Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Эмор, Общение, Хафец Хаим, Критика, Лев Кацин, Упрек, Любовь к ближнему
«С волками жить — по-волчьи выть!» — говорят в народе. Значит ли это, что человек, который оказался среди «волков»-негодяев, должен уподобиться им? Можно ли, например, грубо разговаривать с грубиянами? Впрочем, мудрецы Талмуда призывали нас вести себя достойно в любой ситуации: «Даже в месте, в котором нет людей, все равно постарайся быть ЧЕЛОВЕКОМ!»
…Хофец Хаим увидел однажды человека, который грубо себя вел на постоялом дворе, и направился к нему. Однако хозяин постоялого двора попытался остановить его. — Этот человек не только не прислушается к вашим словам, но может даже оскорбить вас или ударить! — предостерег он Хофец Хаима. — Ведь он — кантонист, который рос без семьи и еврейской школы среди грубых солдат.Тем не менее, Хофец Хаим подошел к кантонисту.
— Шалом алейхем! — приветствовал Хофец Хаим грубияна. — Я узнал, что вас еще ребенком призвали на двадцать пять лет в армию, и издевались над вами, пытаясь оторвать вас от веры отцов, а вы, несмотря ни на что, остались евреем! Вы — герой нашего народа, который достоин великой награды. И как было бы важно, чтобы такой человек как вы, который даже в армии отстаивал свое еврейство, продолжил жить достойно!
Кантонист со слезами на глазах обнял Хофец Хаима, слова которого настолько потрясли его душу, что он действительно впоследствии стал достойным евреем…
Рабби Исраэль Меир Кохен (1838—1933) был духовным лидером поколения, автором множества трудов о Торе. Однако одна книга «Хофец-Хаим» — «Жаждущий жизни» не только принесла славу, но и буквально — имя: его самого стали уважительно называть Хофец Хаимом. Книга эта посвящена вопросам этики, культуре и чистоте речи, преодолению злословия и сплетен. Впрочем, величие Хофец Хаима заключалось не только в мудрости его книг, но и в его личной праведности: он был олицетворением того, о чем писал и к чему призывал других людей…Увидев недостойно ведущего себя еврея, Хофец Хаим решил не молчать, а исполнить заповедь Торы: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем, упрекая, упрекни друга твоего, и не понесешь за него греха» (Ваикра, 19:17).
Когда мы видим человека, который грешит, то следует не молчать, храня ненависть в сердце, а обратиться к нему с упреком, пытаясь исправить его. Возможно, он объяснит нам свое поведение, и мы убедимся в ошибочности нашего впечатления. Но если мы правы, то, может быть, он прислушается к нашим словам и исправится. Если же мы проявим безразличие и промолчим, то станем молчаливыми соучастниками преступления. Потому Тора предупреждает: «упрекни друга твоего, и не понесешь за него греха!» Ибо если не упрекнешь, то станешь соучастником греха! Но если так, то почему хозяин постоялого двора пытался остановить Хофец Хаима? Дело в том, что если вы точно знаете, что к вашим словам все равно не прислушаются, а ваш упрек вызовет лишь ненужный конфликт, то вы можете промолчать, как сказано в притчах царя Соломона: «Не упрекай насмешника, чтобы он возненавидел тебя; упрекни мудреца, и он полюбит тебя».
Впрочем, эти слова обладают удивительного глубиной, указывая нам не только кого упрекать, но и как упрекать. Если ты подойдешь к человеку и с презрением скажешь: «Насмешник, почему ты так плохо себя ведешь?», то он возненавидит тебя и отвергнет твои слова. Если же ты скажешь ему с уважением: «Мудрый человек, разве этот поступок соответствует твоему духовному уровню?», то он «полюбит тебя» и прислушается к твоим словам. Казалось бы, простой совет царя Соломона может использовать каждый, и не только для исправления грешников, но и для того, чтобы манипулировать людьми? Нет, это не так просто, ибо мы ощущаем фальшь, отвергая слова подхалимов, которые действуют в своих, а не в наших интересах. Мы также чувствуем искренность людей, которые указывают на наши недостатки для нашей же пользы.
Секрет огромного влияния Хофец Хаима состоял в его искренней любви к людям, которую ощутил даже грубый кантонист, принявший его деликатный упрек. Если мы видим праведного человека, который не поглощен своими личными интересами, то начинаем доверять ему, веря, что он искренне заботится о нашем благе. Царь Соломон так завершил свою книгу Экклезиаст: «Последнее слово будет услышано: перед Всевышним трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — вся (суть) человека» (Экклезиаст, 12:14).Когда слово будет услышано людьми? Когда произносящий его человек сам прислушивается к слову Всевышнего, трепещет перед Ним и заповеди Его соблюдет, объясняет Магарша.
…Почему сказано дважды «упрекая, упрекни друга твоего»? Упрекая друга, ты должен одновременно упрекать и исправлять себя!Если ты заметил недостаток в другом человеке, то, прежде чем упрекать его, спроси себя: «Нет ли и во мне этого недостатка?» Ибо Всевышний показывает человеку недостатки других для того чтобы он научился, как в зеркале, видеть в других людях свои собственные недостатки и исправлять их, учил Баал Шем Тов.
…Наша недельная глава рассказывает о том, как взрослые должны наставлять своих детей соблюдать законы Торы. «И сказал Всевышний Моисею: Скажи коганим, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра, 21:1). В Торе часто используется слово «дабэр» — «говори», что означает тяжелый, резкий разговор, в то время как слово «эмор» — скажи — традиционно понимается как мягкое обращение.
Повторяя слово «скажи», Тора подчеркивает, что, наставляя детей и учеников, родители и учителя должны находить деликатную форму общения, вдохновляя их соблюдать законы Торы.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»