Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Сотворение мира, Элиэзер Гервиц, Вера, Доказательство, Поиск истины
Доказательство существования Б-га едва ли возможно с помощью обычных банальных методов. Это не то же самое, что доказательство существования какой-нибудь, например, бактерии. В конце концов, чтобы увидеть бактерию, можно использовать микроскоп и убедиться в ее существовании.
Но Б-г не есть физическая сущность. Его нельзя изучить в научной лаборатории под микроскопом или при ярком освещении. Ашем выходит за пределы пространства и времени, и поэтому научный метод не может быть применен для доказательства Его существования. Если Б-г полностью непознаваем человеком, как говорилось ранее, как тогда человек может утверждать, что это непознаваемое существует?
Поскольку прямое доказательство находится за пределами человеческих возможностей, попробуем применить косвенный метод. Посмотрим на мир вокруг нас: из чего он состоит, кем населен, какова его история, его законы. Сложность и организованность протекающих вокруг нас процессов подразумевает существование Высшего Начала, которое мы называем Б-гом.
Вкратце, косвенное доказательство выглядит так: предположим, что перед нами пятидесятиэтажный небоскреб, поражающий сложностью конструкции. Мы видим, что каждая деталь расположена в соответствующем функционально обоснованном месте; каждый этаж спроектирован так, что там достаточно места для различных учреждений; системы водо — и электроснабжения функционируют нормально, крыша держится прочно. В этом случае возникает уверенность, что проект тщательно продуман архитектором и выполнен строителями. Никто не станет утверждать, что блоки и окна случайно оказались на своих местах и что совершенно случайно конструкция способна удовлетворить человеческим потребностям. Подобная мысль показалась бы абсурдной. Нет, конечно, здание должно быть спроектировано и построено теми, у кого хватило интеллектуальных и физических способностей сделать это.
Наш мир, конечно же, много больше и сложнее отдельного здания. Однако, как мы скоро увидим, он обнаруживает то же тщательное построение, тот же порядок, те же продуманные приспособления, как в случае с небоскребом. Следовательно, напрашивается вывод, что и наш мир спланирован, спроектирован и создан Высшим Архитектором, т. е. Б-гом.
В дальнейшем мы детально рассмотрим это и другие доказательства, которые также основываются на невероятности факта случайности творения. Такой сложный объект, как человек, должен иметь Создателя.
Тем не менее всегда находятся люди, отвергающие эту очевидность. Они говорят: «Мы не примем Б-га, пока непосредственно не увидим Его». Они упорствуют, отказываясь даже обсуждать непознаваемость Творца, Его отличие от элементов Творения, которые можно обнаружить.
В конечном счете, признание существования Б-га это вопрос веры. Некоторые настаивают на том, что не верят в Б-га. А другие чувствуют, что все в жизни, этот мир, космос, укрепляет их веру в то, что Б-г в самом деле существует.
Вскоре мы увидим почему.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»