Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Мудрецы, Пиркей Авот, Маараль, Изучение Торы, Танаим
1:4
Йоси бен Йоэзер из Црейды и Йоси бен Йоханан из Иерусалима приняли Тору от них. Йоси бен Йоэзер из Црейды говорил: «Пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов, и сиди в пыли их ног (не знаю пока, как перевести, надо по комментарию посмотреть), и пей с жадностью их слова».
(В объяснении на предыдущую мишну) мы уже сказали, почему у Антигноса из Сохо не было пары, как у других танаим, чьи слова приведены после его слов, начиная с Йоси бен Йоэзера из Црейды и Йоси бен Йоханана из Иерусалима, — ведь никак невозможно предположить, что это произошло случайно! (Мы сказали выше), что во время передачи Торы от одного к другому — от Моше к Йеошуа, а от него к старцам — следующее звено в цепи передачи всегда стояло на более низком уровне, чем предыдущее. Однако передача от мужей Великого Собрания непосредственно к парам танаим была все же невозможна, так как они были слишком далеки друг от друга. Ведь в паре не было кого-то одного, кто принял бы Тору: они принимали ее оба одновременно. (В этом отношении) они отличаются от старцев и пророков: те тоже были группой, однако Тору получал каждый из них отдельно. (Это видно из того, что) мишна не указывает, сколько было старцев и сколько пророков. (Кроме того), пары танаим каждый раз перечисляются по именам, а старцы и пророки — нет, (что тоже говорит о том), что каждый из них в одинаковой степени принял (всю) Тору. По этой причине и наставление, переданное мужами Великого Собрания, обращено ко многим: Будьте неторопливы в суде; и Антигнос тоже высказал свое наставление во множественном числе: Не будьте как рабы… Пары же обращаются к слушателю в единственном числе: «Пусть будет твой дом…»
Дело в том, что во время первых передач Торы никто не стоял рядом с тем, кто передавал ее дальше, поэтому передающий Тору представлял (весь народ) и обращался также (ко всему народу). В парах же ни один из танаим не был единственным в своем роде, ни один не представлял (всего народа) — они были отдельными людьми и обращались тоже к отдельным людям.
Таким образом, (мы видим) огромное различие между мужами Великого Собрания и (последовавшими за ними) парами танаим. Мужи Великого Собрания имели свое особое называние, хотя и представляли собой группу, и они как группа приняли всю Тору в целом. А раз так, было никак невозможно, чтобы Тора перешла от них непосредственно к парам. Поэтому, когда все мужи Великого Собрания скончались и остался один Шимон-праведник, от него Тора перешла к Антигносу из Сохо — тоже единственному; и это не означает, что Тора была (на этот раз) передана частями. Разница между этими двумя звеньями цепи передачи состоит только в том, что Шимон-праведник был одним из общины мужей Великого Собрания, а Антигнос в эту общину не входил.
После Антигноса Тора переходит к парам, и отличие его от этих пар тоже только одно. (Состоит оно в том, что) Антигнос был отдельным человеком и получил всю Тору целиком; каждый же из мудрецов «пары» получил лишь часть Торы, и никто из них не получил ее всю целиком. А с (момента получения Торы первой парой) передача Торы происходила в правильном порядке от пары к паре, и она (была достойна называться истинной) передачей Торы, так как подобная передача от пары к паре подходит для эпохи Второго Храма, как будет разъясняться ниже.
Однако в старых книгах мишна записана (не так, как мы объяснили. Там сказано не приняли от него, а приняли от них, то есть, первая пара танаим приняла Тору и от Шимона-праведника, и от Антигноса из Сохо. По этой версии все (еще более) логично: ведь двое не могут принять Тору от одного, а только от двоих, и (по этой версии) так и получается. И выходит, что пар было пять, поскольку первая пара приняла Тору (не только от Антигноса из Сохо, но и) от Шимона-праведника, и это еще будет разъясняться.
Йоси бен Йоэзер из Црейды… Мы уже сказали, что великие люди оставили нам великие наставления, соответствующие их высочайшему уровню. И вот Йоси бен Йоэзер передал нам наставление в том, что касается дома, в котором человек живет; и (суть его наставления в том, что) в его доме должна пребывать мудрость. И, несомненно, это чрезвычайно важно — чтобы дом, в котором человек живет, был святым обиталищем Б-га. Ведь человек постоянно обитает там, и если его дом находится на высоком уровне, сам человек тоже поднимается на высокий уровень.
Ниже будет разъясняться, что наставление Йоси бен Йоэзера из Црейды направлено на то, чтобы обустроить дом человека в том, что касается служения благословенному Б-гу, а в особенности — в отношении любви к Б-гу и трепета перед Ним. Как мы уже говорили, Антигнос обустроил человека самого по себе. Однако человек не бывает один: ему нужен дом, жена и домочадцы. И эта пара как раз и обустраивает его дом, обеспечивая то, в чем он нуждается ради любви к Б-гу и трепета перед Ним.
Поэтому он говорит: Пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов, — другими словами: пусть в твоем доме постоянно будут находиться мудрецы, и это — залог его совершенства. И, — продолжает он, — сиди в пыли их ног, — другими словами: не обращайся с ними, как с простыми друзьями, ибо этим ты посягаешь на величие их мудрости, если ты сам пока еще не столь великий мудрец, как они. Такой человек, как ты, должен объединиться с ними (так, как это подобает, то есть) поставить себя в подчиненное положение, подчеркнуть, что ты ниже их. Поэтому он должен опуститься в пыль возле их ног, то есть, держать себя на уровне праха их ног — самого низкого, что может быть связано с мудрецом. Более того, он должен сидеть в пыли их ног, то есть, быть довольным этим своим положением. И так и подобает поступать, поскольку разум свободен от материальности, а если человек ведет себя с мудрецом как с приятелем, он не может рассматривать его как (носителя) нематериального разума.
Однако человек не должен и (впадать в другую крайность), смотря на мудреца как на нечто совершенно отличное: ведь тогда он не сможет воспринимать его как «разум в человеке» и относиться к нему как к «разуму в своем доме», то есть, как к телесному человеку, соизмеримому с домом. Дело в том, что разум на самом деле существует независимо от человека, который лишь «связан» с ним, так что можно сказать, что человек «сидит в пыли у ног» разума. Поэтому и к мудрецу, находящемуся в твоем доме, следует относиться так же: не связываться с ним вплоть до объединения, а сидеть в пыли его ног, так же, как ведет себя тело по отношению к разуму, не соединяясь с ним, а «сидя в пыли его ног», находясь рядом с ним. И вдумайся в это.
Затем мишна говорит: И пей с жадностью их слова. Разум делает человека совершенным, а человек без разума — это человек с недостатком. Поэтому он должен с жадностью впитывать разумные речи мудрецов: если он не будет пить их, он останется несовершенным, а совершенство может обрести, лишь впитав их. И (для него само собой разумеется, что) он будет пить эти слова с жадностью, так как будет страстно желать обрести совершенство и исправить недостаток — ведь ущербный человек лишен блага. И когда человек с жадностью пьет слова мудреца, этот мудрец становится для него тем, чем для человека является разум, то есть, (само восприятие слов мудреца) делает слушающего совершенным, как разум делает совершенным всего человека.
Йоси бен Йоэзер наставляет и обучает человека, как обустроить свой дом, сделав его домом мудрости и привлекши в него мудрецов. И дому подобает быть именно таким, поскольку он для человека то же, что тело для его разума. Тело точно так же принимает в себя разум, который поселяется и живет в нем. И если человек желает, чтобы дом его был таким, как нужно, он должен сделать его домом собрания для мудрецов, сидеть в пыли их ног и с жадностью пить их слова. Ведь все то же самое относится и к разуму, который не тождествен человеку, а просто гостит в нем. (И чтобы помнить об этом), человек должен сидеть в пыли возле ног мудреца, показывая (самому себе), что он отличается от мудреца, символизирующего разум, и что они соединены только местом совместного пребывания: мудрец, как и он сам, находится в его доме, — но никоим образом не смешаны и не объединены в единое целое. А из этого состояния будет следовать все, что относится к (взаимосвязи) человека и его разума, как уже было разъяснено. И поскольку разум дает человеку совершенство, хозяин, (принимающий у себя мудреца), должен с жадностью пить его слова, так как это напомнит (ему) о том, что мудрец дарует ему совершенство. И это следует понять.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»