Из цикла «В кругу великих», темы: Хазон Иш, Помощь, Шломо Лоренц, В кругу великих, Любовь к ближнему
Кроме того, что бесполезно просить человека о том, что превышает его душевные возможности, наш учитель считал также, что прежде, чем обращаться к кому-либо с какой-то просьбой, следует взвесить, действительно ли есть реальный шанс на то, что она будет удовлетворена, — ведь если она не будет удовлетворена, то отказ может стать причиной напрасной ненависти.
Вот что написал наш учитель в письме, которое было опубликовано большим мудрецом Торы р. Вольфом Басфером в книге «Наши учителя»:
Если ты хочешь попросить о чем-либо ближнего своего, взвесь на точных весах, достигнешь ли желаемого, и не говори: что произойдет, если я попрошу его и просьба не будет удовлетворена? Знай, что ты много теряешь в этом деле, ибо ты сам не можешь быть уверен, что в твоем сердце не пробудится гнев в ответ на его отказ. И также в сердце ближнего закрадывается мысль о том, что ты на него обижен. И вот, ты возвел преграду между братьями и умножил напрасную ненависть. И тот, кто легкомыслен в своих речах и привычен к тому, чтобы обращаться с просьбами, ненавидит сам и ненавистен другим.
Наш учитель писал:
Подавленность духа тяжелее для человека, чем страдания от неудовлетворенности его телесных потребностей; поскольку это так, у меня есть оправдание в том, чтобы не брать на себя исполнение просьб, которые связаны с делами, вызывающими у меня угнетение духа или идущими вразрез с моими убеждениями. И отправлять людей, приходящих ко мне с просьбой, ни с чем — дело чрезвычайно тяжкое для меня; в книге Шаарей тшува рабейну Йоны, будь благословенна его память, сказано, что обращение с такого рода просьбами подпадает под запрет (Торы) «Не властвуй над ним жестоко» (Ваикра, 25:46).
(Ковец игрот, ч. 2, 89)
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»