узы мира, связывающие всех людей в одно, не распались. И нет в мире больше ничего, что нуждалось бы в исправлении. И все эти пары наставили нас в любви к Б-гу и в трепете перед Ним — и это ясно. А в следующих поколениях уже не было особых людей, которые приняли бы всю Тору от предыдущих, потому что никто из них не учился у своих учителей достаточно для того, чтобы состоялась целостная передача.
И ты видишь, что эти пять пар охватывают эпоху до разрушения Второго Храма, а Шимон-праведник, который был последним из мужей Великого Собрания, стоит особняком, как мы уже разъясняли. И Антигнос из Сохо тоже считается отдельно, а не как член пары, в которой один был бы наси, а второй — ав бейт-дин. Эти пять пар соответствуют первым пяти личностям, принявшим Тору, а Антигнос послужил лишь связующим звеном между этими пятью людьми и пятью парами. Он был подобен первым пяти людям в том, что у него не было пары. Ведь ни у Моше-рабейну, ни у Йеошуа, ни у старейшин, ни у пророков, ни у мужей Великого Собрания тоже не было пары: они все вкупе были названы «старцами» или «мужами Великого Собрания». А тем, что Антигнос был индивидуум, он подобен парам (не представлявшим собой единого целого, а состоявшим из двух индивидуумов). (В этом смысле) Моше и Йеошуа, хотя и были индивидуами, рассматриваются как общность: Моше, как и Йеошуа, был царем всего народа, а потому представляет весь народ в целом. Антигнос, таким образом, отделяет первых принявших Тору мужей от следующих за ними, поскольку было бы неверно, чтобы первая пара приняла Тору непосредственно от мужей Великого Собрания, у которых не было пары.
Ведь пара, то есть, два индивидуума, не подобны мужам Великого Собрания! Антигнос же был подобен и первым — тем, что принял всю Тору, а не половину, (как в парах), и вторым — тем, что был индивидуум; и это уже разъяснялось выше. И таким образом цепь передачи Торы связывается воедино, и это тоже разъяснено выше.
Звенья передачи Торы делятся на группы по пять. В первой — Моше, Йеошуа, старейшины, пророки и мужи Великого Собрания, а во второй — пять пар. Антигнос же не принадлежит ни к первой группе, ни ко второй, как уже разъяснялось. И такое деление не случайно. (Именно пять звеньев были необходимы) для того, чтобы Тора распространилась по миру. Ты можешь заметить, что и в самом начале, в тот момент, когда Тора была дана Израилю, ее дарование сопровождалось пятью громовыми звуками. И именно эти звуки позволили Торе (укорениться в мире и) распространиться в нем, — так объясняет мидраш (Шмот раба 5) на стих «Ибо изначала не в тайне говорил Я с вами». Эти пять громовых звуков разошлись по всем четырем сторонам света, а пятый гремел посередине. Именно поэтому тех, благодаря которым Тора разошлась по миру, было тоже пятеро в начале и пятеро в конце: ведь для раскрытия Торы нужен не один, а пятеро, как было при ее даровании. После первых пяти и последних пяти Тора начала сокращаться, однако во время этих первых передач она сохранялась в прежнем объеме. Но у каждого из вторых пяти принявших Тору был товарищ, помогавший в ее получении, и в этом смысле вторые пятеро приняли Тору не (в такой же степени, как) первые пятеро, (каждый из которых получил Тору в полном объеме лично). А когда мы говорим, что от Йеошуа Тору получил (не один человек, а) пророки — мы подразумеваем, что каждый из пророков получил Тору целиком, и товарищи ни в чем не помогали ему, в отличие от пар.
Таким образом, до эпохи Второго Храма Тора могла распространиться на пять поколений, а затем, когда ее стали получать пары, — еще на пять поколений, потому что теперь Тору получали по-новому, опираясь на постороннюю помощь.
Однако в старых изданиях Мишны написано получили от них, и имеется в виду, что первая пара получила Тору от Антигноса и от Шимона-праведника вместе. И тогда строение Мишны становится еще более логичным. Ведь последний из мужей Великого Собрания может быть только один, и это был Шимон-праведник. От него Тору получил Антигнос, потому что Шимон-праведник был представителем единой группы, которая должна была передать Тору тоже кому-то одному. А первая пара получила Тору тоже от пары, то есть, от Шимона-праведника и Антигноса, потому что двое должны получить Тору от двоих же. В этой передаче Антигнос выступал лишь как помощник Шимона-праведника, и поэтому в цепи передачи Торы мы видим только две группы по пять звеньев: вначале Моше, Йеошуа, старейшины, пророки и мужи Великого Собрания, а затем — пять пар; и мы уже знаем, что для распространения Торы в мире необходимо было именно пять звеньев. И все это тебе нужно очень глубоко понять.
Теперь тебе стало ясно, что эта передача Торы, (о которой говорит Мишна), происходила в самом строгом порядке, (который ты узнаешь), когда продумаешь все это.
Этот порядок ни в коем случае не случаен, и мы уже разъяснили тебе весь его в целом и отдельные его элементы.
Первые пять звеньев в цепи передачи — это люди, которые жили до эпохи Второго Храма, когда присутствие Торы в мире было особенно полным, а вторые — во время самого Второго Храма, когда человечество уже начало терять мудрость. Именно поэтому вторые пять звеньев — это пары. А Шимон-праведник жил не только в эпоху Второго Храма, но и до нее, так как принадлежал еще к мужам Великого Собрания. Мы ведь уже говорили о том, почему во времена Второго Храма Тору принимали именно пары: из-за слабости Торы в те времена, а также из-за того, что пара, состоящая из наси и ав бейт-дина, соответствует духу Второго Храма. Это свойство любого Храма известно знатокам тайного учения, а в особенности оно характерно для Второго Храма, о котором сказано (Хагай 2): «Больше будет почет этого последнего Храма…» И причина его тоже ведома знатокам тайного учения: Б-г создал Храм двумя руками, согласно сказанному: «Храм, Б-же, утвердили Твои руки», — так разъясняется в трактате Ктубот (5а). Поэтому Храм содержит в себе две стороны, правую и левую, то есть, два принципа, которые воплощают в себе наси и ав бейт-дин. Поэтому именно в эпоху Второго Храма действовали эти пары, и именно в эту эпоху особенно ярко проявлялись любовь к Б-гу и трепет перед Ним. Поэтому первый из мудрецов этой эпохи, Антигнос, говорил именно о любви и трепете, то есть, об основе всего, а затем в каждой паре один говорил о любви, а второй — о трепете. Это соответствовало уровню Второго Храма, соединившего в себе любовь и трепет.
И все это тебе следует очень глубоко понять, ибо все это истинно.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»