Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Шхита, Раби Шломо Ганцфрид, Забота о здоровье, Йом тов, Отделение халы, Животные, Варка
1. Всякую работу, которую запрещено выполнять в Шаббат, запрещено выполнять также в Йом-Тов. И то, что в Шаббат запрещено делать даже с помощью нееврея, также запрещено и в Йом-Тов. И как требует заповедь предоставить отдых своей скотине в Шаббат, так же и в Йом-Тов. И единственная разница между Шаббатом и Йом-Товом — право готовить еду для людей, как сказано: «Только то, что может быть съедено, для всех людей, одно это может быть сделано у вас»; имеются в виду замешивание теста, выпечка, шхита (зарезание скотины) и варка. Кроме того, выносить вещи из одного владения в другое, а также переносить их по общественному владению в Йом-Тов разрешено даже не для приготовления еды, а для любой другой надобности, как выучили от мудрецов предыдущих поколений наши мудрецы благословенной памяти: Из-за того, что разрешено переносить вещи ради того, чтобы приготовить еду, разрешено это и не ради того, чтобы приготовить еду, а ради другой нужды.
Но свечу на йорцайт не следует зажигать в Йом-Тов1. (См. Выше, конец главы 90).
2. В Йом-Тов не делают ни сыр, ни масло2. И также не славят молоко сбраживаться в сыр в сычуг или любыми другими способами. И также запрещено собирать с молока сметану, кроме как в случае, когда немного сметаны оставляется на поверхности молока, как в Шаббат. И даже таким способом разрешается собрать только ровно столько, сколько нужно на сам сегодняшний Йом-Тов, однако собирать на завтра запрещено, поскольку запрещено готовить на завтра. Если же хозяин опасается, что сметана пропадет, разрешается собрать ее указанным выше способом, воспользовавшись помощью нееврея.
3. Пряности, которые потеряют свою силу, если размельчить их до Йом-Това, можно мельчить в Йом-Тов необычным способом, например, наклонив ступку и пользуясь одной из ее сторон, или на столе и т.д3. И также хрен, когда трут его на терке, не следует тереть его прямо в миску, как делают в будни, но на скатерть. Кофе же не следует молоть с помощью мельницы, а нужно воспользоваться ступкой и толочь его необычным способом; лучше же4 сделать все это накануне Йом-Това. То же, что вообще не теряет своей силы из-за размельчения, разумеется, следует не забыть размолоть накануне Йом-Това5; если же он забыл это сделать, можно разрешить ему сделать ее в Йом-Тов также необычным способом. И все вышеупомянутое можно делать только для сегодняшнего дня, но не для завтрашнего. И следует проследить4 за тем, чтобы сделать не больше, чем нужно для ближайшей трапезы. И также при размельчении мацы следует иметь в виду все это6.
4. Запрещено рубить дрова или даже ломать их руками. И запрещено собирать хворост там, где он разбросан7.
5. Раскладывать дрова на камнях, чтобы зажечь огонь, запрещено, поскольку это «строительство шатра», поскольку у него получаются как бы две стены, а над ними крыша. Необходимо же сделать это необычным способом, то есть взять дрова в руки и подложить под них камни. И также, когда человек хочет поставить кастрюлю на камни, чтобы зажечь под ней огонь, ему следует взять кастрюлю в руки и подложить под нее камни, но не ставить кастрюлю на уже лежащие камни7.
6. Не раздувают огонь мехами, чтобы не делать так, как делают профессионалы. В мире же принято разрешать пользоваться мехами, предназначенными для использования частными лицами, необычным способом — перевернув мехи верхней стороной вниз; но мехами, предназначенными для профессиональной работы, запрещено пользоваться даже необычным способом.
7. Разрешается перебрать бобы, столько, сколько нужно на сегодня, но не с помощью сита или решета. И также8 не следует сыпать их в воду, чтобы или мусор, или чистые бобы всплыли, а следует держать бобы в руке и отбирать то, что удобнее. Если легче отобрать мусор, можно отобрать мусор. Если же легче отобрать чистые бобы, можно отобрать чистые бобы9.
8. Если мука уже была просеяна, а человек просто хочет просеять ее еще раз, для этого следует воспользоваться помощью нееврея или сделать это необычным способом, то есть просеять ее через обратную сторону сита; и так же можно поступить с раскрошенной мацой10. Если же мука еще не была просеяна вовсе, ее может просеять только нееврей необычным способом. Запрещено отбирать мусор из муки, в случае, например, если туда нападала грязь и т.д.; и запрещено даже отобрать из раскрошенной мацы более крупные куски.
9. Замешивать тесто в Йом-Тов разрешено. Но, тем не менее, не следует отмеривать муку для теста, а следует насыпать ее на глаз11. Если же мерный сосуд используют не для отмеривания точного количества муки, а насыпают ее чуть больше или чуть меньше, это разрешено.
10. Если варят нарезанные кусочки теста (клецки), даже с соусом, для них следует замешать тесто накануне Йом-Това, поскольку, постояв, оно становится лучше. Если же тесто не замешано накануне Йом-Това, его разрешается замешать в Йом-Тов необычным способом, то есть, если обычно оно замешивается на доске, следует замешать его на скатерти и т.д. И также другие кушанья, которые не портятся от стояния, например, вареные фрукты и т.д., следует готовить накануне Йом-Това.
11. Если человек замешал тесто в Йом-Тов, разрешается отделить от него халу. Но запрещено сжигать ее, поскольку в Йом-Тов оскверненные святыни (к которым относится хала в наше время — перев.) не сжигают. И также запрещено печь ее, поскольку она не годится для еды: ведь в наше время на каждом из нас — нечистота мертвого тела12; и ее запрещено даже перемещать, но, пока отделивший держит ее в руках, он может отнести ее и положить в охраняемое место, где она долежит до исхода Йом-Това, когда ее можно будет сжечь. Если же тесто замешано накануне Йом-Това, от него запрещено отделить халу в Йом-Тов; следует же испечь его целиком, и хлеб можно будет есть, только нужно оставить немного хлеба, от которого он отделит халу после исхода Йом-Това. И нужно оставить столько хлеба, чтобы его хватило на отделение халы и еще немного осталось. (Все это действует только вне Земли Израиля; как поступать в Земле Израиля, см. выше, глава 35, параграф 9).
12. Запрещено замешивать глину в Йом-Тов, даже воспользовавшись помощью нееврея. И поэтому, если необходимо замазать устье печи, в которой оставляют горячее блюдо на Шаббат, необходимо приготовить для этого замешанную глину накануне Йом-Това. Воспользоваться для этого грязью с улицы также запрещено, если она не приготовлена накануне Йом-Това и не сложена в определенном месте. И правильно было бы воздержаться от разравнивания глины, которой замазывают устье печи, а просто заткнуть его, не разравнивая, поскольку некоторые запрещают выполнять работу «разравнивание» даже для приготовления еды13.
13. Если в доме или во дворе находятся птицы, выращиваемые специально для еды, и если они настолько приучены к дому, что, даже если выходят на улицу, к вечеру возвращаются домой — для того, чтобы зарезать их на Йом-Тов, разрешается поймать их даже на улице. Но если их ловят не для того, чтобы съесть, это запрещено. Если же они недавно куплены, так что еще не успели привыкнуть к дому, их запрещено ловить даже для еды, даже если они находятся в доме. Однако ночью, когда они спят, разрешается их взять. И во всех этих случаях необходимо выбрать накануне Йом-Това именно тех птиц, которых собираются зарезать в Йом-Тов, поскольку, если человек будет выбирать птицу в Йом-Тов, может оказаться, что он сначала возьмет слишком худую, оставит ее и выберет другую, и окажется, что ту, первую, он перемещал без необходимости )когда она была мукце). Те же птицы, которые предназначены не для еды, а для того, чтобы нести яйца, в любом случае являются мукце14.
14. Голубей, живущих на чердаке или в голубятне, даже если они всегда возвращаются в гнезда, запрещено ловить, даже если он уже выбрал их для еды накануне Йом-Това.
15. Если ноги птицы связаны ниткой, после зарезания птицы разрешается перерезать или пережечь эту нитку. И разрешается14* сшивать нафаршированную птицу, но необходимо проследить, чтобы нитка была вдета в иголку накануне Йом-Това. Если же накануне Йом-Това она не была вдета в иголку, запрещается сделать это в Йом-Тов. После того, как фаршированная птица зашита, разрешается сжечь оставшуюся нитку.
16. Рыб в аквариуме, если их можно поймать только специальным инструментом, но не руками, запрещено ловить; если же их можно поймать руками, разрешается ловить их раже с помощью инструмента15. Если в аквариуме много рыб, следует накануне Йом-Това выбрать ту из них, которую хотят взять в Йом-Тов, то есть как-нибудь пометить ее. Если же в Йом-Тов понадобятся все рыбы, следует выбрать их всех, то есть накануне Йом-Това сказать: «Всех этих рыб я предназначаю для Йом-Това»15*.
17. Если есть сомнение, предназначили ли данное животное, птицу и т.д. для этого Йом-Това — это животное и т.д. запрещено брать. Если же они очень нужны16, можно позволить себе взять их во второй Йом-Тов, но не в Рош а-Шана.
18. Если живое существо в данный Йом-Тов является мукце, запрещено ставить рядом с ними еду или питье, но можно поставить их в некотором отдалении17.
19. Если человек зарезал птицу, а она оказалась некошерной — ее запрещено перемещать, как всякую другую мукце18. Если же человек зарезал животное, а оно оказалось некошерным — разрешается перенести его в такое место, где мясо не испортится19. Если же невозможно сохранить мясо так, чтобы оно не испортилось, разрешается продать его нееврею так, чтобы не нужно было ни назначать цену, ни взвешивать мясо. И, возможно, даже с откормленными гусями, которые часто оказываются некошерными, это можно разрешить20.
20. Разрешается зарезать скотину в Йом-Тов только при очень большой необходимости. И запрещено продавать ее мясо, назначая цену или взвешивая куски мяса, а следует просто дать покупателю какой-нибудь кусок, а после Йом-Това тот ему заплатит.
21. Тому, кто режет скотину, лучше не проверять ее легкие на кошерность, пока он не снимет шкуру, поскольку, если он проверит их и обнаружит некошерность, снять шкуру будет запрещено. Разрешается переносить шкуру животного, зарезанного в Йом-Тов, чтобы спрятать ее, но запрещается растягивать ее на колышках. Другие же кожи переносить запрещено. И также перья птиц, зарезанных в Йом-Тов, разрешено переносить, чтобы спрятать, но другие перья переносить запрещено.
22. Разрешается высаливать мясо, чтобы удалить из него кровь, даже если можно было высолить его накануне Йом-Това, но только в том случае, если мяса ровно столько, сколько нужно на сегодня. Если же мяса в куске больше, а хозяин просто боится, что оно испортится, разрешается высолить все мясо вместе21, даже если его гораздо больше, чем нужно на сегодня, поскольку высаливание всего мяса — одно действие. Но если мясо уже высолено, и также если речь идет про рыбу, которую можно было посолить накануне Йом-Това22, запрещено солить ее в Йом-Тов23.
23. Когда человек печет что-то в Йом-Тов, запрещено делать на изделии рисунки с помощью специальной формы или вручную, и делать из теста разные фигурки, например, птичек и т.д.
24. Запрещено разравнивать что бы то ни было в Йом-Тов, как и в Шаббат. И поэтому запрещено нагревать восковую или сальную свечу, чтобы приклеить ее к подсвечнику или к стене, поскольку, возможно, из-за этого поверхность свечи разравняется. Если же чашка подсвечника забилась салом, ее разрешено почистить, используя какой-либо инструмент, не являющийся мукце.
25. Запрещено гасить огонь в Йом-Тов. И даже делать что-либо, что приведет к угасанию огня, запрещено24. И поэтому запрещено ставить горящую свечу в месте, где ветер может подуть и погасить ее, даже если сейчас ветер не дует. И также запрещено открывать дверь или окно напротив горящей свечи (как сказано выше, глава 80, параграф 2).
26. Разрешается закрыть огонь сосудом или заранее приготовленным пеплом (см. ниже, глава 99, параграф 4). И несмотря на то25, что, возможно, огонь немного пригаснет из-за того, что его закроют, тем не менее, поскольку человек не намеревается нарочно погасить его (и, кроме того, в данном случае, тушение огня — это «работа, в непосредственном результате которой человек не заинтересован»), если это нужно для Йом-Това, так сделать разрешается. Но разрешение действует только в случае, если это нужно именно на сегодня; если же это делается ради следующей ночи — это запрещено, поскольку ночь относится уже ко второму Йом-Тову.
27. Не кипятят и не прокаливают посуду, ставшую некошерной26. О том, как окунать посуду в Йом-Тов, см. выше, глава 60, параграф 7.
28. Законы мытья посуды в Йом-Тов — те же самые, что и в Шаббат (изложены в главе 70, параграф 26), и запрещено в первый Йом-Тов мыть посуду для использования ее во второй Йом-Тов.
29. Запрещено топить печь, чтобы прогреть дом, кроме случаев, когда мороз настолько силен, что еда замерзает, и получается, что печь топится для того, чтобы можно было есть. Но если мороз не настолько силен, это запрещено27; и разрешается сделать это, только воспользовавшись помощью нееврея.
30. Разрешается нагреть воды для того, чтобы помыть руки28, но не для всего тела. Если необходимо вымыть ребенка, для этого также запрещается греть воду даже с помощью нееврея. Но можно налить для него больше воды, то есть, если для варки пищи необходимо немного горячей воды, разрешается нагреть большой котел; только следует налить в него воду до того, как он поставлен на огонь, и не доливать ее после этого. Если же ребенок болен, даже неопасно, разрешается нагреть для него воды, воспользовавшись помощью нееврея.
31. Запрещено добывать огонь как кремнем, так и увеличительным стеклом или с помощью спичек.
32. Не устраивают «ароматную жаровню», то есть не рассыпают благовония по углям, как для того, чтобы вдыхать запах, так и для того, чтобы пропитать этим запахом дом или одежду, как сказано: «…то, что будет съедено людьми…», то есть можно делать только то, в чем нуждаются все люди; ароматные жаровни же нужны только людям изнеженным и избалованным. Относительно курения мнения мудрецов наших благословенной памяти разделились29. И тот, кто разрешает себе это, должен, тем не менее, остерегаться зажигать сигарету от горящей бумаги или от угля, поскольку, когда он бросает их на землю, они от этого гаснут, а он легко может ошибиться и сделать так в Йом-Тов, поскольку уже привык делать так в будни30. Если же31 на бумаге написаны или напечатаны какие-то буквы, а курящий сжигает их, он нарушает также запрет «стирать написанное». Следует же зажигать сигарету от языка пламени. И также не следует использовать для курения новую трубку. Запрещено также резать табак в Йом-Тов. И, видимо, запрещено также отрезать кончики сигар.
33. Действия, не являющиеся в полном смысле этого слова «работой» и которые запрещено совершать в Шаббат из-за того, что они служат для лечения неопасно больного (как разъясняется выше, глава 91) — эти действия запрещено совершать как в первый Йом-Тов, так и в оба дня Рош а-Шана (см. ниже, глава 99, параграф 2), кроме как воспользовавшись помощью нееврея32; но во второй Йом-Тов (кроме Рош а-Шана) их разрешается выполнять даже еврею32*. Но настоящую запрещенную работу запрещено выполнять в Йом-Тов для неопасно больного, даже во второй Йом-Тов, кроме как с помощью нееврея33. (См. «Шульхан Арух», глава 496, параграф 2; и в каждом конкретном случае следует спрашивать раввина).
34. Выносить из владения во владение в Йом-Тов разрешено, даже если это не нужно для приготовления еды, только необходимо, чтобы это было нужно для чего-то другого (как сказано в параграфе 1); если же это вообще ни для чего не нужно, в этом случае выносить разрешено только туда, куда разрешено выносить в Шаббат34. И даже если это нужно для еды, например, для того, чтобы принести вина, не следует переносить большие тяжести, как человек обычно делает в будни, а следует сделать по-другому35. Если же сделать по-другому нельзя, например, если у человека много гостей, пусть делает, как обычно.
35. Те работы, которые разрешается выполнять в Йом-Тов, разрешается выполнять именно для человека, но не для скотины, как сказано: «…будет сделана для вас…» — и мудрецы толкуют это так: «Для вас, но не для скотины». И поэтому запрещено варить или переносить из владения во владение что бы то ни было для скотины, как в Шаббат.
36. Запрещено варить или печь для нееврея. Но тот, у кого есть слуга-нееврей, имеет право добавить в свою кастрюлю немного еды и для него и сварить все вместе в одной кастрюле36. Но для уважаемого нееврея37 запрещено даже добавить еды в кастрюлю. И более того, даже если еврей сварил еду для себя, ему запрещено пригласить нееврея на свою трапезу. Но нееврею, знакомство с которым еврей не использует для повышения своего социального статуса, можно дать что-нибудь из сваренного или испеченного38. А печь хлеб запрещено даже для нееврея-слуги.
37. Запрещено выносить что-либо для нееврея, кроме как в то место, куда можно выносить в Шаббат.
1 Тем не менее, ели человек не зажег эту свечу накануне Йом-Това, пусть зажжет ее в комнате, в которой он ест, так что она сделает комнату более освещенной. Лучше же зажечь эту свечу в синагоге; а в тяжелой ситуации, возможно, разрешается зажечь где угодно.
2 в некоторых случаях это разрешено сделать, воспользовавшись помощью нееврея, или необычным способом.
3 Это относится только к вещам, которые теряют лишь немного своей силы, как перечисленные ниже; если же пряность, размолотая накануне Йом-Това, потеряет свою силу полностью, нет необходимости размельчать ее в Йом-Тов необычным способом (однако делать это с помощью жерновов запрещено).
4 Не приводится в МБ.
5 Работу, необходимую для приготовления еды, если не является более предпочтительным сделать ее в сам Йом-Тов, следует, если она не сделана накануне Йом-Това, выполнять необычным способом. И мудрецы последнего времени спорят, разрешается ли нарочно оставить ее на Йом-Тов, чтобы сделать необычным способом (и см. БГ, где объясняется, почему это может быть запрещено). Если накануне Йом-Това не остается времени, можно положиться на мнение разрешающих. Если же человек физически не смог сделать эту работу накануне Йом-Това, он может делать ее в Йом-Тов обычным способом.
6 В МБ написано, что размельчение мацы не называется «размалыванием» (и потому разрешено) — перев.).
7 См. подробности этого закона в «Шульхан Арухе» и МБ.
8 «Беэр Эйтев».
9 Если же человек может перебрать бобы накануне Йом-Това, лучше, если это возможно, отбирать именно чистые бобы, оставляя мусор.
10 Эти законы действуют в случае, когда мука или раскрошенная маца просеиваются для того, чтобы отделить мусор. Если же мука просеивается только для того, чтобы хлеб был лучше, достаточно сделать это слегка необычным способом. Если же у используемого сейчас сита ячея меньше, чем у того, через которое мука была просеяна раньше, тогда это — первое просеивание, о котором речь будет идти ниже. (Запрет, приведенный в конце параграфа, относится к случаю, когда отбор производится рукой; и ничего не меняет то, что в параграфе 7 отбирать рукой разрешено. См. БГ на начало главы 510.
11 Если же необходимо отмерить муку точно, это разрешено.
12 А вне Земли Израиля, там, где есть обычай отдавать халу коhену (и поблизости есть коhен, которому ее можно отдать), ее разрешено испечь.
13 По мнению же МБ, эту глину можно разровнять.
14 См. ниже, примечание 1 к главе 99, что говорит об этом МБ.
14* Поскольку того невозможно сделать накануне Йом-Това.
15 Но только в том случае, если аквариум маленький, а вода в нем прозрачная.
15* Некоторые же говорят, что в этом случае не требуется их выбирать (и к этому же мнению склоняется «Шаар а-Цийун». И только в случае, если нужна только небольшая часть рыб, следует непременно поступать так, как сказано в параграфе 13.
16 Выражение МБ: при возможности серьезного ущерба.
17 По мнению же МБ, этот запрет действует только в отношении тех животных, на которых распространяется запрет «ловить». И также животных, некошерных для еды, разрешается кормить и поить.
18 См. МБ, где сказано, что, по некоторым мнениям, это разрешено.
19 Некоторые же сомневаются в этом. Но продать его нееврею, как описывается ниже, все разрешают.
20 И в «Шаар а-Цийун» также написано, что их закон — такой же, как для скотины.
21 Если человек рассыпает соль по всему мясу за один раз. И это разрешается даже тогда, когда можно было высолить все мясо накануне Йом-Това — так сказано в МБ. (Но «Шаар а-Цийун» приводи мнение, которое в этом случае запрещает это делать).
22 И, полежав в соли, она становится вкуснее.
23 В Йом-Тов ночью разрешается посолить ее, чтобы не испортилась, если он намеревается съесть ее днем.
24 Мнение МБ относительно действий, приводящих к угасанию огня, см. в главе 514, параграф 3. Но с законом, приведенным ниже, согласна и МБ.
25 Некоторые разрешают делать это, даже если огонь наверняка потухнет, если только человек не собирается нарочно потушить его таким образом. (И см. МБ, глава 514, параграф 7, о том, каким образом можно потушить огонь, если это необходимо для приготовления пищи).
26 Если же человек не мог откошеровать эту посуду накануне Йом-Това — см. МБ, глава 509, параграфы 5 и 6. Если же у человека уже есть кипящая вода (приготовленная для еды), откошеровать ею посуду разрешено.
27 Но в еврейском мире принято разрешать это.
28 А также лицо и ноги. Некоторые же мудрецы разрешают, больше того, нагреть столько воды, сколько необходимо для мытья не целиком.
29 И принято разрешать это во второй Йом-Тов, но запрещать в первый Йом-Тов, а также в оба дня Рош а-Шана. Если же человек разрешает это себе также и в первый Йом-Тов — его не одергивают.
30 И также не следует стряхивать пепел.
31 ситуации, приведенные здесь, до конца этого параграфа, в МБ не обсуждаются.
32 Поскольку первый Йом-Тов имеет тот же закон, что и Шаббат. См. выше, глава 91.
32* В случаях, когда речь идет о работах, запрещенных только по словам мудрецов. И разрешение действует даже и случаях, когда все тело больного не болит.
33 И только в том случае, если больной из-за болезни лежит в кровати или если болит все его тело. (Если же эту работу выполняет еврей необычным способом — мудрецы сомневаются, разрешено ли это).
34 Относительно двора, в котором не сделан эрув, см. МБ, глава 518, параграф 10, конец главы 416 и глава 528.
35 В своем же доме или дворе это разрешено. (И так даже предпочтительнее, поскольку приходится меньше ходить).
36 И при выполнении условий, изложенных в главе 101, параграф 1.
37 То есть не для слуги.
38 По мнению МБ, это можно только в том случае, если нееврей пришел без приглашения, и если еврей не уговаривает его поесть (и все это относится только к тому случаю, когда нееврей приходит к уже приготовленной трапезе).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»