Из цикла «В кругу великих», темы: Воспитание детей, Дети, Хазон Иш, Почитание родителей, Шломо Лоренц, В кругу великих, Любовь к ребенку
Когда на повестке дня стал вопрос об отношениях между родителями и детьми, ставшими на плохой путь, да спасет нас от этого Б-г, мнение нашего учителя состояло в том, что родители должны пытаться приблизить их к себе «канатами любви» и не отталкивать, не дай Б-г. Он изо всех сил отвергал спор и ссоры, как он сам свидетельствует о себе: «Мельчайшая ссора, подобная легкой соломинке, для меня — как бревно из маслодавильни» (Ковец игрот, ч. 1, 1253).
Известна история про отца, сын которого дошел до открытого нарушения субботы, а однажды явился к отцу с просьбой купить ему автомобиль. Отец сказал, что готов исполнить просьбу, если тот пообещает, что не будет ездить на нем по субботам. Сын отказался дать такое обещание, и отношения между ними стали еще более напряженными. Когда об этом стало известно нашему учителю, он поручил передать отцу свой совет: в этом случае, — а он знал все об отношениях между отцом и сыном, — следовало бы купить сыну автомобиль без всяких условий, поскольку именно таким путем отец может увеличить свое влияние на него (я слышал об этом от р. Яакова Эдельштейна и р. Дорона Ротера).
Нужно учесть, что в те дни кризисные ситуации возникали у многих молодых людей, и если родители не отталкивали их обеими руками, они, как правило, исправлялись.
Другая история — о том, как один юноша простодушно рассказал нашему учителю, что когда он произносит у себя дома биркат а-мазон (благословение после трапезы), он отворачивается от своей матери из-за того, что ее голова не покрыта. Наш учитель отнесся к этому осуждающе. Он сказал юноше, что, поскольку согласно букве закона достаточно зажмурить глаза, чтобы не видеть женских волос (при произнесении благословений, как объясняет Мишна брура, 75, п. 5), ему запрещается устрожать для себя в этой ситуации, когда на нем лежит обязанность почитания матери, — поскольку, отворачиваясь от матери, он выражает к ней пренебрежение.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.