Темы: Мишпатим, Оцарот, Талмид хахам
«И если раскроет кто яму…» (Мишпатим 21:33). В нашем поколении наблюдается обесценивание званий. Ученики ешив с легкостью называют себя раввинами, а раввины не морщатся, когда рядом с их именами добавляют титул «а-рав а-гаон».
Раскроем Талмуд. Великий амора Шмуэль, ученик рабби Йегуды а-Наси, наставник, ради которого рабби Йоханан переехал из Эрец-Исраэль в Вавилон, удостоился одного-единственного звания «хахам», то есть, мудрец. Вдумаемся: этот праведник, который досконально знал Тору, в те годы не был достоин звания «рав»!
Аналогичная ситуация произошла с титулом «талмид-хахам», которым сегодня награждают всех, кому не лень. В трактате «Шабат» написано, что талмид-хахам — это, цитируем, «…тот, которому задают любой галахический вопрос, и у него есть ответ» (Шабат 114). В другом отрывке приводится не менее красноречивое описание: талмид-хахам — это человек, который сделал Тору своим единственным ремеслом, он изучает ее целыми днями, не делая ни шагу без мыслей о пройденном материале (Тосафот к Сота 21).
Как-то раз рабби Шломо бен Шимон сидел в кабинете своего учителя рабби Эзры Атия. Раздался стук, и на пороге появился преподаватель местной ешивы. Он попросил, чтобы раввин Атия подписал лестную рекомендацию одному из учеников. Когда тот поинтересовался, чем же так славен этот парень, гость ответил: «О, он знает все шесть частей Мишны!»
Р. Атия кивнул и подписал поданную ему бумагу. Когда гость ушел, раввин обратился к р. Шломо: «Рабби Ицхак бар-Шешет описывает своего наставника рабби Нисима, да будет благословенная память праведника следующими словами. “Он был подобен мудрецам Талмуда и знал три раздела Мишны, которые покоились в его памяти, как предметы в кармане. Его интеллект был шире моря, а ум был острым и чистым”.»
«Вы поняли? — воскликнул раввин Эзра Атия. — рабби Нисим был великим мудрецом и знал наизусть три раздела Мишны. Тогда как сегодня среднестатистический ешиботник козыряет знанием всех шести ее разделов. В книге “Цемах Давид” приведен некролог на смерть рабби Йосефа Каро — там сказано, что автор “Шульхан аруха” прошел весь Талмуд полтора раза. Сейчас же люди направо и налево рассказывают о том, как они в пятый и десятый разы принимаются за постижение секретов этой книги».
К рабби Аврааму а-Коэну, раввину тунисского города Габес, пришел ешиботник, заинтересованный в получении раввинского диплома. Р. Авраам побеседовал с ним несколько минут и понял, что у парня разрозненные и поверхностные знания. Услышав отказ, молодой человек погрустнел: «Ребе, но ведь в Талмуде написано, что всё относительно — для своего поколения невежда Ифтах был столь же знающим лидером, как Шмуэль для своего».
Раввин Габеса отрицательно покачал головой. «В главе “Мишпатим” написано: ве-хи ифтах иш бор. Это можно перевести как “И если раскроет кто яму…”, но есть и другой, аллегорический вариант. Ве-хи ифтах иш бур — “Разве Ифтах — невежда?!” Нет, конечно же. Ифтах не достиг уровня Шмуэля, но при этом был блестящим знатоком Торы.»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский