Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Песах, Праздники, Рамбам, Жертвоприношения
116-я заповедь – запрещение оставлять предназначенные для воскурения на жертвеннике части пасхальной жертвы до тех пор, пока они станут непригодными для жертвоприношения. И об этом Его речение: “...И да не останется тук Моей праздничной жертвы до утра” (Шмот 23:18).
В Мехильте объяснено: “И да не останется...” – этот стих учит нас, что тук пасхального ягненка становится непригодным для жертвоприношения, если не возносится на жертвенник до утра”.
И этот же запрет повторен еще раз в несколько иных выражениях, И об этом Его речение: “...И да не останется (вне жертвенника) до утра жертва праздника Песах” (Шмот 34:25).
117-я заповедь – запрещение оставлять мясо пасхального ягненка до следующего дня, т.е. до 15-го дня месяца нисана. И об этом Его речение: “И не оставляйте от него до утра...” (Шмот 12:10). И мы уже разъясняли (Д 91), что эта заповедь “Не делай” обусловлена выполнением заповеди “Делай”, ведь Ашем повелел: “...а оставшееся от него до утра сожгите в огне” (там же). И сказано в Мехильте: “Писание обусловливает заповедь “Не делай” заповедью “Делай” (т.е. если вовремя выполняется повеление и до наступления утра все оставшееся мясо сжигается, то запрет становится излишним)”. И за нарушение подобного запрета наказание бичеванием не установлено.
118-я заповедь – запрещение оставлять мясо праздничной жертвы хагига, приносимой в 14 день месяца нисана, как разъяснено в 6-ой главе трактата Песахим (70а-71б), до третьего дня после жертвоприношения; но все мясо должно быть съедено за два дня. И об этом Его речение: “И да не останется мяса от того, что ты приносишь в жертву вечером, с первого дня до утра” (Дварим 16:4). Наши мудрецы (Мидраш агадоль) объясняют этот стих так: “Писание говорит здесь о праздничной жертве, приносимой одновременно с пасхальным ягненком. Стих учит, что мясо этой жертвы должно быть съедено за два дня. Может быть, оно должно быть съедено за один день? Тора говорит: “...до утра” – до утра второго дня праздника (т.е. мясо жертвы, которая режется вечером 14-го нисана, не должно оставаться “до утра” второго дня праздника, 16-го нисана, но его едят 14-го и 15-го)”. И об этой жертве говорит Ашем, да будет Он превознесен: “И зарежь в Песах Ашему, своему Б-гу, мелкий и крупный скот, на месте, которое изберет Ашем, чтобы пребывать Его Имени там” (там же 16:2). И остатки мяса праздничной жертвы, приносимой 14-го нисана, должны быть сожжены до наступления третьего дня (Д 91). Поэтому за нарушение данного запрета наказание бичеванием не установлено (ведь это запрет, обусловленный выполнением заповеди “Делай”, см. НД 117).
Законы, связанные с праздничной жертвой 14-го нисана, разъясняются в нескольких местах трактата Песахим (69б-71б,114аб) и в трактате Хагига (7б-8а).
119-я заповедь – запрещение оставлять до следующего утра также мясо ягненка, приносимого в жертву во “второй Песах” (14-го ияра; см. Д 57-58). И об этом речение Ашема, относящееся к жертве “второго Песаха”: “Да не оставляют от него до утра” (Бемидбар 9:12). Это также запрет, актуальность которого зависит от выполнения соответствующей заповеди “Делай” (Д 91).
Сто двадцатая заповедь – запрещение оставлять мясо благодарственной жертвы до следующего утра, И об этом Его речение, касающееся законов благодарственной жертвы: “В тот же день она должна быть съедена, не оставляйте от нее до утра” (Ваикра 22:30). Этот запрет поставлен в зависимость от выполнения предписывающей заповеди. И так же в отношении всех других жертв – все, что не было съедено за время, отведенное законом для вкушения жертвы, должно быть сожжено, и сожжение остатков – заповедь “Делай”, как мы разъясняли, комментируя 91-ую предписывающую заповедь.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.