«И вышел сын женщины-израильтянки, а он сын египтянина (…) И произнес сын женщины-исраэлит ИМЯ, и хулил, и привели его к Моше.И произнес сын женщины-исраэлит Имя Всевышнего, и хулил, и привели его к Моше» (24:10-11). Раввин Галинский рассказывал: Когда нас освободили из советского лагеря, шла Вторая мировая. Я решил идти на юг — климатические условия там легче, дальше от линии фронта (а тогда никто точно не знал, где именно находятся фашистские войска).
Так я попал в Ташкент. Там обнаружилось немалое количество беженцев, включая евреев. Даже религиозные родители были вынуждены отдать детей в советские школы. В противном случае их могли лишить продуктовых талонов.
Учителя делали все возможное для искоренения веры из сердец малышей. Во время очередного занятия преподаватель потребовал, чтобы дети попросили у Б-га конфет. Разумеется, ничего не произошло. «Видите, — торжествовал педагог, — нет никакого Б-га. А теперь покажите Ему фигу».
В классе воцарилось молчание. Невысокий мальчик поднял руку и обратился к учителю: «Если Б-га нет, зачем показывать фигу тому, которого нет? А если Б-г есть, как же мы осмелимся показать Ему фигу?»
После этого случая нам удалось открыть подпольные хедер и ешиву, где училось немало детей беженцев. Однако то, что понял малыш, не понимал человек, который хулил Творца. Раши объясняет, что есть люди, которые верят в Б-га, но хотят восстать против Него. Таким был, например, царь Иегояким. В Талмуде (Сангедрин 103б) цитируются его слова: «Предки не знали, как разозлить Б-га, а я знаю».
В этом и заключается главная ошибка. Человек — ничто перед Всевышним, песчинка, капля в море. Надо помнить об этом, не переполняясь ощущением собственной значимости. Надо помнить урок, преподанный ташкентским малышом.
Заслуга отца
«И вышел сын женщины-израильтянки…» (24:10). Тора недаром использует глагол «выходить».
Про Моше сказано, что он вышел к своим братьям-евреям и увидел, как они страдают. Моше вырос в доме фараона. Он был приемным сыном, который жил в абсолютном комфорте и достатке. Он вышел из дворца и увидел настоящий мир, полный бедностью и страданием рабов. Моше убил египтянина, который издевался над евреев, бежал, а потом вернулся в качестве лидера всего народа.
Сын женщины-израильтянки, который хулил Творца, тоже вышел. Он вышел из Египта, видел все чудеса, которые сотворил Всевышний, слышал Его голос на горе Синай. И — что? А ничего. Этот человек вышел из стана евреев, вышел из мира благословений в мир проклятий.
Моше жил в доме фараона и не нуждался ни в чем. Б-гохульник был выращен еврейской матерью и тоже ни в чем не нуждался. Но какие разные судьбы!
Комментатор рабби Авраам Азулай задается вопросом: что заставляет человека идти наперекор семейному укладу? По его мнению, решающим является личность отца. Отцом Моше был Амрам, внук Леви, сына праотца Яакова. Неудивительно, что Моше внутренне тянулся к своим единоверцам, к своим корням.
В нашем поколении есть немало ассимилированных евреев, которые забыли или даже не знали о традициях предков. Наша цель — восстановить связь поколений.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его