Из цикла «В кругу великих», темы: Мудрость, Цдака, Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Жадность
Основополагающие слова нашего учителя о том, что человек не способен отдать другому все свое имущество, и потому предпочтительнее, чтобы он обязался дать столько, сколько может, были для меня важным уроком, который очень пригодился мне на практике.
Я познакомился с одним богатым человеком, который был очень скуп. После смерти его жены я встретил его в минуту слабости и смятения, и он, изливая душу, говорил мне, что жизнь — это пустота и суета, и потому он готов дать мне то, что я просил у него в прошлом; он жертвует все свое состояние учреждениям молодежного центра «Сде хемед».
Понятно, что его щедрое предложение очень растрогало и воодушевило меня. По моей оценке, подобное пожертвование могло бы обеспечить будущее этого центра на все времена. Однако, когда я вознамерился попросить его оформить договор с обязывающей подписью, в моей памяти всплыла та история с нашим учителем, и я понял, что также и этот человек не может пожертвовать все свое имущество на цели благотворительности.
Я сказал ему, что его намерение пожертвовать все свое состояние на святое дело — похвальное и достойно высокой оценки, но я не хочу, чтобы он делал это сейчас, а только (как говорят) «после ста двадцати»[29]. — Передай нам свое состояние по завещанию, — сказал я ему, — а сейчас я бы попросил тебя пожертвовать лишь небольшую сумму, на одно здание в «Сде хемед». Эту просьбу он исполнил сразу же, на месте.
Его первоначальное желание пожертвовать нам все свое имущество действительно не осуществилось… Когда состояние душевного волнения у него прошло, он забыл обо всем. И только благодаря тому, что я выучил с помощью нашего учителя, я удостоился сам и удостоил того человека сделать дело, на которое он был способен.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»