Темы: Йехезкель, Самопожертвование, Недельная глава, Идолопоклонство, Эмор, Рав Бенцион Зильбер, Навуходнецар, Освящение Имени Всевышнего
Как мы уже говорили, один из трех наиболее строгих запретов, нарушения которых мы обязаны избежать любой ценой, – запрет идолопоклонства. Если от еврея требуют нарушить этот запрет под угрозой смерти, он должен быть готов пожертвовать жизнью.
Так евреи и поступали на протяжении веков, от эпохи Калигулы до времен Хмельницкого, да сотрутся имена грешников, во времена крестовых походов и инквизиции. Еврейская история хранит бесчисленное множество фактов самопожертвования, когда никакие угрозы и никакие посулы не могли заставить евреев поклониться чужим богам. В третьей главе Книги Даниэля содержится один из самых известных и самых сложных по мотивировке примеров такой самоотверженности. Это произошло во времена, когда Вавилонской империей правил Невухаднецар (в принятой в русском языке транскрипции – Навуходоносор), владыка самовлюбленный и жестокий. Невухаднецару было мало всевозможных почестей и неограниченной власти над народами его империи. По велению царя было изваяно из золота его изображение – огромная, высотой около тридцати метров, статуя, которая должна была символизировать его могущество и могущество его империи. Царь потребовал, чтобы все его подданные поклонились статуе.
Каждый из народов, населяющих страну, обязали прислать трех представителей для участия в торжественном открытии статуи. Участникам церемонии было приказано встать перед статуей и по специальному знаку пасть ниц – поклониться ей. В приказе было сказано, что тех, кто этого не сделает, бросят в горящую печь. Представителей от евреев царь сам назвал поименно. Он потребовал, чтобы от евреев на церемонию явились Хананья, Мишаэль и Азарья – три еврейских юноши, воспитанные при дворе и занимавшие там высокие посты.
Поклониться идолу? Для трех юношей это было исключено. Умереть? Но тогда надо твердо знать, ради чего. Действительно ли скульптурное изображение царя является идолом? Возможно, это только статуя, и назначение у нее – чисто политическое. А если это не идол, так, может быть, поклониться можно? Но как это будет понято другими? Пусть это просто статуя, а не идол, но люди могут воспринять поступок юношей как поклонение евреев идолу, и тогда этот поступок будет осквернением Имени. Мидраш в «Шир а-ширим Раба» рассказывает, как эти трое, получив приказ царя, отправились за советом к великому мудрецу Даниэлю. Даниэль нашел положение сложным и не стал выносить решение сам, а посоветовал юношам обратиться к пророку Йехезкелю.
Йехезкель прочел юношам выдержку из одного из пророчеств великого Йешаяу: «Ступай, мой народ, войди в свои покои и запри за собой двери, спрячься лишь на мгновение, пока не пройдет гнев» (Йешаяу, 26:20) – и предложил им поступить так, как сказано у Йешаяу. Это означало, что от выполнения смертоносной миссии, выпавшей на долю юношей, можно уклониться, можно переждать опасность в укрытии.
У Хананьи, Мишаэля и Азарьи появилась возможность избежать испытания. И тем не менее ответ пророка их не удовлетворил. Их беспокоило, что следствием такого решения может стать осквернение Имени Всевышнего, хилуль Ашем.
Ведь что произойдет? На площади перед статуей соберутся тысячи людей, и не разглядеть будет, кто именно бьет поклоны перед истуканом. Их отсутствия никто не заметит. И уже назавтра, толкуя о великолепном торжестве, люди будут описывать, как все подданные Невухаднецара в полном единодушии поклонились идолу. И евреи не составили исключения.
Допустить этого было нельзя. Хананья, Мишаэль и Азарья сказали Йехезкелю, что прятаться не будут. Они публично откажутся преклонить колени перед идолом. Тогда Йехезкель обратился к Творцу с вопросом, спасет ли Он этих людей от неминуемой гибели. Всевышний не обещал спасения. Ответ потряс пророка, но не смутил Хананью и его товарищей. Они взвесили все доводы, решили, что их долг – публично продемонстрировать силу еврейского духа, и были готовы отдать жизнь ради освящения Имени Творца. Книга Даниэля рассказывает нам, что с тремя юношами произошло великое чудо и они вышли из печи невредимыми. Мидраш «Торат коаним» на главу «Эмор» говорит: «Отсюда следует, что для того, кто жертвует собой в расчете, что Б-г совершит для него чудо, – Б-г не делает чуда, а для каждого, кто не рассчитывает на чудо, – делает чудо». Думается, пояснения тут не нужны.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».