Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Цдака, Эмор, Зелиг Плискин, Материальный ущерб, Освящение Имени Всевышнего
НЕ ПРОФАНИРУЙТЕ МОЕ СВЯТОЕ ИМЯ, И Я БУДУ ОСВЯЩЕН СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. Я — БОГ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ВАС СВЯТЫМИ (Ваикра, 22:32)
Рамбам пишет: Есть вещи, которые являются профанацией, осквернением имени Бога. Когда талмид хахам поступает так, что люди начинают о нем плохо говорить, то даже если его действия не являются нарушением закона, все же он профанирует имя Бога. Если такой человек покупает и не платит, как полагается, хотя может это сделать, так что его спрашивают об оплате, или невежливо разговаривает с людьми и нехорошо к ним относится, а легко гневается и ссорится, это тоже является осквернением имени Бога. Чем выше, значительнее человек, тем внимательнее он должен относиться к своему поведению. Такой человек обязан делать для других больше, чем требует буква закона.
Если человек постоянно занят Торой и внимателен к своему поведению, вежливо и дружелюбно говорит с людьми, а когда ему доставляют неприятности, не отвечает тем же и относится с уважением даже к проявляющим к нему пренебрежение; если он честен в делах, всегда делает для других больше, чем требует закон, и избегает крайностей — то его будут хвалить и любить и захотят ему подражать. Такой человек делает кидуш АШем, он освятил имя Бога. О нем написано у пророка Йешаяѓу: «И Он сказал мне: ты мой слуга Израиль, в котором Я буду прославлен» (Ѓилхот йесодей аТора).
КОГДА БУДЕШЬ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ С ТВОЕЙ ЗЕМЛИ, НЕ ЖНИ МЕЖИ ТВОЕГО ПОЛЯ И ОПАВШИХ КОЛОСЬЕВ НЕ ПОДБИРАЙ, НИЩЕМУ И ПРИШЕЛЬЦУ ОСТАВЬ ИХ; Я БОГ, ВАШ ГОСПОДЬ (Ваикра, 23:22)
В этом стихе две заповеди для хозяина поля. Он должен оставлять пеа — несжатую полоску поля, то есть не собирать с части поля урожай, оставляя его бедным; и кроме того, оставлять им лекет — один-два колоска, которые падают из руки жнеца. Лучшую иллюстрацию исполнения этого закона мы находим в книге Рут.
Раши комментирует слово «оставляй»: ты должен оставлять для них, чтобы они собирали, но не обязан им помогать. Раши говорит хозяину поля, что он не обязан давать урожай бедному, а только позволить ему собирать его. Рав Хаим Зайчик объясняет: благодаря этому бедный не будет испытывать унижения, получая помощь из чьих-либо рук, а будет чувствовать, что берет лишь то, что ему полагается по закону Торы. Рав Зайчик учит на примере этого стиха, что подобным образом должен вести себя и хозяин по отношению к гостю. Не должен впихивать в гостя еду, а дать ему чувствовать себя свободным, чтобы брал, сколько хочет.
ТОТ, КТО ЗАБЬЕТ ЖИВОТНОЕ, ДОЛЖЕН ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТЬ (Ваикра, 24:18)
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.