Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещение изменять предназначение жертвенного животного и др.

106-я заповедь – запрещение заменять животное, посвященное в жертву, другим. Такая подмена называется тмура (Д 87). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “А если это скот, из которого приносят жертву Ашему, то все, что человек отдаст из этого скота Ашему, должно быть свято. Нельзя выменивать его  и заменять его – хорошее плохим или плохое хорошим...” (Ваикра 27:9-10). И этот запрет повторен по отношению к десятине, отделяемой от скота: “...Всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Б-гу, – не должно разбирать, хорошее то или плохое, и нельзя заменять его” (там же 27:32-33).

В Сифре (Бехукотай) объясняется причина этого повторения: “Уже в первом речении (27:10) десятина подразумевалась среди прочих случаев, когда посвященное животное нельзя заменять. Почему же сказано про десятину отдельно (в стихе 27:33)? Чтобы показать: как животное, отделенное в десятину, запрещено заменять, поскольку оно посвящено для принесения на жертвенник, так и запрет подмены в целом, выраженный в речении “Нельзя выменивать...”, относится только к тем животным, которые посвящаются для принесения на жертвенник (а не просто в собственность Храма)”. И тот, кто совершает подмену, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тмура.

 

 

107-я заповедь – запрещение изменять предназначение жертвенного животного, переадресовывая его с одного вида жертвоприношения на другой. И тот, кто приносит, например, в повинную жертву животное, посвященное в мирную жертву, или же приносит в грехоочистительную жертву животное, предназначенное в повинную жертву, – преступает заповедь “Не делай”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Первенца же из скота, принадлежащего по первородству Ашему, никто посвятить не может: бык то или агнец – он (и так посвящен) Ашему” (Ваикра 27:26). И известно нам из устной традиции (Арахин 8:7): “...никто посвятить не может...” – имеется в виду, посвятить для принесения на жертвенник (т.е. невозможно посвятить Ашему в жертву животное, уже посвященное Ему в силу своего первородства).

И сказано в Сифре (Бехукотай): “Но в этом речении говорится только о первенце. Откуда же мы знаем, что любое посвященное животное невозможно переадресовать с одного вида жертвоприношения на другой? Тора говорит: “...из скота... никто посвятить не может...”. Т.е. Тора указывает: все, что посвящено “из скота” Ашему, невозможно изменить посвящение на другую жертву. Но все должно оставаться в соответствии с первым посвящением. 

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Тмура (24б-25а).

 

 

108-я заповедь – запрещение выкупать первенцев кашерного скота. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Но первенца из быков или  первенца из овец, или первенца из коз не выкупай – святыня они, кровью их окропляй жертвенник, тук же их воскуряй...” (Бемидбар 18:17). Однако таких первенцев разрешено продавать, как объяснено в трактате Бехорот (31-32б). И сказано в Сифре (Бехукотай): “Ашем говорит о первенце: “...не выкупай” – но продавать его можно”.

 

 

109-я заповедь – запрещение каким-либо путем продавать животное, отделенное в десятину. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен, в котором говорится о животном, отделенном в десятину: “...Оно будет свято, не сможет освободиться от святости” (Ваикра 27:33). И объясняется в Сифре: “Сказано по поводу животного, посвященного в десятину, что оно “не сможет освободиться от святости”его невозможно продать ни живым, ни зарезанным, ни цельным, ни увечным”.

Законы, связанные с выполнением этой и предыдущей заповеди, разъясняются в трактате Бехорот и в начале трактата Маасэр шени (1:2).

 

 

110-я заповедь – запрещение продавать посвященное хозяевами поле, и даже продавать его казначею, распоряжающемуся имуществом Храма. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Все посвященное, что посвящает человек Ашему из какой-либо своей собственности: человека ли, скотину ли, или часть принадлежащего ему поля, – не продается и не выкупается...” (Ваикра 27:28). Сказано в Сифре (Бехукотай): “Не продается” – даже казначею Храма”. И речь здесь идет о “безадресном посвящении” (когда не было уточнено, что данное поле “посвящается Ашему”, но просто было сказано: “Это поле посвящено” /Д 145/).

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.