Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Песах, Рамбам, Жертвоприношения
121-я заповедь – запрещение разламывать кость пасхальной жертвы. И об этом Его речение: “И не преломляют костей его” (Шмот 12:46). Разбивающий одну из костей пасхальной жертвы карается бичеванием, ведь ясно сказали мудрецы (Песахим 84а): “Разбивающий кость ритуально чистой (пригодной для еды) пасхальной жертвы карается бичеванием”.
122-я заповедь – запрещение разламывать кость ягненка, принесенного в жертву на “второй Песах“ (Д 57-58). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И не преломляют костей его” (Бемидбар 9:12). Разбивающий кость жертвы “второго Песаха” также карается бичеванием.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Когда Тора указывает, что “не преломляют костей” ягненка, приносимого в жертву на “второй Песах”, не имеется в виду просто запретить это действие, – ведь уже написано (Бемидбар 9:12), что и во “второй Песах” “...по всем законам о пасхальной жертве пусть поступают”. Но добавлено “И не преломляют костей его”, чтобы научить: запрет касается как кости, наполненной костным мозгом, так и полой кости”.
Законы, связанные с преломлением кости пасхальной жертвы, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим (83а-85а).
123-я заповедь – запрещение выносить мясо пасхальной жертвы с места, где хабура (группа, от имени которой была принесена эта жертва) собралась, чтобы вкушать мясо жертвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В одном доме следует его вкушать, не выноси из дома этого мяса” (Шмот 12:46). И сказано в Мехильте: “Из дома” – т.е. с места, где собрались вкушать это мясо”.
Мясо, вынесенное с такого места, запрещено есть, и оно приобретает статус некашерного.
В трактате Песахим (85а) сказано: “Хотя тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, преступает заповедь “Не делай”, он, тем не менее, остается ритуально чистым (т.е. это мясо не становится источником ритуальной нечистоты)”. И там же (85б) сказано: “Тот, кто переносит мясо пасхальной жертвы из одной хабуры в другую, не подлежит наказанию до тех пор, пока не положит вынесенное им мясо вне первоначального места, ведь написано “...не выноси” – так же, как в запрете выносить вещи в Шабат. Как в Шабат выносящий вещи из места, обладающего статусом “частного владения”, на место, обладающее статусом “принадлежащего всем”, подлежит наказанию только после того, как он положит вынесенный предмет вне первоначального места, так и здесь – наказанию подлежит только тот, кто вынес мясо и расположил его вне первоначального места”. И тот, кто расположил вынесенное мясо пасхальной жертвы вне его первоначального места, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Песахим.
124-я заповедь – запрещение выпекать квасное из муки, оставшейся от минхи (хлебного дара). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А оставшееся от него (хлебного дара) пусть едят Аарон и сыны его, пресным должно есть его на святом месте... Не должно оно быть испечено квасным” (Ваикра 9:10), – т.е. не выпекают квасного из муки, оставшейся после воскурения горсти хлебного приношения на жертвеннике.
И тот, кто выпекает из остатков муки квасное, карается бичеванием, как разъясняется в мишне (Менахот 55а), где сказано: “За выпечку квасного – карается бичеванием”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Менахот (55а-56б).
125-я заповедь – запрещение есть пасхального ягненка сваренным или недопеченным, а только прожаренным на огне. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде” (Шмот 12:9). И мы уже разъясняли в “9-ом принципе”, предпосланном этому сочинению, что преступивший этот запрет карается бичеванием.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.